Файл: Исследовать условия привлечения иностранных инвестиций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из приведенных данных Центрального банка видно, что к определенным видам экономической деятельности инвесторы проявляют больший интерес. На протяжении 4-х лет с 2010 года по 2013 год лидерами по объему иностранных инвестиций являлись: финансовая деятельность и страхование: оптовая и розничная торговля: обрабатывающие производства. Но в период с 2013 года по 2014 год произошло резкое снижение потока инвестиций в обрабатывающие производства, с 16494 млн. долл. США до 331 млн. долл. США соответственно [10]. Рассматривая динамику поступления прямых инвестиций от иностранных инвесторов в 2010 - 2014 гг., можно сделать следующий вывод: в 2014 году приток иностранных инвестиций уменьшился, несмотря на положительную динамику данного процесса с 2010 года. Состав основных стран - партнеров в целом не претерпел значительных изменений (табл. 2) [24].
Таблица 2 - Иностранные инвестиции в Российскую Федерацию по основным странам -партнерам в 2010 - 2014 гг., млн. долл. США
Наименование страны | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Всего по странам | 43168 | 55084 | 50588 | 69219 | 20958 |
Австрия | 1353 | 1563 | 1135 | -326 | 851 |
Багамы | 2282 | 1829 | 2111 | 2791 | 3808 |
Виргинские острова (Британия) | 2139 | 7225 | 2475 | 9379 | 2295 |
Германия | 3196 | 2234 | 2265 | 335 | 107 |
Ирландия | 2326 | 5306 | 9877 | 10399 | -531 |
Кипр | 12287 | 12999 | 1985 | 8266 | 5340 |
Китай | 336 | 126 | 450 | 597 | 1280 |
Люксембург | 2892 | 4106 | 10814 | 11638 | -659 |
Нидерланды | 3733 | 7383 | 10330 | 5716 | 1001 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 1142 | 2007 | 46 | 18927 | 140 |
США | 435 | 276 | 285 | 485 | 708 |
Франция | 2592 | 1107 | 1232 | 2121 | 2123 |
Швейцария | - 1 | 741 | 401 | 1086 | 479 |
Швеция | 1831 | 2025 | 1322 | - 1203 | 179 |
По данным таблицы 2 можно отметить, что самое крупное годовое вложение за рассматриваемый период поступило из Великобритании в 2013 году - 18927 млн. долл.США или 27,3% всех инвестиций. По сумме вложений за 2010 - 2014 года лидирует Кипр - 40877 млн. долл. США, на втором месте Люксембург - 29450 млн. долл. США, на третьем месте Нидерланды - 28163 млн. долл. США [24].
Сложившаяся ситуация не является благоприятной, так как в основном иностранные инвестиции поступают из оффшорных юрисдикций, и по сути не являются иностранными [22, С. 26].
Проведя анализ объема иностранных инвестиций в Российской Федерации с 2007 года по 2014 год можно отметить, что наибольший объем ПИИ наблюдался в 2008 году в размере 74783 млн. долл. США (рисунок 2).
Рисунок 2 - Объем ПИИ в Российской Федерации в 2007-2014 гг.
По данным рисунка 2 можно отметить, что в 2009 году последовал резкий спад в экономике России, что привело к снижению объема иностранных инвестиций. Так в 2009 году объем иностранных инвестиций составил 36583 млн. долл. США, что на 48,9% меньше по сравнению с 2008 годом. Однако в последующие годы иностранные инвестиции постепенно увеличивались. В 2010 - 2011 гг. их объем увеличился на 50,6% по отношению к 2009 году, а в 2013 году вырос на 36,8% по сравнению с предыдущим годом и составил 69219 млн. долл.США. В 2014 году последовало резкое снижение иностранных инвестиций. Объем прямых инвестиций составил всего 20958 млн. долл. США, что на 30.3% меньше по сравнению с предыдущим годом [22, С. 27].
Итак, санкции западных стран, украинский конфликт, а также спад в российской экономике отпугнули иностранных инвесторов. И несмотря на богатые природных ресурсов, высококвалифицированные кадры, масштабный потребительский рынок в список самых привлекательных стран для инвесторов Россия в 2014 не вошла, хотя в 2013 году занимала в нем 11 место. Все вышеизложенное подтверждает актуальность исследования проблем и их решения в области привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
3 Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций
2014 год стал для России одним из самых трудных - позиция нашего государства в украинском конфликте вызвала отрицательную реакцию политиков многих стран мира, особенно, поддерживаемых США. Это привело к введению политических и экономических санкций против России, что также отрицательно сказалось на инвестиционной привлекательности страны [14, С. 42].
Иностранные инвестиции являются важнейшим источником капитала и на современном этапе развития российской экономики жизненно необходимы. Размер вливания иностранного капитала в страну напрямую зависит от инвестиционного климата в ней. В итоге использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью для государства, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в высокодоходные отрасли предпринимательства.
В России реализуется несколько проектов, направленных на улучшение инвестиционного климата, но даже, несмотря на это существует ряд проблем, с которыми сталкивается иностранный инвестор при выходе на российский рынок. Перечислим основные проблемы, возникшие в сфере привлечения зарубежных инвестиций в Россию.
1. Общий спад инвестиций в нефинансовую сферу экономики и изменения в их структуре. В структуре учитываемых прямых иностранных инвестиций принято выделять следующие:
- участие в капитале;
- реинвестирование доходов, т.е. дополнительное или повторное вложение капитала;
- долговые инструменты, т.е. займы, кредиты, облигации и т.д.
В сфере банковского сектора наблюдается рост инвестирования в капитал и реинвестирование доходов, в то время, как в традиционные в первую очередь именно для банков долговые инструменты стали инвестировать меньше, в то время как в нефинансовом секторе происходит ситуация противоположная – растут инвестиции в долговые инструменты.
Отчасти данный факт связан с высокими рисками из-за усложнения взаимоотношений России с Украиной. Так, иностранные банки с большими операциями в России финансируют свои филиалы на самостоятельной основе, а не полагаются на кредитные линии от своих западных родителей, а долговые инструменты применяются в меньшей мере из-за сильных колебаний курсов рубля, доллара и евро. Снижение объемов инвестирования в капитал нефинансовых организаций по сравнению с показателями прошлого года связаны также с тем, что ОАО «Газпром» сократил свою инвестиционную программу на ближайшие два года на 30% [13, С. 38].
В то же время, доля инвестиций в нефинансовый сектор увеличилась по сравнению с прошлым годом и составила 85%.
2. Рост объема прямых инвестиций из оффшоров. Одна из самых важных проблем инвестирования в России - это привлечение средств из оффшоров. В данном случае иностранные инвестиции из оффшоров не могут использоваться в качестве достоверного индикатора инвестиционной привлекательности страны или региона. Потому что они приходят не в результате создания благоприятного инвестиционного климата, а, напротив, из-за того, что предприниматели, неудовлетворенные условиями ведения бизнеса, вынуждены регистрировать свои компании в оффшорах, а уже оттуда инвестировать в родную экономику.
3. Следующей основной проблемой является несовершенство законодательной базы между государством и иностранным инвестором в отношении гарантирования безопасности получения прибыли. Изъяны в таможенном законодательстве также отпугивают иностранных инвесторов от российской экономики. Необходимо сформировать прозрачную систему и создать простые, понятные для применения нормативные документы. Проблемой также является несовершенство системы налогового стимулирования. Необходимо установить такие налоговые ставки и льготы, чтобы наша страна могла здорово конкурировать со странами - лидерами на рынке инвестиционных капиталов.
4. Важной проблемой, влияющей на величину потока иностранных инвестиций, является превышение полномочий государственных чиновников и коррупция. По показателю восприятия коррупции наша страна из 174 мест находится на 136-м по данным организации Transparency International [13, С. 39].
3.2 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Для того чтобы привлечь иностранных инвесторов в Российскую Федерацию необходимо устранить вышеназванные проблемы и создать благоприятный инвестиционный климат. Важнейшим шагом к улучшению инвестиционного климата является развития бизнеса [13, С. 40]. Ежегодно Всемирный банк проводит исследование и составляет рейтинг стран по условиям ведения бизнеса. Россия по этому показателю находится на 62-м месте из 189. В 2012 году указом Президента РФ была поставлена задача, улучшить условия ведения бизнеса в нашей стране и подняться до 20-й позиции к 2018 году.
Еще одним шагом к улучшению инвестиционного климата является устранение бюрократической волокиты. За период с 2012 года по 2015 год в России упростились процедуры регистрации предприятий. По этому показателю страна поднялась со 111-го места на 34-е. Количество процедур, необходимых для регистрации сокращено с 9 до 4, временные затраты на них с 30 до 13 дней. Уменьшилась стоимость регистрации предприятия.
Немаловажным показателем благоприятного инвестиционного климата является развитая инфраструктура [13, С. 41]. В нашей стране проводится ряд мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений. Результатом этой деятельности за период с 2012 года по 2015 год стало сокращение числа процедур в 2 раза, необходимых для доступа к энергосетям: срок подключения сократился на 102 дня и составил 179 дней: цена подключения также сократилась и составила 321% от ВВП на душу населения.
Одной из важных задач привлечения иностранных прямых инвестиций в Россию является снижение налогового бремени инвесторам, а также российским производителям (изменения по НДС и социальным выплатам, требования по переоценке ценных бумаг и имущества, реализуемых ниже себестоимости). Помимо этого необходимо продолжать работы по приведению российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, что позволит потенциальным инвесторам более достоверно оценивать деятельность и балансовые показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними.
Привлечение инвестиций должно сопровождаться принятием законопроектов, регламентирующих работу иностранных инвесторов в России в сфере торговой политики, движения товаров и капиталов (соглашение с ВТО, меры по поддержанию российских экспортеров в условиях антидемпинговых ограничений и т.п.). Также необходимо разрабатывать концепции страхования и гарантий иностранных инвестиций в России.