ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 1422
Скачиваний: 9
96
–
ассимиляционная емкость морской экосистемы к определенным
загрязняющим веществам;
–
уровень и скорость изменения биологической продуктивности
морских экосистем.
Проблема экологического нормирования является неким антипо-
дом санитарно-гигиеническому. По В.С. Безель (1994), реализация этих
двух систем нормирования должна быть построена не только на разгра-
ничении их функций (различие объектов нормирования, надорганиз-
менный и организменный ранги токсических эффектов), но и на прин-
ципах взаимной увязки экологических и санитарных регламентов (по-
следнее важно с практической точки зрения).
Процедура токсикологического нормирования в разных стра-
нах.
Все промышленные страны мира в той или иной степени обеспо-
коены состоянием природной среды. Для контроля за ним используются
различные характеристики, называемые индикаторами, индексами, кри-
териями и др.
Подход к проблеме оценки состояния природной среды в различ-
ных странах неодинаков и определяется их особенностями (географиче-
скими, культурными, экономическими и др.). Боле того, даже внутри
одной страны существуют различия в этих вопросах (различные штаты
США, провинции Канады, земли Германии).
Важнейшими считаются показатели контроля, отражающие поведение
тех веществ, которые представляют наибольшую опасность для населения
и природы в данной местности в силу больших объемов выделения или
применения, токсических свойств, особенностей транспорта, способности
накапливаться в природных объектах, устойчивости к разрушению.
Все эти данные рассматриваются в динамике, и положение счита-
ется удовлетворительным, если негативные показатели со временем
уменьшаются.
Выделяются следующие параметры, пригодные для учета: загряз-
ненность среды обитания населенных мест; загрязненность воды; рас-
сеивание токсичных химикатов в природных объектах; сбор, хранение,
транспортировка и переработка опасных отходов.
Обращает на себя разброс в количественных характеристиках за-
грязненности объектов природы, в частности почвы. Так, для почв сель-
скохозяйственного использования в провинциях Канады (Альберта,
Квебек) допустимым считается концентрация свинца 50–60 мг/кг, тогда
как для Германии уровень 100 мг/кг является удовлетворительным, а в
Великобритании допустимы концентрации 500 мг/кг.
Материалы, оценивающие качество экосистемы Рейна, дают пред-
ставление о критериальных подходах по оценке состояния окружающей
среды. Критерии характеризуют отдельные виды загрязнения окру-
жающей среды (поверхностных вод и загрязнение почвы), оценивают
концентрации загрязняющих веществ.
97
Большинство оценивающих показателей используются для сопостав-
ления начальных условий в разных объектах или для оценки изменений
концентрации загрязняющих веществ во времени в каждом объекте (т.е.
динамики загрязнений). Расчет параметров (или критериев) носит целевой
характер и направлен на определение качества поверхностных вод для во-
допотребления и качества донных осадков по степени концентрации за-
грязняющих веществ. По голландской системе оценок используются рис-
ковые показатели концентраций. Рассматриваются показатели МРС (Max-
imum Permissible Concentrations) – максимально допустимые концентрации
(т.е. концентрации на уровне риска экосистемы), а также NC (Negligible
Concentrations) – незначительные концентрации.
Международная программа «Охрана вод Рейна» – Protection of lie
Rhine (IRSR) – так же как и программа Экономического развития – Or-
ganization for Economic Cooperation and Development (OECD) – относит-
ся к числу наиболее крупных европейских рамочных соглашений, стре-
мящихся получить оценку качества среды при помощи единой системы
показателей. В ней поднимается вопрос о необходимости учета транс-
граничных переносов загрязнений и разработки новых показателей ка-
чества среды, учитывающих сетное воздействие различных загрязните-
лей. Помимо общепринятых определений и состава признаков в OECD в
Европейском Союзе (ЕС) пока не принят стандарт на эти показатели.
Национальные определения хотя и близки, но различаются по ряду по-
ложений, в основном по набору информационных признаков.
Так, Директива ЕС 96.61 от 24.09.96 ясно разделяет два понятия:
emission values (практически соответствует нормативам ПДВ и ПДС
российских норм и рассчитывается так же, исходя из определений ПДК)
и environmental quality standart (установленные требования, которые
обязаны выполняться в данное время и данной окружающей среде или
части этого, как то установлено законодательством ЕС).
При представлении общих классификационных принципов целесооб-
разно остановиться на наиболее широко используемых критериальных
подходах. Одной из основных на сегодняшний день c этой точки зрения
является концепция, предложенная ЮНЕП в рамках реализации положе-
ний Конференции по окружающей среде и развитию ООН (Рио, 1992).
Отличительной особенностью концептуальных положений о типах
и формах оценки состояния качества окружающей среды, на которые
мало обращается внимание, является ясное определение различий меж-
ду собственно прямыми измерениями (расчетами) параметров среды и
так называемой «экологической статистикой» (environmental statistics).
Под последней понимаются данные национальных статистических
служб, государственных агентств (организаций) в области охраны ок-
ружающей среды, фондовые материалы уполномоченных научных цен-
тров и международных организаций. При этом информационные масси-
вы и результат их обработки (параметры, критерии, индикаторы, индек-
сы оценки качества среды) в первую очередь должны описывать не
98
столько точные количественные определения, сколько тренды процес-
сов, определенных как значимые для окружающей среды.
Применение трендов как основы критериальной оценки позволяет
значительно упростить (не во всех, разумеется, случаях) требования к
точности данных и расширить возможную территорию (функциональ-
ную среду) их сопоставления. В то же время отсутствие исходной ин-
формационной экостатистической базы является серьезной помехой для
принятия единых списков индикаторов. Так, в Европейском союзе Со-
ветом министров окружающей среды в 1994 г. принята четырехлетняя
программа развития экологических компонентов статистики, вступив-
шая в силу как единая координирующая система только в 1999 г. При
этом следует заметить, что ЕС уже имеет мощную унифицированную
систему сбора и обработки информации о состоянии окружающей сре-
ды, включающую в том числе и параметрическое разделение всей тер-
ритории ЕС по статистическим округам (Программа CORINE – Coordi-
nation of Information on the Environmental of European Union).
Идеологическое обоснование таких подходов заключается в реаль-
но существующем социально-экономическом заказе на сознательно уп-
рощенное представление оценок среды для общественности и полити-
ческих систем управления (decision make). Последнее декларировано в
гл. 40 Agenda 21 следующим образом: «...Индикаторы устойчивого раз-
вития необходимы для того, чтобы обеспечить прочную базу для лиц,
принимающих решения на всех уровнях, и способствовать саморегули-
рующейся интеграции систем окружающей среды и развития».
При этом остается требование научной достоверности самих эко-
статистических показателей (критериев) и возможности принятия на их
основе управленческих решений.
Внутреннее противоречие таких подходов очевидно. Оно осложня-
ется активным процессом принятия процедур и регламентации систем
критериев и индексов различными группами потенциальных пользова-
телей и организаций (например ЮНЕП, Всемирный банк, ЕЭК ООН,
OECD
и т.д.). Надо отметить, что для ряда природных процессов или
типов воздействий в качестве индикаторов применяются значительно
более сложные, чем экостатистические, прямые параметры и интеграль-
ные показатели, требующие специальных наблюдений. Это, как прави-
ло, связано с желанием обеспечить идентификацию какого-либо при-
родно-антрогенного процесса, важного с точки зрения программы или
схемы экологического индикатора. Так, программа Всемирного банка
уделяет большое внимание индикаторам состояния почвенного покрова
как элемента экономики развивающихся стран. Причем выбору индика-
торов предшествует разработка глобальной классификации почв и зе-
мельного фонда и создание на ее основе цифровых почвенных карт.
Очень кратко основные группы критериев (индикаторов) на уровне
оценки глобальных процессов можно представить следующим образом:
99
–
критерии качества окружающей среды (тип SOE – State of the
Environment);
–
критерии воздействия, отражающие эффект влияния (stress indi-
cators);
–
критерии устойчивого развития (sustainable indicators);
критерии
качества среды для проживания и воздействия на человека (environmen-
tal health indicators).
При этом для усиления точности представления оценок предложена
дополнительная группа индекс-показателей, включающая парирован-
ные значения отдельных (две и более) переменных (широко использует-
ся, например, Агентством окружающей среды ИД – ЕРА
).
Предельные опорные критерии устанавливают лимиты паpaметра,
индицирующего границы приемлемого экологического риска. Целевые
критерии предназначены для отслеживания эффективности решения
природоресурсных и эколого-экономических задач.
При определении индексов экологической ситуации в качестве ос-
новных выделяются:
–
стандарты качества питания;
–
стандарты качества медико-социальной среды;
–
структура заболеваемости;
–
экотоксикологические параметры;
–
биоиндикаторные тесты;
–
параметры биогенного круговорота;
–
предельно допустимые уровни дезинтеграции природно-
территориальных комплексов;
–
индексы ресурсовоспроизводящего потенциала;
–
параметры определения удельных нормативов: на единицу тер-
ритории; на единицу продукции и т.д.;
–
индексы оценки риска.
Сама система оценок ЮНЕП в связи с тем, что оперирует глобаль-
ными процессами и данными, во многих случаях не обеспеченными
репрезентативными рядами, не имеет четкой, логически выдержанной
классификационной структуры. В сущности, ее идеология сводится к
попыткам подобрать возможные интегральные индексы или экологиче-
ские индикаторы, исходя из принципа наибольшей обеспеченности на-
циональными данными. Если в случае ресурсных оценок воздействия
этот подход реализуется удачно, то в собственно оценках состояния
среды (кроме, вероятно, глобальных процессов) – явно нет.
Наличие тех или иных специфических экологических проблем (или
чаще национальных аспектов их понимания) приводит к
явлению узколо-
кальных показателей. Практически всегда они относятся к иерархически-
территориальному уровню малого региона или территорий самоуправле-
ния. Так, в Дании, помимо общих тренд-показателей, для локального уров-
ня предусмотрены так называемые статичные показатели, например, число
скважин водозабора, расположенных более чем в 500 м от зеленых зон.
100
Списки региональных индикаторов имеют существенный разброс в
разных странах. Например, таким критерием может быть коэффициент
детской смертности (Всемирный банк), продолжительность жизни (Ве-
ликобритания), число исчезающих видов (Baltic Agenda 21, UNEP), на-
грузка высокотоксичных пестицидов (ЕС, Северная Европа, Канада),
кумулятивное накопление токсикантов в трофических цепях (Канада).
Экологический индикатор
–
это признак, свойственный системе
или процессу, на основании которого производится качественная или
количественная оценка тенденций изменений, определение или оценоч-
ная классификация состояния экологических систем, процессов и явле-
ний. Значение индикатора описывает процесс или явление, выходящее
за рамки его собственных свойств.
Экологический индикатор (критерий) может быть:
природоохранным – сохранение целостности экосистем (разнооб-
разия, его местопребывания и т.п.);
антропоэкологическим – воздействие на человека, его популяции;
ресурсно-хозяйственным – воздействие на всю систему «общест-
во – природа»;
социоэкономическим – результирующая оценка благополучия эко-
номической системы и качества жизни.
Характерно очень высокое удельное значение индикаторов-
показателей состояния природных и природно-антропогенных систем.
В Голландии это следствие необходимости тщательного контроля
практически искусственно управляемых и крайне быстро реагирующих
на воздействие природно-антропогенных систем и их природных ком-
понентов как основы экономико-хозяйственной системы (польдерное
земледелие, регулируемый гидрогеохимический режим, неустойчивые
почвофитомелиоративные компоненты и т.д.).
В Канаде высокая доля этой группы отражает необходимость сохра-
нения ресурсного потенциала природных геосистем и постановления их
естественной устойчивости
(например, План управления и действий по
восстановлению качества вод Великих озер, включающий широкий спектр
таких индикаторов). Обе схемы используют экстерриториальные класси-
фикации разделения зон применения индикаторов в отличие от преобла-
дающего административно-территориального принципа деления. В Канаде
это экозоны и экорегионы (ecozone), в Голландии – экоокруга (eco-district),
также с совершенно разным ландшафтным содержанием.