Файл: О. А. Кирьяш (подпись).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

Институт дополнительного образования

Центр дополнительного профессионального образования

Допущена к защите

«____»________________2022г

Зам. директора ЦДПО:к.и.н.,

О.А. Кирьяш

__________________ (подпись)
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством

игры - драматизации

Итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки

Педагогика и методика дошкольного образования

Выполнил(а): слушатель

группа ПМДО-20Д

Жусалина Рауза Муратовна
_____________ (подпись)

Научный руководитель:

доцент, к.п.н.

Тимошенко Людмила Васильевна
__________________(подпись)
Итоговая аттестационная

работа защищена«____» ______________ 2022г.

Оценка ___________________

Омск 2022

Оглавление

3

1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 8

1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста 8

1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 17

1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста 26

2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации 35

2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста 35

2.2 Апробация комплекса игр-драматизаций, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников 44

2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

Список источников и литературы 64

Приложения 69

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 7

1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста 7

1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 15

1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста 23


2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации ………32

2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста 32

2.2 Апробация комплекса игр-драматизаций, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников 41

2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

Список источников и литературы 61

Приложения 66

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы итоговой аттестационной работы заключается в том, что уже давно известно - развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Прежде всего, это обусловлено, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка. Поэтому именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь - это высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [40].

Из этого следует, что связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Одна из главных задач детского сада - это развитие связной речи детей. 

Развитие связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условия, форм общения ребенка с окружающим миром. Главные функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.



По мнению многих исследователей, существуют две разновидности связной речи - диалог и монолог, которым присущи свои особенности. Диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, несмотря на многочисленные различия. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. 

Также монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание.

Ещё очень важное место в жизни дошкольника занимает игра, ведь именно она является самым доступным, интересным и увлекательным видом деятельности.

Особой любовью у детей пользуются театрализованные игры, в разряд кото -рых так же входят игры-драматизации. 

Так как игра-драматизация - это игра творческого характера, в процессе кото -

рой дети отражают содержание литературного произведения. Когда ребенок участвует в таких играх, он как бы входит в образ, примеряет на себя роль того или иного персонажа и перевоплощается в него и живет его жизнью. 

Этим и игра - драматизация значительно отличается от других игр. 

Дети непосредственно должны понять содержание, запомнить последователь -ность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться [3].

Игра - драматизация, как эффективное средство развития дошкольников рассматривается в трудах: А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Л.В. Артемовой, Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, З. Колесниковой, А.И. Матусик.

В играх - драматизациях происходит сближение детей с персонажами произве-

дения, что позволяет не только вызвать эмоциональный отклик ребенка, но и создать главные условия для формирования нравственных ценностей - как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. 

Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игры то, чтобыло ими пережито во время восприятия. В условиях учреждения дошкольного образования используются разнообразные методы, для развития связной речи воспитан -

ников, но вот игре - драматизации уделяется недостаточное внимание.

В постановке игр - драматизаций для детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет выбор литературных произведений, и для этого необходи -мо соблюдать определенные требования.


Дошкольников всегда привлекают динамичный и интересный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов. Поэтому произведения должны быть близки детям по содержанию и просты в исполнении. 

Очень важно, чтобы в них были яркие переходы от одного события к другому, присутствовали активные персонажи [13].

Актуальность исследования определила выбор темы: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации».

Цель итоговой аттестационной работы: исследование развития связной ре -чи у детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи

у детей старшего дошкольного возраста;

- описать особенности развития связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте;

- узнать какова роль игры- драматизации в развитии связной речи у детей

старшего дошкольного возраста;

- выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного воз -

раста;

- организовать и провести экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации;

- определить эффективность экспериментальной работы.

Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации будет эффектив -

ным, если будут соблюдаться следующие условия:

- систематическое применение игр-драматизаций в режиме пребывания ребён-

ка в детском саду;

- учет индивидуально-дифференцированного подхода при обучении старших дошкольников развитию связной речи в играх-драматизациях.

Объект исследования – развитие связной речи у детей старшего дошкольно -

го возраста.

Предмет исследования – процесс использования игр-драматизаций в разви -

тии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ и обобщение психолого- педагогической, методической
литературы по теме исследования; констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическаязначимость: разработанная мною система педагогических мероприятий по развитию связной речи с использованием игр-драматизаций может быть использована в дошкольном образовательном учреждении в направлении по речевому развитию.

База исследования: исследование проводилось в БДОУ г. Омска «Детский сад №266 общеразвивающего вида».

В исследовании приняли участие 30 детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 5-6 лет.

Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.