Файл: экологическая токсикология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 1422

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

96 

 

ассимиляционная емкость морской экосистемы к определенным 

загрязняющим веществам; 

 

уровень  и  скорость  изменения  биологической  продуктивности 

морских экосистем. 

Проблема  экологического  нормирования  является  неким  антипо-

дом санитарно-гигиеническому. По В.С. Безель (1994), реализация этих 
двух систем нормирования должна быть построена не только на разгра-
ничении  их  функций  (различие  объектов  нормирования,  надорганиз-

менный и организменный ранги  токсических  эффектов), но и на  прин-
ципах  взаимной  увязки  экологических  и  санитарных  регламентов  (по-
следнее важно с практической точки зрения). 

Процедура  токсикологического  нормирования  в  разных  стра-

нах. 

Все  промышленные  страны  мира  в  той  или  иной  степени  обеспо-

коены состоянием природной среды. Для контроля за ним используются 

различные характеристики, называемые индикаторами, индексами, кри-
териями и др.  

Подход  к  проблеме  оценки  состояния  природной  среды  в  различ-

ных странах неодинаков и определяется их особенностями (географиче-
скими,  культурными,  экономическими  и  др.).  Боле  того,  даже  внутри 
одной страны существуют различия в этих вопросах (различные штаты 

США, провинции Канады, земли Германии). 

Важнейшими считаются показатели контроля, отражающие поведение 

тех веществ, которые представляют наибольшую опасность для населения 

и  природы  в  данной  местности  в  силу  больших  объемов  выделения  или 
применения,  токсических  свойств,  особенностей  транспорта,  способности 
накапливаться в природных объектах, устойчивости к разрушению. 

Все  эти  данные  рассматриваются  в  динамике,  и  положение  счита-

ется  удовлетворительным,  если  негативные  показатели  со  временем 
уменьшаются. 

Выделяются  следующие  параметры,  пригодные  для  учета:  загряз-

ненность  среды  обитания  населенных  мест;  загрязненность  воды;  рас-
сеивание токсичных химикатов в природных объектах; сбор, хранение, 

транспортировка и переработка опасных отходов. 

Обращает  на  себя  разброс  в  количественных  характеристиках  за-

грязненности объектов природы, в частности почвы. Так, для почв сель-

скохозяйственного  использования  в  провинциях  Канады  (Альберта, 
Квебек) допустимым считается концентрация свинца 50–60 мг/кг, тогда 
как для Германии уровень  100 мг/кг является удовлетворительным, а в 

Великобритании допустимы концентрации 500 мг/кг. 

Материалы, оценивающие  качество экосистемы  Рейна,  дают  пред-

ставление о критериальных подходах по оценке состояния окружающей 

среды.  Критерии  характеризуют  отдельные  виды  загрязнения  окру-
жающей  среды  (поверхностных  вод  и  загрязнение  почвы),  оценивают 
концентрации загрязняющих веществ. 


background image

 

97 

Большинство  оценивающих  показателей  используются  для  сопостав-

ления  начальных  условий  в  разных  объектах  или  для  оценки  изменений 

концентрации  загрязняющих  веществ  во  времени  в  каждом  объекте  (т.е. 
динамики загрязнений). Расчет параметров (или критериев) носит целевой 
характер и направлен на определение качества поверхностных вод для во-

допотребления  и  качества  донных  осадков  по  степени  концентрации  за-
грязняющих  веществ.  По  голландской  системе  оценок  используются  рис-
ковые показатели концентраций. Рассматриваются показатели МРС (Max-
imum Permissible Concentrations) – максимально допустимые концентрации 
(т.е.  концентрации  на  уровне  риска  экосистемы),  а  также  NC  (Negligible 
Concentrations) – незначительные концентрации. 

Международная  программа  «Охрана  вод  Рейна» –  Protection  of  lie 

Rhine (IRSR) – так  же как  и программа Экономического развития – Or-
ganization for Economic Cooperation and Development (OECD) – относит-

ся к числу наиболее крупных европейских рамочных соглашений, стре-
мящихся получить оценку качества среды при помощи единой системы 
показателей.  В  ней  поднимается  вопрос  о  необходимости  учета  транс-

граничных  переносов  загрязнений  и  разработки  новых  показателей  ка-
чества среды, учитывающих сетное воздействие различных загрязните-
лей. Помимо общепринятых определений и состава признаков в OECD в 

Европейском  Союзе  (ЕС)  пока  не  принят  стандарт  на  эти  показатели. 
Национальные определения хотя и близки, но различаются по ряду по-
ложений, в основном по набору информационных признаков.

 

 

Так,  Директива  ЕС  96.61  от  24.09.96  ясно  разделяет  два  понятия: 

emission  values  (практически  соответствует  нормативам  ПДВ  и  ПДС 
российских норм и рассчитывается так же, исходя из определений ПДК) 

и  environmental  quality  standart  (установленные  требования,  которые 
обязаны выполняться в данное время и данной окружающей среде  или 
части этого, как то установлено законодательством ЕС). 

При представлении общих классификационных принципов целесооб-

разно  остановиться  на  наиболее  широко  используемых  критериальных 
подходах.  Одной  из  основных  на  сегодняшний  день  c  этой  точки  зрения 

является  концепция,  предложенная  ЮНЕП  в  рамках  реализации  положе-
ний Конференции по окружающей среде и развитию ООН (Рио, 1992). 

Отличительной особенностью концептуальных положений о типах 

и  формах  оценки  состояния  качества  окружающей  среды,  на  которые 
мало обращается внимание, является ясное определение различий меж-
ду  собственно  прямыми  измерениями  (расчетами)  параметров  среды  и 

так называемой «экологической статистикой» (environmental statistics). 

Под последней понимаются данные национальных статистических 

служб,  государственных  агентств  (организаций)  в  области  охраны  ок-

ружающей среды, фондовые материалы уполномоченных научных цен-
тров и международных организаций. При этом информационные масси-
вы и результат их обработки (параметры, критерии, индикаторы, индек-

сы  оценки  качества  среды)  в  первую  очередь  должны  описывать  не 


background image

 

98 

столько  точные  количественные  определения,  сколько  тренды  процес-
сов, определенных как значимые для окружающей среды. 

Применение  трендов  как  основы  критериальной  оценки  позволяет 

значительно  упростить  (не  во  всех,  разумеется,  случаях)  требования  к 
точности  данных  и  расширить  возможную  территорию  (функциональ-

ную  среду)  их  сопоставления.  В  то  же  время  отсутствие  исходной  ин-
формационной экостатистической базы является серьезной помехой для 
принятия единых списков  индикаторов.  Так,  в Европейском союзе Со-

ветом  министров  окружающей  среды  в  1994  г.  принята  четырехлетняя 
программа  развития  экологических  компонентов  статистики,  вступив-
шая  в  силу  как  единая  координирующая  система  только  в  1999  г.  При 

этом  следует  заметить,  что  ЕС  уже  имеет  мощную  унифицированную 
систему сбора и обработки информации о состоянии окружающей сре-
ды,  включающую в том числе  и параметрическое  разделение  всей тер-

ритории ЕС по статистическим округам (Программа CORINE – Coordi-
nation of Information on the Environmental of European Union). 

Идеологическое обоснование таких подходов заключается в реаль-

но существующем социально-экономическом заказе на сознательно уп-
рощенное  представление  оценок  среды  для  общественности  и  полити-
ческих  систем  управления  (decision  make).  Последнее  декларировано  в 

гл. 40 Agenda 21 следующим образом: «...Индикаторы устойчивого раз-
вития  необходимы  для  того,  чтобы  обеспечить  прочную  базу  для  лиц, 
принимающих решения на всех уровнях, и способствовать саморегули-

рующейся интеграции систем окружающей среды и развития». 

При  этом  остается  требование  научной  достоверности  самих  эко-

статистических показателей (критериев) и возможности принятия на их 
основе управленческих решений. 

Внутреннее противоречие таких подходов очевидно. Оно осложня-

ется  активным  процессом  принятия  процедур  и  регламентации  систем 
критериев  и  индексов  различными  группами  потенциальных  пользова-
телей  и  организаций  (например  ЮНЕП,  Всемирный  банк,  ЕЭК  ООН, 
OECD

 

и  т.д.).  Надо  отметить,  что  для  ряда  природных  процессов  или 

типов  воздействий  в  качестве  индикаторов  применяются  значительно 
более сложные, чем экостатистические, прямые параметры и интеграль-
ные показатели, требующие специальных наблюдений. Это, как прави-
ло,  связано  с  желанием  обеспечить  идентификацию  какого-либо  при-
родно-антрогенного  процесса,  важного  с  точки  зрения  программы  или 
схемы  экологического  индикатора.  Так,  программа  Всемирного  банка 
уделяет большое внимание индикаторам состояния почвенного покрова 
как элемента экономики развивающихся стран. Причем выбору индика-
торов  предшествует  разработка  глобальной  классификации  почв  и  зе-
мельного  фонда  и  создание  на  ее  основе  цифровых  почвенных  карт. 
Очень  кратко  основные  группы  критериев  (индикаторов)  на  уровне 
оценки глобальных процессов можно представить следующим образом: 


background image

 

99 

 

критерии  качества  окружающей  среды  (тип  SOE –  State  of  the 

Environment); 

 

критерии  воздействия,  отражающие  эффект  влияния  (stress  indi-

cators); 

 

критерии  устойчивого развития  (sustainable  indicators);

 

критерии 

качества среды для проживания и воздействия на человека (environmen-
tal health indicators). 

При этом для усиления точности представления оценок предложена 

дополнительная  группа  индекс-показателей,  включающая  парирован-
ные значения отдельных (две и более) переменных (широко использует-
ся, например, Агентством окружающей среды ИД – ЕРА

).

 

Предельные  опорные  критерии  устанавливают  лимиты  паpaметра, 

индицирующего  границы  приемлемого  экологического  риска.  Целевые 
критерии  предназначены  для  отслеживания  эффективности  решения 

природоресурсных и эколого-экономических задач. 

При определении индексов экологической ситуации в качестве ос-

новных выделяются: 

 

стандарты качества питания; 

 

стандарты качества медико-социальной среды; 

 

структура заболеваемости; 

 

экотоксикологические параметры; 

 

биоиндикаторные тесты; 

 

параметры биогенного круговорота; 

 

предельно  допустимые  уровни  дезинтеграции  природно-

территориальных комплексов; 

 

индексы ресурсовоспроизводящего потенциала; 

 

параметры определения удельных нормативов: на единицу тер-

ритории; на единицу продукции и т.д.; 

 

индексы оценки риска. 

Сама  система  оценок ЮНЕП  в связи с тем, что оперирует глобаль-

ными  процессами  и  данными,  во  многих  случаях  не  обеспеченными 
репрезентативными  рядами,  не  имеет  четкой,  логически  выдержанной 
классификационной  структуры.  В  сущности,  ее  идеология  сводится  к 
попыткам подобрать возможные интегральные индексы или экологиче-
ские  индикаторы, исходя из принципа  наибольшей обеспеченности на-
циональными  данными.  Если  в  случае  ресурсных  оценок  воздействия 
этот  подход  реализуется  удачно,  то  в  собственно  оценках  состояния 
среды (кроме, вероятно, глобальных процессов) – явно нет. 

Наличие  тех  или  иных  специфических  экологических  проблем  (или 

чаще национальных аспектов их понимания) приводит к

 

явлению узколо-

кальных  показателей.  Практически  всегда  они  относятся  к  иерархически-
территориальному  уровню  малого  региона  или  территорий  самоуправле-
ния. Так, в Дании, помимо общих тренд-показателей, для локального уров-
ня предусмотрены так называемые статичные показатели, например, число 
скважин водозабора, расположенных более чем в 500 м от зеленых зон. 


background image

 

100 

Списки региональных индикаторов имеют существенный разброс в 

разных странах. Например, таким критерием может быть коэффициент 
детской смертности (Всемирный банк), продолжительность жизни (Ве-
ликобритания), число исчезающих видов (Baltic Agenda 21, UNEP), на-
грузка  высокотоксичных  пестицидов  (ЕС,  Северная  Европа,  Канада), 
кумулятивное накопление токсикантов в трофических цепях (Канада). 

Экологический  индикатор

 – 

это  признак,  свойственный  системе 

или  процессу,  на  основании  которого  производится  качественная  или 
количественная оценка тенденций изменений, определение или оценоч-
ная классификация состояния экологических систем, процессов и явле-
ний.  Значение  индикатора  описывает  процесс  или  явление,  выходящее 
за рамки его собственных свойств. 

Экологический индикатор (критерий) может быть: 
природоохранным –  сохранение  целостности  экосистем  (разнооб-

разия, его местопребывания и т.п.); 

антропоэкологическим – воздействие на человека, его популяции; 
ресурсно-хозяйственным –  воздействие  на  всю  систему  «общест-

во – природа»; 

социоэкономическим –  результирующая  оценка  благополучия  эко-

номической системы и качества жизни. 

Характерно  очень  высокое  удельное  значение  индикаторов-

показателей состояния природных и природно-антропогенных систем. 

В  Голландии  это  следствие  необходимости  тщательного  контроля 

практически искусственно управляемых и крайне быстро реагирующих 
на  воздействие  природно-антропогенных  систем  и  их  природных  ком-
понентов  как  основы  экономико-хозяйственной  системы  (польдерное 
земледелие,  регулируемый  гидрогеохимический  режим,  неустойчивые 
почвофитомелиоративные компоненты и т.д.). 

В  Канаде  высокая  доля  этой  группы  отражает  необходимость  сохра-

нения  ресурсного  потенциала  природных  геосистем  и  постановления  их 
естественной  устойчивости

 

(например,  План  управления  и  действий  по 

восстановлению качества вод Великих озер, включающий широкий спектр 
таких  индикаторов).  Обе  схемы  используют  экстерриториальные  класси-
фикации  разделения  зон  применения  индикаторов  в  отличие  от  преобла-
дающего административно-территориального принципа деления. В Канаде 
это экозоны и экорегионы (ecozone), в Голландии – экоокруга (eco-district),

 

также с совершенно разным ландшафтным содержанием.