Файл: организация и технология технического обслуживания системы охлаждения двигателя д240.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1009

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАЛАЧИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Д-240»



Руководитель:

Выполнил студент:

Профессия:
Группа:

Бердник Александр Владимирович

Горный Сергей Александрович

35.01.13 Тракторист-машинист

сельскохозяйственного производства

3Тмш-20

" Допустить к защите "

руководитель Горьковского филиала

___________________ А.В Бердник

(подпись)

«____»_________ 2023 г.

Оценка с учётом защиты

«___»________________

Горьковское 2023

Содержание

Введение ……………………………………………………………………

3

1. Система охлаждения двигателя Д-240 трактора МТЗ-80…………….

5

2. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240...

10

3. Ремонт деталей системы охлаждения….……………………………..

12

Заключение………………………………………………………………….

15

Список используемых источников……………..……………….………..

16

Введение

Для достижения работоспособного состояния системы охлаждения необходимы: оптимальная температура охлаждающей жидкости (85-95°С) оптимальная температура масла (55-100°С); хорошая теплопроводность стенок водяной рубашки и трубок радиатора; наличие регулируемых потоков воды и воздуха.

При снижении температуры охлаждающей жидкости относительно оптимального значения на 30-40°С расход топлива возрастает на 5-10%. В результате длительной работы двигателя с перегревом охлаждающей жидкости нарушаются условия смесеобразования, что приводит к износу трущихся деталей двигателя.


Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие правила.

В систему жидкостного охлаждения следует заливать чистую, желательно мягкую воду. Признак мягкой воды – используемое мыло дает в ней обильную пену («хорошо мылится»). К наиболее простым способам умягчения воды, т.е. снижения жесткости воды, взятой из колодцев, рек, родников, прудов и озер, относятся предварительное ее кипячение и последующее добавление соды, извести или фосфатов – антинакипинов, например, 10-12 мг тринатрийфосфата на 1 л воды.

Заполнять радиатор нужно до уровня горловины верхнего бака. Во время работы нельзя допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней плоскости наливной горловины.

Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя нужно постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимний период нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель; от резкой смены температуры могут образоваться трещины в головке цилиндров и блоке.

Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, это приводит к образованию трещин на его деталях, поскольку при замерзании воды ее объем увеличивается. Данное свойство воды необходимо учитывать, так как стенки блоков цилиндров, головки и трубок радиатора при замерзании воды разрываются. Поэтому перед длительной стоянкой воду из системы охлаждения необходимо слить.

В зимнее время целесообразно в систему охлаждения заливать антифриз. В частности, самый распространенный из них тосол А-40М, предназначенный для круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет. Антифриз при нагревании расширяется больше, чем вода, поэтому его расход на систему охлаждения примерно на 2 л меньше, чем воды. При понижении уровня антифриза в радиаторе, если не было его утечки через неплотности, доливают воду, так как именно она испаряется из антифриза.

Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании в желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ее ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с ним.

  1. Система охлаждения двигателя Д-240 трактора МТЗ-80

Система охлаждения двигателя (рис.1) Д-240 трактора МТЗ 82 - закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Система охлаждения состоит из следующих основных компонентов: водяной насос (помпа) , термостат, радиатор водяной, вентилятор, шторка, термометр, а также включает водоотводящий и водоподводящий патрубки, соединительную арматуру, шланги, сливные краники и прочее.





Рисунок 1. Схема системы охлаждения:

1 - пробка радиатора; 2 - радиатор; 3 - водоподводящий патрубок; 4-термостат; 5 - термометр; 6 - водяной насос; 7 - водоотводящий патрубок; 8 - вентилятор; 9 - шторка; 10 - краник слива волы из радиатора.
Водяной радиатор используется для охлаждения воды, которая во время работы дизеля нагревается в водяной рубашке. Пройдя через радиатор, вода охлаждается под воздействием обдувающего потока воздуха от вентилятора. Радиатор состоит из сердцевины, представляющей собой четыре ряда плоских вертикальных трубок, проведенные сквозь ряд припаянных к ним горизонтальных пластин. Пластины и трубки сердцевины, как правило, изготавливаются из латуни. Концы трубок припаяны к основным крайним и толстым пластинам и немного выпирают над их поверхностью. Для более качественной теплоотдачи применено ступенчатое размещение трубок по глубине радиатора.

К основным пластинам, при помощи болтов, присоединены нижний и верхний бачки из латуни. Между бачками и пластинами находятся резиновые прокладки. Для соединения бачков используются стойки, проходящие по обеим сторонам сердцевины. На задней стенке верхнего бачка имеется водоподводящий патрубок. В верхней части бачка размещена горловина для залива воды, закрываемая пробкой с паровоздушным клапаном. На задней стенке нижнего бачка находятся сливной краник и водоотводящий патрубок.

Радиатор устанавливается на эластичном креплении: к переднему брусу крепится на опорах с резиновыми амортизаторами, а вверху присоединяется растяжками к головке блока цилиндров.

Для создания активного воздушного потока применяется вентилятор, обдувающий сердцевины водяного и масляного радиатора, а также охлаждающий наружную поверхность двигателя. Вентилятор размещается в едином узле с водяной помпой и находится на ее валу. При помощи шести болтов вентилятор крепится к шкиву насоса, а весь комплекс - водяной насос-вентилятор (рис.2) присоединен болтами к верхней части передней стороны блока цилиндров. Кожух вентилятора крепится с задней стороны к стойкам водяного радиатора и служит для защиты вентилятора от посторонних предметов, а также для направления потока воздуха к двигателю.



Рисунок 2. Водяной насос и вентилятор

1 - вентилятор; 2 - ступица; 3 - шпонка; 4 - вал насоса; 5 - шкив; 6 -стопорное кольцо; 7 - масленка; 8 - пружина; 9 - крыльчатка; 10 - манжета; 11 – обойма ; 12 - уплотнительная шайба; 13 и 16 - сальники; 14 - корпус; 15 - ремень вентилятора.
Водяной насос, центробежного типа, предназначается для образования интенсивной циркуляции жидкости в системе охлаждения и, при помощи этого, более эффективного отвода тепла от нагретых компонентов двигателя. Крыльчатка водяного насоса смонтирована на валик и закреплена от проворачивания при помощи лыски. Крыльчатка крепится на валике торцевым болтом. Два шариковых подшипника дают возможность вращаться валику вместе с крыльчаткой. Объем в корпусе между подшипниками наполняется смазкой при помощи масленки. Масляная и водяная полости помпы разделяются друг от друга дополнительным торцевым уплотнением, размещенным в крыльчатке. Уплотнение представляет собой текстолитовую шайбу, которая контактирует с хорошо обработанным торцом упорной втулки, запрессованная в корпус помпы, а также резиновую манжету, окружающая валик и поджимающая пружины.

Крыльчатка размещается в профилированной полости корпуса водяного насоса. Во время вращения крыльчатки на входе в данную полость образуется разрежение, передающееся в приемную камеру, соединенная патрубком с нижним бачком радиатора . При помощи разряжения, жидкость подается на лопасти крыльчатки и под давлением подается в спиральный канал, называемый улиткой, охватывающий крыльчатку в корпусе насоса. Далее жидкость нагнетается в продольный канал системы охлаждения двигателя.

Водяной насос дизеля Д-240 и вентилятор совершают вращения от шкива коленчатого вала двигателя используя клиновидный ремень, вращающий помимо ее еще и ротор генератора. При номинальных оборотах двигателя (2200 об/мин), вентилятор и помпа развивают 2600 оборотов в минуту.

Термостат необходим для автоматического поддержания температуры в заданном диапазоне и ускоряет прогревание двигателя после запуска. Устройство термостата включает в себя корпус, нижнего вспомогательного и верхнего основного клапанов, датчика термостата с твердым наполнителем. Корпус термостата изготовлен из латуни, в боковой поверхности которого имеется два окна. Верхняя часть корпуса служит седлом для главного клапана, а нижняя — для фиксирования корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика присоединяются рычаг вспомогательного клапана и основной клапан.


Термостат (рис.3) находится в корпусе и устанавливается на выходе из рубашки охлаждения корпуса цилиндров. Термостат с твердым наполнителем менее чувствителен к смене давления в системе и большие перестановочные усилия по сравнению с сильфонным.

При температуре охлаждающей жидкости менее 70º C, основной клапан закрыт, а жидкость сквозь окна подается по патрубку в насос и далее в водяную рубашку блока цилиндров. Таким образом, жидкость не проходит через радиатор и, следовательно, быстрее нагревается. При температуре жидкости более 70º C, возрастает объем смеси церезина с алюминиевой пудрой, активизируется поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается доступ охлаждающей жидкости в радиатор. Одновременно с этим, вспомогательный клапан блокирует окна для подачи жидкости в водяную помпу в обход радиатора.

Шторка, смонтированная перед водяным радиатором, регулирует объем проходящего через радиатор воздуха, тем самым регулируя в некотором диапазоне температуру жидкости. Шторкой управляют с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, соединенной тросом с подвижным валиком шторки. Температура охлаждающей жидкости в системе визуально контролируется по показаниям электрического термометра, датчик которого смонтирован в головке цилиндров, а сам указатель — в кабине на панели приборов.



Рисунок 3. Термостат

1 - корпус; 2 - вспомогательный клапан; 3 - окно для прохода воды; 4 - стержень датчика; 5 - основной клапан; 6 - датчик.
2. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240

Техническое обслуживание системы охлаждения, прежде всего, предполагает контроль состояния соединений, исправностью всех сборочных единиц и агрегатов, уровнем и качеством заливаемой в систему охлаждающей жидкости.

Систему охлаждения необходимо заправлять только очищенной водой. Обратите внимание на жесткости воды - жесткая вода создает на стенках рубашки накипь, являющаяся плохим проводником тепла и, следовательно, замедляет отдачу тепла от головки и стенок блока цилиндров. В качестве охлаждающей жидкости рекомендуется использовать дождевую или снеговую воду, которая более мягкая. Жесткость воды можно смягчить путем ее кипячения с добавлением 10-12 грамм стиральной соды на 10 литров воды. Слитая вода из системы охлаждения по свойствам близка к кипяченой и ее можно собирать для последующей заправки. Вода сливается только при достаточно охлажденном двигателе после полной остановки. Температура охлаждающей жидкости во время работы двигателя не должна превышать 95º C.