Файл: Адаптация детей ii младшей группы в доу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






« Адаптация детей II младшей группы в ДОУ»

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………..3

2.Содержательно – организованная часть

I.Последовательность компонентов адаптации и ее понятие …………5

II. Комплекс социально-педагогических условий для адаптации……..7

3.Выводы и приложение ………………………………………………....8

4. Список использованной литературы…………………………………22


Введение
Проблема адаптации человека к условиям социальной действительности, пройдя сквозь века, все равно актуально. Определяется это, прежде всего тем, что еще недостаточно полно изучены средства, механизмы, особенности адаптации. В настоящее время проблема адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ приобретает особое значение. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития.

Последнее время мы можем часто наблюдать тенденцию, что многие дети, увы, не всегда могут нормально адаптироваться к условиям воспитательного учреждения, в частности, к ДОУ. Именно от совместных умений деятельности воспитателей и других специалистов ДОУ, родителей, зависит успешность адаптации и развитие ребенка в ДОУ.

В науке накоплен определенный потенциал для решения теоретико-прикладных задач, связанных с проблемой разработки технологии модели комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ. Мы видим необходимость не только в изучении потенциальных адаптационных возможностей ребенка к условиям детского сада, но и оказании социально-педагогической поддержки, как самому ребенку, так и социальному окружению, родителям.

Цель: создать условия наиболее комфортной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

Задачи:

- определить комплекс социально-педагогических условий в период адаптации;

- выявить основные направления организации процесса взаимодействия всех специалистов ДОУ;

- выявить специфические особенности деятельности воспитателя по стимулированию процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ;

- разработать и экспериментально проверить модель комфортной адаптации ребенка к ДОУ.

Результаты реализации модели:

- координация целенаправленных действий специалистов ДОУ по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;


-создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ;

- становление партнёрских, доверительных отношений между специалистами ДОУ и семьями воспитанников;

- увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний до 85%


Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ подразумевает последовательность её компонентов

Прогноз адаптации - это первая встреча с мамой и малы­шом:

        осуществляется прямой контакт с ребенком, в процессе ко­торого наблюдаются такие параметры, определяющие успеш­ность адаптации, как общий эмоциональный фон малыша, взаи­моотношения с незнакомым взрослым, а также уровень развития предметной деятельности;

        выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адап­тационный период, через анкетирование родителя.

Данная встреча помогает определить степень тяжести адап­тации малыша и сориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат.

Последовательность компонентов адаптации


Заведующий

Старшая медсестра



Встреча с родителями

Заключение договора

Опрос родителей

Прогноз адаптации


Для успешной реализации модели комфортной адаптации детей в ДОУ необходимо учитывать комплекс социально-педагогических условий.

Подготовленность специалистов ДОУ к реализации задач социально-педагогической поддержки


Выводы

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их. На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками,

которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям. Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.

Было проведено исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к ДОУ. В исследование включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа и др.

Таким образом, подтвердилась гипотеза нашего исследования о том, что если организовать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих занятий и особую предметно- развивающую среду в группе раннего возраста, то адаптация к ДОУ проходит более безболезненно и быстро.

Приложение № 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Готов ли ребенок к детскому саду?
Анкета поможет родителям оценить готовность малыша раннего возраста к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное – 3 балла

Неустойчивое – 2 балла

Подавленное – 1 балл

2. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) – 3 балла

Долго не засыпает – 2 балла

Неспокойно – 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да – 1 балл

Нет – 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч – 3 балла

1 ч – 1 балл

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший – 4 балла

Избирательный – 3 балла

Неустойчивый – 2 балла

Плохой – 1 балл

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно – 3 балла

Отрицательно – 1 балл

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да – 3 балла

Нет, но требует, чтобы был сухой – 2 балла


Нет, и ходит мокрый – 1 балл

8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)

__________________________________________ - 1 балл

Нет – 3 балла

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да – 3 балла

Иногда – 2 балла

Нет – 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да – 3 балла

Иногда – 2 балла

Нет – 1 балл

11. Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Не играет сам – 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт – 3 балла

Избирательно – 2 балла

Трудно – 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт – 3 балла

Избирательно – 2 балла

Трудно – 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Нет – 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Нет – 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими взрослыми?

Перенес разлуку легко – 3 балла

Тяжело – 1 балл

17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть – 1 балл

Нет – 3 балла.
Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ – 55 – 40 баллов; условно готов – 39 – 24 балла; не готов – 23-16 баллов.

Приложение № 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы и заполнить анкету. Анкета анонимна. Для нас очень важно Ваше мнение о работе дошкольного учреждения по адаптации детей к условиям ДОУ. Предполагаем выбор ответа: «Да», «Нет», «Не знаю» (поставьте галочку в соответствующем столбце) или произвольная запись ответа в столбце «Другое».
Укажите точный возраст Вашего ребенка?...................................................




Вопросы

Да

Нет

Не знаю

Другое

1

Известно ли Вам, что в ДОУ проводится специальная работа по адаптации детей к условиям детского сада?













2

В процессе оформления ребенка в ДОУ, при первом посещении учреждения познакомили ли Вас с группой, в которой будет находиться малыш, с сотрудниками группы?













3

Была ли вручена памятка по подготовке ребенка к поступлению в ясельную группу?













4

Получили ли Вы полную информацию о работе ДОУ (программа, которая реализуется в первой младшей группе; дополнительные образовательные услуги, предоставляемые ДОУ; наличие в штатном расписании ставок логопеда, психолога, социального педагога и др.)?













5

Заполняли ли Вы анкету о готовности малыша к поступлению в ДОУ?













6

Был ли проведен сотрудниками ДОУ анализ Вашего стиля семейного воспитания?













7

Составлялся ли социальный паспорт Вашей семьи?













8

Было ли проведено организационное собрание для родителей вновь поступивших детей?













9

Имеется ли в группе информационный стенд для родителей?













10

Была ли Вам предоставлена возможность в первые дни пребывания ребенка в ДОУ присутствовать вместе с ним в группе и на прогулке?













11

Разрешается ли ребенку приносить из дома любимую игрушку, что бы он с ней играл, засыпал?













12

Обсуждают ли с Вами воспитатели вопросы, касающиеся пребывания малыша в ДОУ: дисциплина, питание, навыки самообслуживания, усвоение программного материала ?













13

В случае необходимости оказывает ли ДОУ ребенку и семье психологическую, педагогическую и социальную поддержку (по вопросам правильного воспитания, решения конфликтных ситуаций, преодоления трудностей в поведении, в речевом и познавательном развитии и др.)?













14

Интересуется ли руководство ДОУ, насколько их работа удовлетворяет ваши запросы (беседы, анкетирование)?













15

Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ чаще устраивалась интересная работа с родителями? Предложите интересующие Вас формы взаимодействия.













16

В настоящее время Ваш ребенок ходит в детский сад с удовольствием? Если нет, то какая на Ваш взгляд основная причины?
















По желанию Вы можете добавить любые комментарии:
Благодарим за участие!

Приложение № 3

ОПРОСНИК «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»

Уважаемые родители!

С Вашей помощью мы попытаемся разобраться, какой стиль отношений преобладает в Вашей семье. Выберите тот вариант реакции, который Вы предпочли бы в подобном случае.
1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему,

а ребенок пристает к Вам с каверзным вопросом. Вы:

а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;

б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;

в) постарайтесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.

2. Ребенок стащил какую-то Вашу вещь, отказывается в этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а по­том вдруг обнаруживаете, что он не виноват: Вы сами положи­ли вещь в непривычное место. Вы:

а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;

б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;

в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.

3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провес­ти вместе с Вами за праздничным столом. Ваша реакция:

а) это абсолютно исключено: маленькие дети должны но­чью спать;

б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;

в) постараетесь переубедить малыша, сославшись, напри­мер, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подар­ки только тем детям, которые спят.

4. Ребенок взялся помочь Вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался. Вы:

а) в сердцах дадите ему подзатыльник и скажете: «Нечего плакать – сам виноват»;

б) в следующий раз обойдетесь без его помощи и скажете: «Пускай каждый занимается своим делом»;

в) обработаете ранку, успокоите ребенка, вместе с ним уберете осколки (хотя вазу, конечно, жалко) и дадите понять по­мощнику, что следует быть аккуратнее.

5. Ребенок произнес ругательное слово. Выяснилось, что он услышал его во дворе. Ваша реакция:

а) наказание необходимо, а от общения с грубиянами ре­бенка впредь надо ограждать;

б) подумаешь, все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;

в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните ему, что услышанное Вам неприятно: «Никто в на­шей семье так не говорит, ведь правда?».