Файл: Расчетнографическая работа по дисциплине Основы технической механики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
NF lim

KFL1,2 = 6 ,

NFE1,2

где NF lim – базовое число циклов напряжений изгиба NF lim = 4 ⋅ 106;
NFE1,2 – расчетное число циклов напряжений изгиба

Расчетное число циклов напряжений изгиба определяют по формуле
NFE1,2 = KFE ⋅ [60⋅n1,2 ⋅ t] ,
где KFE – коэффициент режима работы при расчете на изгиб
NFE1 = 1 ⋅ (60 ⋅ 645,75 ⋅ 20000) = 774900000

NFE2 = 1 ⋅ (60 ⋅ 205 ⋅ 20000) = 246000000

4 ⋅ 106

KFL1 = 6 = 0,42

7749 ⋅ 105

4 ⋅ 106

KFL2 = 6 = 0,5

246 ⋅ 106

Так как KFL1,2 < 1, то принимаем KFL1,2 = 1.

2.2 Проектный расчет

Тип передачи: косозубая

Определяем межосевое расстояние по формуле



T2 ⋅ 103 ⋅ K

a′w = Ka (u+1) ⋅ 3 ,

u2 ⋅ѱba ⋅ [σН ]2

где Ka – вспомогательный коэффициент: для косозубых цилиндрических колес Ka = 43 МПа1/3;

ѱba – коэффициент ширины шестерни относительно межосевого расстояния;

K – коэффициент концентрации нагрузки, учитывающий неравномерное распределение нагрузки по линии контакта зубьев. Выбирается в зависимости от

ѱbd = 0,5 ⋅ ѱba ⋅ (u+1)

ѱbd = 0,5 ⋅ 0,5 ⋅ (3,15+1) = 1,03


Рис. 1. Схема цилиндрической зубчатой передачи




916,38 ⋅ 103 ⋅ 1,04

a′w = 43 ⋅ (3,15+1) ⋅ 3 = 163,46 мм

3,152 ⋅ 0,5 ⋅ 5002


Полученное значение a′w округляем до стандартного межосевого расстояния aw по ГОСТ 2185-66 «Передачи зубчатые цилиндрические. Основные параметры»

Принимаем aw
= 200 мм
Определяем ширину зубчатого колеса по формуле: b′2 = ѱba ⋅ aw

b′2 = 0,5 ⋅ 200 = 100 мм

Полученное значение b′2 округляем до значения b2 по предпочтительному ряду Ra 40 по ГОСТ 6636-69

Принимаем b2 = 100 мм

Ориентировочно определяем модуль зацепления передачи по формуле

m′ = b2 / ѱm , где ѱm – коэффициент модуля

m′ = 100 / 20 = 5 мм

Полученное значение m′ округляем до стандартного значения m по ГОСТ 9563-80 «Основные нормы взаимозаменяемости. Колеса зубчатые. Модули».

Принимаем m = 5 мм
Назначаем угол наклона зубьев для шевронных колес β = 45°

Задаем направление наклона зубьев: для шестеренки – левое, для зубчатого колеса – правое.

Определяем коэффициент осевого перекрытия по формуле
εβ = (b2 ⋅ sinβ) / (π ⋅ m) ≥ 1,1

εβ = (100 ⋅ sin45°) / (3,14 ⋅ 5) = 4,52

Определяем суммарное число зубьев передачи по формуле
z = 2 ⋅ aw ⋅ cosβ / m

z = 2 ⋅ 200 ⋅ cos45° / 5 = 57

Определяем число зубьев шестерни z1 и колеса z2 с округлением до целого числа по формуле
z1 = z / (u+1) z2 = z - z1

z1 = 57 / (3,15+1) = 14 z2 = 57 – 14 = 43
Уточняем передаточное число u = z2 / z1 u = 43 / 14 = 3,07

Проверка: Δu = (3,07 – 3,15) ⋅ 100 / 3,15 = - 2,5% ≤ ±4% условие выполнено

Уточняем значение угла наклона зубьев с точностью до секунды по формуле
cosβ = [0,5 ⋅ (z1 + z2) ⋅ m] / aw

cosβ = [0,5 ⋅ (14 + 43) ⋅ 5] / 200 = 0,7125
Определяем коэффициент торцевого перекрытия по формуле
εα = [1,88 – 3,2 ⋅ (1 / z1 + 1 / z2)] ⋅ cosβ

εα = [1,88 – 3,2 ⋅ (1 / 14 + 1 / 43)] ⋅ 0,7125 = 1,12 ≥ 1,1
Определяем делительные диаметры шестерни и зубчатого колеса по формулам
d1 = m ⋅ z1 / cosβ и d2 = m ⋅ z2 / cosβ
d1 = 5 ⋅ 14 / 0,7125 = 98,25 мм d2 = 5 ⋅ 43 / 0,7125 = 301,75 мм
Определяем окружную скорость по формуле

υ = π ⋅ d1 ⋅ n1 / 60
υ = 3,14 ⋅ 98,25 ⋅ 645,75 / 60 = 3,32 м / с
Назначаем степень точности и вил сопряжения цилиндрической передачи согласно ГОСТ 1643-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски»

Степень точности: 9-В



2.3 Проверочный расчет

По контактным напряжениям

Определяем контактные напряжения по формуле




σН = ZE ⋅ ZH ⋅ Zε ⋅ 2 ⋅ T2 ⋅ 103 ⋅ (u+1) ⋅ KH ≤ [σН ]

d22 ⋅ b2
где ZE – коэффициент, учитывающий свойства материала шестерни и колеса, ZE =275 МПа1/2;

ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряжения поверхностей зубьев;

Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактной линии;

KH – коэффициент расчетной нагрузки при расчете на контактные напряжения.

ZH = 2 ⋅ cosβ = 2 ⋅ 0,7125 = 1,38

sin2α sin40°




Для косозубой передачи Zε = 1 = 1 = 0,94
εα 1,12

Коэффициент KH определяется как KH = K ⋅ K ⋅ K
где KHβ – коэффициент концентрации нагрузки (определен ранее);

KHv – коэффициент динамичности нагрузки, учитывающий дополнительную динамическую нагрузку;

KHα – коэффициент нагрузки в зацеплении, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между парами зубьев (только для косозубых передач);
KH = 1,04 ⋅ 1,0432 ⋅ 1,13 = 1,23




σН = 275 ⋅ 1,38 ⋅ 0,94 ⋅ 2 ⋅ 916,38 ⋅ 103 ⋅ (3,15+1) ⋅ 1,23 = 361,7 МПа ≤ [σН ] ≤ 500 МПа

301,752 ⋅ 100

Отклонение возникающего контактного напряжения от допускаемого
ΔσН = (σН - [σН ]) ⋅ 100% / σН ΔσН = (361,7 - 500) ⋅ 100% / 500 = - 27,66%

Условие прочности не выполняется, значит изменяем ширину венца колеса по формуле
b*2 = b2
⋅ (σН / [σН ])2


b*2 = 100 ⋅ (361,7 / 500)2 = 53 мм
σН* = 495,85 МПа ΔσН = (495,85 - 500) ⋅ 100% / 500 = - 0,83% ≤ ±5%

условие выполнено

По напряжениям изгиба

Определяем допускаемые напряжения изгиба по формуле

где YF – коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев шестерни и колеса: zV1 = z1 / cos3 β и zV 2 = z2 / cos3 β
zV1 = 14 / 0,71253 = 39 YF1 = 3,71

zV2 = 43 / 0,71253 = 119 YF2 = 3,60
F ]1 / YF1 = 267,43 / 3,71 = 72,08 [σF ]2 / YF2 = 226,29 / 3,60 = 62,86
Принимаем YF = 3,60
Yβ – коэффициент повышения изгибной прочности зуба косозубых колес (только для косозубых передач), Yβ =1− εβ ⋅(β / 120);

Yβ =1− 4,52 ⋅ (44,36 / 120) = 0,67

Yε – коэффициент распределения нагрузки между зубьями (только для косозубых передач), Yε =1 / εα ;

Yε =1 / 1,12 = 0,89

KF – коэффициент расчетной нагрузки для напряжений изгиба.

Коэффициент KF определяется как KF = KKFv K,

где K – коэффициент концентрации нагрузки;

KFv– коэффициент динамичности нагрузки;

K– коэффициент нагрузки в зацеплении (только для косозубых передач)

KF = 1,09 ⋅1,1162⋅1,35 = 1,64

σF = 3,60 ⋅ 0,67 ⋅ 0,89 ⋅ (2 ⋅ 916.38 ⋅ 103 ⋅ 1,64) / (301,75 ⋅ 100 ⋅ 5) = 42,77 МПа ≤ [σF ]2 ≤ 226,29 МПа


2.4 Расчет геометрических параметров цилиндрической передачи

О пределяем диаметры вершин зубьев шестерни и зубчатого колеса по формулам

da1 = d1 + 2 ⋅ m и da2 = d2 + 2 ⋅ m

da1 = 98,25 + 2 ⋅ 5 = 108,25 мм

da2 = 301,75 + 2 ⋅ 5 = 311,75 мм

Рис. 2 Геометрические

параметры зубчатого колеса

Находим диаметры впадин зубьев шестерни и зубчатого колеса по формулам


d f 1 = d1 − 2,5 ⋅ m и d f 2 = d2 − 2,5 ⋅ m

d f 1 = 98,25 − 2,5 ⋅ 5 = 85,75 мм d f 2 = 301,75 − 2,5 ⋅ 5 = 289,25 мм

Определяем ширину шестерни b1 = b2 + (5...10) мм.

b1 = b2 + 10 = 100 +10 = 110 мм

2.5 Расчет сил в зацеплении цилиндрической передачи

Силы, действующие в зацеплении цилиндрической косозубой передачи, показаны на рис. 3. Схема соответствует случаю вращения шестеренки по часовой стрелке.
Окружная сила на шестеренке равна окружной силе на зубчатом колесе

Ft1 = Ft2 = 2 ⋅ T2 ⋅ 103 / d2
Ft1 = Ft2 = 2 ⋅ 916,38 ⋅ 103 / 301,75 = 6074 Н
Радиальная сила на шестеренке равна радиальной силе на зубчатом колесе

Fr1 = Fr2 = Ft1 ⋅ tgα / cosβ Fr1 = Fr2 = 6074 ⋅ 0,364 / 0,7125 = 3103 Н

Осевая сила на шестеренке равна осевой силе на зубчатом колесе (только для косозубых цилиндрических передач)

Fa1 = Fa2 = Ft1 ⋅ tgβ Fa1 = Fa2 = 6074 ⋅ 0,3968 = 2410,1 Н

Выбираем смазку для цилиндрической передачи И-Г-А46.












Рис. 3. Силы в цилиндрической передаче

3. Проектирование тихоходного вала

3.1 Расчетная схема вала