Файл: По дисциплине Теоретические основы формирования информационной культуры педагога.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По дисциплине ««Теоретические основы формирования информационной культуры педагога»
Оглавление
[электронный ресурс ] – Режим доступа: 13
[электронный ресурс ] – Режим доступа: 13
[электронный ресурс ] – Режим доступа: 13
[электронный ресурс ] – Режим доступа: 13
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы значительное внимание уделяется вопросам формирования информационной культуры представителей педагогического сообщества : педагогов-практиков, студентов педагогических вузов и др. Эта проблематика находит своё отражение в диссертационных исследованиях, материалах научных конференций, публикациях в профессиональной педагогической периодике.
В профессиональной деятельности педагога важное значение имеет умение и желание находить новые сведения, факты, материалы, использовать их в практической деятельности. Особенно актуально это становится сегодня, когда временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном росте её объёмов. Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором учёба становится неотъемлемым атрибутом всей жизни человека. Сегодня, для того, чтобы стать (и оставаться) специалистом необходимо постоянно усваивать новые знания, не ограничиваясь теми, которые получены некогда в учебном заведении Совокупность качеств, позволяющих осуществлять эту деятельность эффективно, свидетельствует о высоком уровне информационной культуры. Педагог должен уметь ориентироваться в непрерывно растущем информационном потоке и прививать это умение своим ученикам. И сегодня в профессиональной педагогической среде широко используются понятия «информация», «информационный» и т.п. в различных ипостасях. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно чётко обозначены сущность и место информационной культуры в деятельности педагогов и в системе педагогической культуры. Информационная культура сегодня является необходимым компонентом педагогической культуры.
Цель контрольной работы по теме – ознакомиться с информационной культурой педагога
Задачи:
Изучить понятие « информационная культура педагога»
Ознакомится с формированием информационной культуры педагога
Раскрыть характеристику информационной культуры педагога
Выявить основные условия формирования информационной культуры педагога.
Объект: Педагог
Предмет: изучение педагогической культуры педагога.
Формирование информационной культуры педагога
Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание), использовать ее для получения, обработки и передачи средства информатизации и информационные технологии. Информационную культуру надо рассматривать как сложное системное образование, отражающую интеграцию знаний о человеке и культуре человечества.
Человек обладает информационной культурой, если имеет представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении, а также умеет:
-
использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера; -
с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши; -
создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации; -
обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц; -
использовать базы данных для хранения и поиска информации; -
использовать информационные ресурсы компьютерной сети.
Характеристика информационной культуры педагога
В интеллектуальной сфере: мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач педагогической деятельности, проявлять креативность , гибкость, критичность, системность, мобильность и оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации);знания информационных технологий.
В мотивационной сфере :мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть современными информационными технологиями, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования, нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры).
В волевой сфере: целенаправленность действий в информационной среде (волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям); терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях; настойчивость в овладении новыми информационными технологиям.
В эмоциональной сфере: способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации (сосредоточить свое внимание на способах и путях получения информации); способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие
помехи при работе в информационной среде; способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры.
В предметно — практической сфере: способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде; готовность к коллективной деятельности с использованием информационных технологий; владение операционными навыками (умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отбирать нужную информацию, вырабатывать идеи); владение навыками обработки информации; умение общаться с использованием информационных средств и технологий; умение ориентироваться в информационной среде.
В сфере саморегуляции: способность к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении информационными технологиями и их использовании;
Под информационной культурой педагога мы понимаем проявление информационной культуры личности в аспекте педагогической деятельности и системе профессиональных качеств. Предложенная Е.В. Данильчук модель информационной культуры педагога предполагает полифункциональность ее структуры и включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
-
когнитивно-операциональный, -
инструментально-деятельностный, -
прикладной, -
коммуникативный -
мировоззренческий.
Когнитивно-операциональный компонент определяется общими представлениями педагога о современном базовом знании в области информатики, информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к отдельным видам деятельности человека на уровне начальной ориентировки, владением системно-информационным подходом в конкретной предметной области педагога. Этот компонент предполагает наличие у педагога фрагментарных представлений об информационной среде и взаимодействиях в ней, ситуативно обеспечивающих опыт деятельности и ориентировку в информационной среде, оценивания явлений и процессов в ней; осознание целей и идентификацию поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности, выявление сочетания алгоритмического, системного мышления и выработки нестандартных решений.
Инструментально- деятельностный компонент связан с компетентностью педагога в области методологии, организации разнообразных видов своей информационной деятельности: использование в самостоятельной педагогической и исследовательской деятельности универсальных технологий (традиционных и электронных) поиска, обработки, манипулирования, представления, управления и хранения информации; развитость речевой культуры и владение правилами делового общения и творческого сотрудничества; отбор и аккумуляция необходимых сведений о возможностях информационных технологий в удовлетворении профессиональных и общекультурных запросов, общении; владение эргономическим и эстетическим подходом к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий осуществления информационной деятельности; знание основных принципов взаимодействия в системе «человек - компьютер». Этот компонент проявляется во владении педагогом сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, рефлексии сочетания целей деятельности с постановкой профессиональных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационной среде.
Прикладной компонент определяется представлениями педагога об эффективной информатизации педагогической технологии: владение целостным системным методом ее проектирования, реализации, коррекции и последующего воспроизводства на информационной основе; ориентация ее на развитие личности обучаемого, гуманного отношения к нему; компетентность в области проектирования, применения, адаптации, экспертизы, методического инструментария новых информационных и коммуникационных технологий в образовании; оптимальность их сочетания с другими традиционными видами педагогической деятельности. Этот компонент регулирует деятельность педагога при решении различных задач в информационной образовательной среде и включает в себя мотивационную и практическую готовность к анализу информационной обстановки в сфере своей педагогической деятельности; к гуманному сотрудничеству педагога и ученика в процессе учебной деятельности; к осознанному выбору технологий обучения; к рефлексии и прогнозированию результатов своей информационно-педагогической и научно-исследовательской деятельности, к постоянной неудовлетворенности достигнутым
, поиску все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе.
Коммуникативный компонент предполагает компетентность педагога в гибком и конструктивном ведении диалога «человек - человек» (информационная проблематика), «человек - компьютер» (эффективное управление компьютерной системой) и «человек - компьютер - человек» (опыт коллективной и групповой коммуникации и совместной деятельности в информационной образовательной среде), представление об этике, такте и толерантности в компьютерной коммуникации, утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей. Этот компонент проявляется в профессиональной рефлексии на уровне информационных (социальных, культурных, профессиональных и др.) контактов и отношений педагога с людьми, окружающим миром, взаимодействий внутри информационной среды; ответственном отношении ко всем трем типам компьютерного диалога; опыте цивилизованного разрешения конфликтных, сбойных, неопределенных ситуаций технического, психофизиологического, социального и т.п. характера в компьютерной коммуникации, целостном нравственном становлении собственного личностного опыта поведения в информационной среде и формировании его у обучаемых.
Мировоззренческий компонент определяется выработкой у педагога собственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям быстроменяющейся информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком, а также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников. Этот компонент связан со знаниями педагога о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; об информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития. Мировоззренческий компонент проявляется в рефлексии педагогом мотивов, смыслов, целей, качества и результатов своей информационной деятельности как с пользой для других и общества, так и в интересах креативности и личностной самореализации; сочетании личностной свободы, ответственности и самоограничения человека как опыте саморегуляции в информационной среде; обретении собственной позиции в различных ситуациях информационной деятельности, осознанного нравственного выбора личностью индивидуальной точки зрения и линии поведения, и в этом педагог должен быть примером для обучаемого.