Файл: Руководство для судей под названием Прохирон, а император Лев Мудрый осуществил переработку свода юстинаианового законодательства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт права
(наименование института полностью)
Кафедра «Уголовное право и процесс»
(наименование кафедры)
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Уголовно-правовой
(направленность (профиль) / специализация)
ПРАКтИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1
по дисциплине (учебному курсу)
Римское право
(наименование дисциплины (учебного курса)
Обучающегося | К.А. Зуев | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ОНБсп-1901ас | |
| | |
Преподаватель | В.Г. Медведев | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Тема эссе: «О специфике рецепции римского права в России».
Рецепция Римского права – это принятие, получение, вторичное усвоение римского права странами Западной Европы в средние века и в Новое время. Это право сыграло огромную роль в формировании правовой культуры западного мира. Свод цивильного права Восточной Римской империи, созданный в 6 веке, продолжал действовать как действительное право в Византии на протяжении почти 1000 лет после гибели Западной Римской империи, а в Европе – более 1400 лет. Римско-латининское законодательство существовало в грекоязычной Византии до середины 8 века. В 8 веке были также опубликованы краткие греческие версии римского права: Эклога, Земледельческий закон и Воинский закон. В конце 9 века император Василий Македонянин опубликовал краткое руководство для судей под названием «Прохирон», а император Лев Мудрый осуществил переработку свода юстинаианового законодательства.
На Руси рецепция Римского права началась в 988 году после принятия христианства. Судебники Древней Руси основывались на нормах Юстиниана. Существует несколько древних переводов римского права на русский язык, включая переводы новелл Юстиниана, выдержек из его Кодекса и Дигест, которые были собраны в «Кормчей книге». Брачное, наследственное, обязательственное, уголовное и налоговое законодательство было заимствовано из Номоканона и свода Юстиниана.
Особенно важно было составленное монахами в конце 13 века для светских судей «Мерило праведное» – сборник цитат из римско-византийского права. Вторая волна рецепции Римского права связана с падением Византийской империи в 1453 году. Русские цари унаследовали нормы публичного, уголовного, наследственного и семейного римско-византийского права, а также все знаки Римской власти.
Третья вол на Рецепции Римского права связана с развитием российского частного пра ва в 18-20 веках. Это право формировалось под влиянием германского римского права, учений пандектистов. Так, проект Германского гражданского уложения оказал влияние на проект российского уложения, что отразилось в Гражданском Кодексе РСФСР 1922 года, а затем и в ныне действующем Гражданском Кодексе РФ. Институты римского права в действующем Гражданском Кодексе РФ многочисленны и разнообразны. Самоопределение понятия соственности, режимы деления вещей, владения и прав на чужие вещи в действующем Гражданском Кодексе РФ, понятия деликтного права, преюдиции, эвикции, эксцепции и тому подобное, аналогичны институтам римского права.
За тысячелетнюю историю Древнего Рима римское право превратилось в инструмент правового регулирования отношений в современном обществе.
Во-первых, 21 октября 1994 года был принят Гражданский кодекс Российской Федерации, основной целью которого стало регулирование гражданско-правовых отношений между физическими и юридическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации. И многие положения этого кодекса реципированы из классического римского частного права.
Так, сама структура рассматриваемого нормативно-правового акта некоторым образом напоминает структуру изложения Институций Юстиниана и Гая: здесь также работает система «лица-вещи-обязательства». Кроме того, современное гражданское законодательство России сохранило ряд принципов, свойственных римскому частному праву, понятий, правовых категорий и институтов.
Обратимся к Общей части Гражданского Кодекса РФ. В ней закреплены некоторые нормы, понятия и определения, связанные с возникновением, изменением и прекращением гражданских правоотношений, реципированные из римского частного права.
Например, институт правоспособности граждан. Согласно римскому праву правоспособность возникала в момент рождения человека и прекращалась его смертью. То же самое мы видим и в статье 17 Гражданского Кодекса РФ, где «правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью».
Само же содержание правоспособности отражено в статье 18 Гражданского Кодекса РФ, в которой признается, что гражданин может иметь имущество, наследовать и завещать его. Это мы видим и в римском частном праве, в котором человеку дано право быть субъектом всех имущественных правоотношений и соответствующих сделок.
Что касается объема гражданской дееспособности, то в Риме на это влияли различные факторы, такие как возраст, физическое и психическое состояние, расточительство и пол. В действующем Гражданский Кодекс РФ мы также отчетливо видим, что дееспособность российского гражданина зависит от его возраста, психического состояния, что подтверждается положениями статьи 21: «гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста». А статья 29 указывает на то, что «гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан... недееспособным».
Кроме того, в настоящее время в правовых отношениях, зависящих от объема дееспособности их участников, лица делятся на различные возрастные категории, как и в римском частном праве (статье 26, 28 Гражданского Кодекса РФ). Так, в гражданском праве России возрастное деление граждан происходит следующим образом: дети с момента рождения и до шести лет признаются полностью недееспособными, малолетние в возрасте от шести до 14 и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет – ограниченно дееспособными.
В римском праве прослеживается похожая градация: лица в возрасте до семи лет являлись недееспособными, мальчики в возрасте от семи до 14 лет и девочки в возрасте от семи до 12 лет имели право совершать сделки без возникновения обязательств, и, наконец, лица в возрасте от 14 до 25 лет считались ограниченно дееспособными.
Другим примером рецепции служат положения статьи 27 Гражданского Кодекса РФ, в которых мы видим наличие такого типичного для римского права института, как эмансипация или освобождение лица от опеки родителей или попечителя с их согласия или по достижении гражданином определенного возраста. Именно в классический период развития римского частного права институт эмансипации стал наиболее близок к тому определению, которое на данный момент существует в гражданском законодательстве Российской Федерации: «несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью».
Римское право называет опекой правовое покровительство одного лица в отношении другого, иными словами опекун имеет власть над личностью и имуществом опекаемого, которое должен оберегать и о котором должен заботиться подобающим образом. Практически ту же формулировку мы можем найти и в Гражданском кодексе РФ, согласно которому опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте до 14 лет с целью защиты их прав и законных интересов.
Что касается попечительства, то согласно статье 33 Гражданского Кодекса РФ оно устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В римском частном праве установление попечительства происходит несколько по иным причинам, но оно также распространяется на категорию ограниченно дееспособных лиц (к примеру, душевнобольных или расточителей) и лиц, достигнувших определенного возраста.
Рецепции прослеживаются и в дальнейшем: например, в отношении объектов права, которые в римском частном праве подразделялись на вещи и действия лиц или на вещи телесные и бестелесные. Это же мы видим в статье 128 Гражданского Кодекса РФ, которая указывает на то, что все объекты права делятся на материальные и нематериальные блага.
В результате можно сделать вывод о том, что современный институт вещного права базируется на соответствующем правовом регулировании статуса вещей в римском классическом праве.
Таким образом, российский законодатель заимствовал понятие и категории дееспособности из римского частного права, изменив возрастные рамки согласно реалиям жизнедеятельности современного общества и государства.
Во-вторых, в системе пяти принципов Уголовного Кодекса РФ, Уголовный Кодекс РФ называет принцип законности, ведущими установлениями которого выступают верховенство международного уголовного права и подконституционность Уголовного Кодекса. В этой связи возникает вопрос о допустимости квалификации преступлений непосредственно по нормам международного уголовного права и Конституции РФ. В теории и на практике решается он по-разному.
Другие считают верховенство международного права над внутренним относительным, т о есть, применительно к нормам Общей части Уголовного Кодекса РФ, к нормам, не связанным с установлением и ужесточением уголовной ответственности, и над нормами Особенной части Уголовного Кодекса РФ, которые прямо отсылают к международно-правовым актам, как это сформулировано в разделе XII Уголовного Кодекса «Преступления против мира и безопасности человечества». Наконец, третьи отвергают верховенство международного права над внутренним уголовным правом, ибо иная позиция, по их мнению, способна подорвать суверенитет соответствующего государства и права.
Что касается учета особенностей российского уголовного права, то для этого существуют протоколы к подписанным международно-правовым актам, в которых оговаривается, какие положения Россия ратифицирует, а какие нет. Именно так поступила Россия, к примеру, при ратификации Европейской конвенции об экстрадиции. Во всех международных конвенциях неизменно содержится утверждение, что предлагаемые в них меры принимаются государствами-участниками, если они согласуются с принятыми внутренним правом принципами и системой».
Нельзя не признать определенную коллизионность статьи 1 Уголовного Кодекса РФ. Безоговорочно признает источником уголовного законодательства только Уголовный Кодекс РФ.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что российское законодательсво также перенимает свои начала из Римского права.
В-третьих, современное Российское законодательство в статье 1 Семейного кодекса РФ содержит норму, указывающую, что семья находится под защитой государства. Однако, законодательством не предусмотрены какие-либо критерии для признания семьи на государственном уровне, кроме как заключение в предусмотренном законом порядке брака. Но современное семейное право также содержит нормы нравственного характера, в частности, Семейный Кодекс РФ предусматривает в рекомендательном порядке, что необходимо соблюдать принцип укрепления семьи, её организацию на основе взаимной любви и уважения, ответственности, взаимопомощи, провозглашает защиту семьи от вмешательства со стороны третьих лиц. То есть, рассмотрев модели организации семьи в Древнем Риме и на современном этапе, что они имели качественно отличные принципы, лежащие в их основе. Однако категория семьи в Древнем Риме уже признавалась как форма взаимосвязи мужчины и женщины, что находит отражение в современном семейном праве. Стоит заметить, что анализ современного семейного законодательства подразумевает, что семья образуется на основе заключения брака. Однако на бытовом уровне лица, совместно проживающие, признают свои взаимоотношения семьей. Несмотря на это, подобные отношения не влекут правовые последствия, вытекающие из заключения брака. Основой семьи является брак. В Древнем Риме не все отношения мужчины и женщины признавались браком, способствующим повлечь правовые последствия. Брак должен был иметь проявления в двояком смысле: отражать человеческое право (то есть подчиняться гражданским нормам) и отражать божественное право, то есть соответствовать религиозным и моральным предписаниям. Брак мог заключаться в обрядовой форме и неформальной. Он имел 2 вида: с властью мужа и без власти мужа (возобнавляемый ежегодно). Оба вида брака влекли различные правовые последствия при их заключении. Брак в Древнем Риме являлся патрилокальным, то есть после его заключения в дом к мужу приходила жена (данный принцип уже не соблюдался в классический период), а не наоборот. Обряду «введения невесты» в дом придавалось существенное значение. Целью семьи является самовоспроизведение. Римский брак – это правовой институт, который влечет правовые последствия. В Древнем Риме законодательно предусматривалась помолвка до заключения брака для установления квазиродственных отношений (в настоящее время помолвка как