Файл: Исследовать условия привлечения иностранных инвестиций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции в России, является ФЗ РФ от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в ред. от 28.11.2018 №451-ФЗ) [5]. Данным законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении указанными лицами сделок, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества таких хозяйственных обществ, которое относится к основным производственным средствам и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении иных сделок, действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016 № 12-фкз) «О Правительстве Российской Федерации» [1] Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.

В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. Важной составной частью рабочего механизма Консультативного совета являются рабочие группы. Основная форма работы Консультативного совета - это прямой диалог между Правительством Российской Федерации и иностранными компаниями, банками и фирмами, входящими в состав Совета, по вопросам, связанным с созданием благоприятного инвестиционного климата в России, а также и по другим проблемам продвижения иностранных инвестиций в российскую экономику.
1.3 Положительные и отрицательные стороны привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и ее регионов

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. Российские предприятия (предприятие, которое принимает инвестиции, называется реципиентом) осуществляют привлечения иностранных инвестиций с помощью различных способов. Можно выделить основные из данных способов: кредит иностранного банка, коммерческий кредит под государственную гарантию, связанный кредит (экспортное финансирование), использование системы концессий, эмиссий, а также размещение акций с помощью программ АДР и ГДР [21, С. 218].

1) Банковский кредит представляет собой выдачу в долг денежных средств (ссуды). В данном случае оговаривается срок возвращения кредита, обязательство возвращения и размер % по кредиту. Этот кредит обычно является доступным особой категории заемщиков. Например, данный кредит может быть выдан банкам, которые участвуют в финансовом обеспечении приоритетных международных инвестиционных программах.

2) Коммерческая структура обычно выдает кредит с предоставлением гарантий от правительства. Правительство с помощью аффилированных организаций таких как, министерство или специально созданный фонд, выполняет функцию гаранта для предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае, если кредит не будет возвращен.

3) Экспортное финансирование (или связанные кредиты) используется предприятиями - инициаторами инвестиционных проектов с целью привлечения, заинтересованных в экспорте своей продукции иностранных производителей соответствующего технологического оборудования. Такие инвестиционные проекты могут реализовываться в рамках межгосударственных кредитных линий (российско-французская, российско-германская, российско-швейцарская и др.), которые позволяют преодолеть несоответствия между правовыми и экономическими нормами стран Запада и России.

4) АДР - американские депозитарные расписки, которые допущены к обращению на американском фондовом рынке.  ГДР - глобальные депозитарные расписки, операции с которыми могут осуществляться и в других странах.

Общеэкономическая предпосылка притока иностранного капитала - возможность получения более высокого дохода за границей. Обычно капитал приносит повышенный доход в условиях его относительного недостатка. Соответственно, более высокая норма прибыли за границей, делает экспорт капитала потенциально выгодным как для страны-экспортера, так и для страны-реципиента. Но иностранное присутствие может оказывать и негативное воздействие на воспроизводственный процесс в стране реципиенте. Поэтому стоит выявить плюсы и минусы от проникновения иностранного капитала в экономику страны-реципиента [11, С. 92].



Во-первых, импортируемый капитал пополняет внутренние источники финансирования вложений. Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению напряженности кредитной сферы страны проникновения. Его понижательное воздействие на процентную ставку банковских кредитов служит дополнительным стимулом к внутренним инвестициям. Но в тоже время иностранные компании в процессе своей деятельности зачастую обращаются к рынку ссудного капитала страны оперирования [11, С. 93]. И тем самым, увеличивая спрос на кредиты, они способствуют их удорожанию, сужая возможности финансирования потенциальных национальных инвесторов.

Во-вторых, если говорить о портфельных инвестициях, то, приходя в страну, такой "блуждающий" капитал подпитывает оборотные фонды предприятий, расширяет возможности их маневра в условиях дефицита финансовых ресурсов, он придает ликвидность фондовому рынку (которая способствует привлечению значительных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики). Более того, стратегические инвесторы обратят большое внимание при решении о внесение денег в уставные капиталы акционерных обществ на то, котируются ли акции данного акционерного общества на рынке, или иными словами, являются ли они объектом портфельных инвестиций. Однако на относительно неразвитом рынке, каким является российский фондовый рынок, спекуляции могут приводить к чрезмерному перегреву рынка и неминуемому обвалу. Преобладание спекулянтов на фондовом рынке приводит к тому, что сам рынок не может эффективно работать. Известно, что превышение доходности операций на фондовом рынке по сравнению с рентабельностью реального производства в результате спекулятивной игры уводит денежные ресурсы из производственной сферы [11, С. 94].

Достаточная подвижность спекулятивных капиталов портфельных инвесторов играет негативную роль в том, что сначала хлынув на рынок для скупки выгодных ценных бумаг при ухудшении конъюнктуры он столь же быстро покидает его тем самым еще более усугубляя сложившуюся ситуацию на фондовом рынке.

В-третьих, расширение объема производства в секторе с иностранным участием, сопровождающееся подключением к нему местных поставщиков, способствует развертыванию сопряженных отраслей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в целом, возникает дополнительный спрос на рабочую силу. Но и эту положительную черту иностранных инвестиций можно опровергнуть, принимая во внимание тот факт, что с усложнением производства и повышением уровня вертикальной интеграции в рамках транснациональных компаний ослабевают их контакты с местными поставщиками, а, следовательно, поскольку оборудование, комплектующие и запасные части поступают по внутрифирменным каналам из-за рубежа, то и дополнительный спрос на рабочую силу возникает не в стране оперирования, а в стране базирования материнской ТНК.


В-четвертых, осуществляя импортозамещение, «иностранный сектор способен насыщать принимающую экономику остродефицитной, не выпускавшейся прежде продукцией, предназначенной и для модернизации ее производственной базы, поощрять конкуренцию, привносить и совершенствовать рыночные методы хозяйствования в странах с экономикой переходного периода. Но важно иметь в виду и то, что если при одних обстоятельствах импортируемый капитал и производимая им продукция служат добавлением к внутренним инвестициям и общественному продукту, то при других - они играют по отношению к ним замещающую, конкурирующую роль. Работая лишь частично на замещение импорта, иностранные инвесторы нередко переносят производство именно той продукции, которая конкурирует с местной». Также присутствие филиалов ТНК, ориентированных на экспорт, может вызвать замещение экспорта местных фирм. К тому же привлечение иностранного капитала далеко не всегда ведет к совершенствованию структуры товарного экспорта страны-реципиента [19, С. 140].

Говоря об иностранных инвестициях, не следует забывать так же такой очевидный факт, что, становясь объектом иностранного инвестирования, страна не только получает определенные денежные суммы, но и отдает их в форме обслуживания иностранных займов и перевода части прибыли от прямых и портфельных вложений.

Если страна регулярно получает прямые и портфельные вложения, а также иностранные займы в неизменном и тем более в уменьшающемся размере, даже когда инвестиции растут, через определенное время такая система превращается из способа получения страной дополнительных доходов в мощный "насос", вытягивающий из нее увеличивающийся поток денежных средств [19, С. 141].

Так, согласно экспертным оценкам, около 50% всего капитала на фондовый рынок России вкладывается иностранными инвесторами. Такие иностранные инвестиции называют портфельными, т.е. инвесторы вкладывают свои средства в российские ценные бумаги, которые не дают им право реального контроля над предприятием, в отличие от прямых инвестиций. Они просто занимают позицию «стороннего наблюдателя», ограничив свое участие получением дивидендов. Цель портфельных инвестиций - получить доход за счет роста курсовой стоимости и выплачиваемых дивидендов [10, С. 82].

Далее необходимо отметить, что в настоящее время в России средняя доходность от инвестиций становится ниже, что приводит к тому, что краткосрочные финансовые инвестиции уже становятся менее интересными. И мировое бизнес сообщество убеждено, что сейчас в России на три года инвестировать бессмысленно. Соответственно, надо переходить к привлечению стратегических инвестиций, когда инвестор приходит всерьез и надолго. Для таких стратегических инвестиций особенно необходима разнообразная государственная поддержка. Стратегического инвестора не привлечь без наличия качественных человеческих ресурсов, необходимо, чтобы рядом были университеты, чтобы люди профессионально росли и развивались. В начале 2014 года в связи с геополитической обстановкой вокруг присоединения Крыма, паникой на валютном рынке в России начался масштабный инвестиционный кризис, в результате которого иностранные капиталы практически полностью перестали поступать в российскую экономику [2, с. 23]. По итогам 2014 года объем прямых инвестиций в реальный сектор российской экономики сократился в 3,5 раза. В 2015 году годовое сальдо прямых иностранных инвестиций сократилось на 71 % относительно уровня 2014 года. В 2016 году объем прямых иностранных инвестиций в субъекты РФ значительно превысил показатели 2015 года, однако основной объем иностранных инвестиций (82%) приходится на долю 19 субъектов РФ с высокой инвестиционной привлекательностью. В 2018 году количество проектов с иностранными инвестициями в России стало самым большим с 2010 года. Несмотря на стремление федерального центра к выравниванию качества инвестиционного климата в регионах России, субъекты РФ по-прежнему характеризуются существенной дифференциацией по уровню инвестиционной привлекательности. Лучшие субъекты РФ продолжают повышать свою инвестиционную привлекательность (а значит, базу для экономического развития), а аутсайдеры – «проваливаются» сильнее, разрыв между успешными и отстающими регионами становится еще больше [5, с. 46].


Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. Иностранные инвесторы в первую очередь заинтересованы в экономическом потенциале региона, в емком рынке сбыта производимой продукции, в высокой платежеспособности населения региона. Соответственно, основным индикатором инвестиционной привлекательности является объем валового регионального продукта, чем выше его уровень, тем более регион привлекателен для потенциальных инвесторов [3]. По мировой статистике, самыми привлекательными отраслями для привлечения иностранных инвестиций являются обрабатывающая промышленность, торговля, добыча полезных ископаемых. Введенные в 2014 году антироссийские санкции ограничивают инвестирование в финансовый сектор и топливную отрасль, что повышает привлекательность альтернативных направлений инвестирования, таких как телекоммуникации, фармацевтика, сельскохозяйственное производство и переработка сельхозпродукции [6].

В последнее время в России наметилась тенденция, что инвестиции перетекают из ресурсно-экспортных инвестиций в инвестиции в технологии, в услуги, что означает наличие человеческого капитала. Для привлечения, удержания, развития человеческого капитала, в свою очередь, необходимо качественное и доступное здравоохранение, образование, комфортная городская среда. Если города-миллионники имеют больше возможностей привлечения инвестиций в высокие технологии, телекоммуникации, то в маленьких городах и в сельской местности возможно развитие сельскохозяйственных IT-технологий. Сельское хозяйство в России в последнее время очень хорошо развивается, не только растет, но и технологизируется.

Сегодня в условиях введенных антироссийских санкций и ответного ограничения поставок сельскохозяйственной продукции из Европы российские производители вынуждены постоянно менять поставщиков, увеличивать закупки в странах Америки. Такое логистическое плечо увеличивает и сроки, и стоимость, усложняет процесс контроля качества. В результате многие европейские производители высказывают намерения о локализации производства в России. Локализация данного производства позволит снизить стоимость продукта ориентировочно на треть. В России данная продукция будет востребована и крупными хозяйствами, и небольшими фермерами. У российских субъектов, ориентированных в большей мере на сельское хозяйство, появляется отличная возможность привлечения европейских инвесторов на свои площадки. Для привлечения инвестиционных проектов в субъекте РФ должен быть создан орган или компания (агентства по привлечению инвестиций, корпорация), который будет заниматься проведением зарубежных презентаций инвестиционного потенциала субъекта РФ, участием в торгово-экономических миссиях, международных мероприятиях, содействовать развитию проектов государственно-частного партнерства, установлению международного сотрудничества, участвовать в создании необходимой инфраструктуры и других мероприятиях по повышению качества инвестиционного климата в субъекте РФ [7, с. 751].