ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
Институт дополнительного образования
Центр дополнительного профессионального образования
Допущена к защите
«____»________________2022г
Зам. директора ЦДПО:к.и.н.,
О.А. Кирьяш
__________________ (подпись)
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством
игры - драматизации
Итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки
Педагогика и методика дошкольного образования
Выполнил(а): слушатель
группа ПМДО-20Д
Жусалина Рауза Муратовна
_____________ (подпись)
Научный руководитель:
доцент, к.п.н.
Тимошенко Людмила Васильевна
__________________(подпись)
Итоговая аттестационная
работа защищена«____» ______________ 2022г.
Оценка ___________________
Омск 2022
Оглавление
3
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста 8
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 17
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста 26
2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации 35
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста 35
2.2 Апробация комплекса игр-драматизаций, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников 44
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список источников и литературы 64
Приложения 69
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста 23
2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации ………32
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста 32
2.2 Апробация комплекса игр-драматизаций, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников 41
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список источников и литературы 61
Приложения 66
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы итоговой аттестационной работы заключается в том, что уже давно известно - развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Прежде всего, это обусловлено, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка. Поэтому именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - это высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [40].
Из этого следует, что связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Одна из главных задач детского сада - это развитие связной речи детей.
Развитие связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условия, форм общения ребенка с окружающим миром. Главные функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
По мнению многих исследователей, существуют две разновидности связной речи - диалог и монолог, которым присущи свои особенности. Диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, несмотря на многочисленные различия. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую.
Также монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание.
Ещё очень важное место в жизни дошкольника занимает игра, ведь именно она является самым доступным, интересным и увлекательным видом деятельности.
Особой любовью у детей пользуются театрализованные игры, в разряд кото -рых так же входят игры-драматизации.
Так как игра-драматизация - это игра творческого характера, в процессе кото -
рой дети отражают содержание литературного произведения. Когда ребенок участвует в таких играх, он как бы входит в образ, примеряет на себя роль того или иного персонажа и перевоплощается в него и живет его жизнью.
Этим и игра - драматизация значительно отличается от других игр.
Дети непосредственно должны понять содержание, запомнить последователь -ность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться [3].
Игра - драматизация, как эффективное средство развития дошкольников рассматривается в трудах: А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Л.В. Артемовой, Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, З. Колесниковой, А.И. Матусик.
В играх - драматизациях происходит сближение детей с персонажами произве-
дения, что позволяет не только вызвать эмоциональный отклик ребенка, но и создать главные условия для формирования нравственных ценностей - как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых.
Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игры то, чтобыло ими пережито во время восприятия. В условиях учреждения дошкольного образования используются разнообразные методы, для развития связной речи воспитан -
ников, но вот игре - драматизации уделяется недостаточное внимание.
В постановке игр - драматизаций для детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет выбор литературных произведений, и для этого необходи -мо соблюдать определенные требования.
Дошкольников всегда привлекают динамичный и интересный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов. Поэтому произведения должны быть близки детям по содержанию и просты в исполнении.
Очень важно, чтобы в них были яркие переходы от одного события к другому, присутствовали активные персонажи [13].
Актуальность исследования определила выбор темы: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации».
Цель итоговой аттестационной работы: исследование развития связной ре -чи у детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи
у детей старшего дошкольного возраста;
- описать особенности развития связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте;
- узнать какова роль игры- драматизации в развитии связной речи у детей
старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного воз -
раста;
- организовать и провести экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации;
- определить эффективность экспериментальной работы.
Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации будет эффектив -
ным, если будут соблюдаться следующие условия:
- систематическое применение игр-драматизаций в режиме пребывания ребён-
ка в детском саду;
- учет индивидуально-дифференцированного подхода при обучении старших дошкольников развитию связной речи в играх-драматизациях.
Объект исследования – развитие связной речи у детей старшего дошкольно -
го возраста.
Предмет исследования – процесс использования игр-драматизаций в разви -
тии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого- педагогической, методической
литературы по теме исследования; констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическаязначимость: разработанная мною система педагогических мероприятий по развитию связной речи с использованием игр-драматизаций может быть использована в дошкольном образовательном учреждении в направлении по речевому развитию.
База исследования: исследование проводилось в БДОУ г. Омска «Детский сад №266 общеразвивающего вида».
В исследовании приняли участие 30 детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 5-6 лет.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.