Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
« Адаптация детей II младшей группы в ДОУ»
Содержание
1.Введение ………………………………………………………………..3
2.Содержательно – организованная часть
I.Последовательность компонентов адаптации и ее понятие …………5
II. Комплекс социально-педагогических условий для адаптации……..7
3.Выводы и приложение ………………………………………………....8
4. Список использованной литературы…………………………………22
Введение
Проблема адаптации человека к условиям социальной действительности, пройдя сквозь века, все равно актуально. Определяется это, прежде всего тем, что еще недостаточно полно изучены средства, механизмы, особенности адаптации. В настоящее время проблема адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ приобретает особое значение. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития.
Последнее время мы можем часто наблюдать тенденцию, что многие дети, увы, не всегда могут нормально адаптироваться к условиям воспитательного учреждения, в частности, к ДОУ. Именно от совместных умений деятельности воспитателей и других специалистов ДОУ, родителей, зависит успешность адаптации и развитие ребенка в ДОУ.
В науке накоплен определенный потенциал для решения теоретико-прикладных задач, связанных с проблемой разработки технологии модели комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ. Мы видим необходимость не только в изучении потенциальных адаптационных возможностей ребенка к условиям детского сада, но и оказании социально-педагогической поддержки, как самому ребенку, так и социальному окружению, родителям.
Цель: создать условия наиболее комфортной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Задачи:
- определить комплекс социально-педагогических условий в период адаптации;
- выявить основные направления организации процесса взаимодействия всех специалистов ДОУ;
- выявить специфические особенности деятельности воспитателя по стимулированию процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ;
- разработать и экспериментально проверить модель комфортной адаптации ребенка к ДОУ.
Результаты реализации модели:
- координация целенаправленных действий специалистов ДОУ по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;
-создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ;
- становление партнёрских, доверительных отношений между специалистами ДОУ и семьями воспитанников;
- увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний до 85%
Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ подразумевает последовательность её компонентов
Прогноз адаптации - это первая встреча с мамой и малышом:
осуществляется прямой контакт с ребенком, в процессе которого наблюдаются такие параметры, определяющие успешность адаптации, как общий эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомым взрослым, а также уровень развития предметной деятельности;
выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителя.
Данная встреча помогает определить степень тяжести адаптации малыша и сориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат.
Последовательность компонентов адаптации
Заведующий
Старшая медсестра
Встреча с родителями
Заключение договора
Опрос родителей
Прогноз адаптации
Для успешной реализации модели комфортной адаптации детей в ДОУ необходимо учитывать комплекс социально-педагогических условий.
Подготовленность специалистов ДОУ к реализации задач социально-педагогической поддержки
Выводы
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их. На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками,
которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям. Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.
Было проведено исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к ДОУ. В исследование включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа и др.
Таким образом, подтвердилась гипотеза нашего исследования о том, что если организовать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих занятий и особую предметно- развивающую среду в группе раннего возраста, то адаптация к ДОУ проходит более безболезненно и быстро.
Приложение № 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Готов ли ребенок к детскому саду?
Анкета поможет родителям оценить готовность малыша раннего возраста к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное – 3 балла
Неустойчивое – 2 балла
Подавленное – 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) – 3 балла
Долго не засыпает – 2 балла
Неспокойно – 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да – 1 балл
Нет – 3 балла
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч – 3 балла
1 ч – 1 балл
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший – 4 балла
Избирательный – 3 балла
Неустойчивый – 2 балла
Плохой – 1 балл
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно – 3 балла
Отрицательно – 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да – 3 балла
Нет, но требует, чтобы был сухой – 2 балла
Нет, и ходит мокрый – 1 балл
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
__________________________________________ - 1 балл
Нет – 3 балла
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Не играет сам – 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими взрослыми?
Перенес разлуку легко – 3 балла
Тяжело – 1 балл
17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть – 1 балл
Нет – 3 балла.
Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ – 55 – 40 баллов; условно готов – 39 – 24 балла; не готов – 23-16 баллов.
Приложение № 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы и заполнить анкету. Анкета анонимна. Для нас очень важно Ваше мнение о работе дошкольного учреждения по адаптации детей к условиям ДОУ. Предполагаем выбор ответа: «Да», «Нет», «Не знаю» (поставьте галочку в соответствующем столбце) или произвольная запись ответа в столбце «Другое».
Укажите точный возраст Вашего ребенка?...................................................
№ | Вопросы | Да | Нет | Не знаю | Другое |
1 | Известно ли Вам, что в ДОУ проводится специальная работа по адаптации детей к условиям детского сада? | | | | |
2 | В процессе оформления ребенка в ДОУ, при первом посещении учреждения познакомили ли Вас с группой, в которой будет находиться малыш, с сотрудниками группы? | | | | |
3 | Была ли вручена памятка по подготовке ребенка к поступлению в ясельную группу? | | | | |
4 | Получили ли Вы полную информацию о работе ДОУ (программа, которая реализуется в первой младшей группе; дополнительные образовательные услуги, предоставляемые ДОУ; наличие в штатном расписании ставок логопеда, психолога, социального педагога и др.)? | | | | |
5 | Заполняли ли Вы анкету о готовности малыша к поступлению в ДОУ? | | | | |
6 | Был ли проведен сотрудниками ДОУ анализ Вашего стиля семейного воспитания? | | | | |
7 | Составлялся ли социальный паспорт Вашей семьи? | | | | |
8 | Было ли проведено организационное собрание для родителей вновь поступивших детей? | | | | |
9 | Имеется ли в группе информационный стенд для родителей? | | | | |
10 | Была ли Вам предоставлена возможность в первые дни пребывания ребенка в ДОУ присутствовать вместе с ним в группе и на прогулке? | | | | |
11 | Разрешается ли ребенку приносить из дома любимую игрушку, что бы он с ней играл, засыпал? | | | | |
12 | Обсуждают ли с Вами воспитатели вопросы, касающиеся пребывания малыша в ДОУ: дисциплина, питание, навыки самообслуживания, усвоение программного материала ? | | | | |
13 | В случае необходимости оказывает ли ДОУ ребенку и семье психологическую, педагогическую и социальную поддержку (по вопросам правильного воспитания, решения конфликтных ситуаций, преодоления трудностей в поведении, в речевом и познавательном развитии и др.)? | | | | |
14 | Интересуется ли руководство ДОУ, насколько их работа удовлетворяет ваши запросы (беседы, анкетирование)? | | | | |
15 | Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ чаще устраивалась интересная работа с родителями? Предложите интересующие Вас формы взаимодействия. | | | | |
16 | В настоящее время Ваш ребенок ходит в детский сад с удовольствием? Если нет, то какая на Ваш взгляд основная причины? | | | | |
По желанию Вы можете добавить любые комментарии:
Благодарим за участие!
Приложение № 3
ОПРОСНИК «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»
Уважаемые родители!
С Вашей помощью мы попытаемся разобраться, какой стиль отношений преобладает в Вашей семье. Выберите тот вариант реакции, который Вы предпочли бы в подобном случае.
1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему,
а ребенок пристает к Вам с каверзным вопросом. Вы:
а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;
б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;
в) постарайтесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.
2. Ребенок стащил какую-то Вашу вещь, отказывается в этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: Вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:
а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;
б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;
в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.
3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с Вами за праздничным столом. Ваша реакция:
а) это абсолютно исключено: маленькие дети должны ночью спать;
б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;
в) постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.
4. Ребенок взялся помочь Вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы:
а) в сердцах дадите ему подзатыльник и скажете: «Нечего плакать – сам виноват»;
б) в следующий раз обойдетесь без его помощи и скажете: «Пускай каждый занимается своим делом»;
в) обработаете ранку, успокоите ребенка, вместе с ним уберете осколки (хотя вазу, конечно, жалко) и дадите понять помощнику, что следует быть аккуратнее.
5. Ребенок произнес ругательное слово. Выяснилось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция:
а) наказание необходимо, а от общения с грубиянами ребенка впредь надо ограждать;
б) подумаешь, все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;
в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните ему, что услышанное Вам неприятно: «Никто в нашей семье так не говорит, ведь правда?».