Файл: 1. Понятие, специфика, свойства и социальный смыл государственного решения. Классификация государственных решений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления

Форма обучения: заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Принятие и исполнение государственных решений



Группа

Студент


МОСКВА 2023

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

1. Понятие, специфика, свойства и социальный смыл государственного решения. Классификация государственных решений.

Государственные решения – это вид управленческого решения, посредством которого реализуются функции государственной власти.

Специфика принятия государственных решений обусловлена соединением подсистем власти и государственного управления. При этом государственное управление представляет собой ближайшее окружение механизма принятия решений и от его характера зависит направленность действий по выдвижению и реализации целей.

Свойства государственных управленческих решений:

  • юридическая значимость предписанных ими действий

  • директивность и обязательность для исполнения

  • властность, то есть одностороннее принятие решения

  • наличие системы правил определяющей порядок разработки, обсуждения, принятия, вступления в силу, внесение изменений и отмену государственных управленческих решений

  • наличие нескольких связанных между собой целей

В самом широком смысле государственное управленческое решение – это облеченная в официальную форму властная воля государства, которая, будучи закрепленной в соответствующих государственных актах, обеспечивает целенаправленное воздействие власти на социальную действительность.

Классификация государственных решений:

В соответствии с критерием субъектов управления государственные решения делятся на:

  • Государственные решения общенародного характера, принимаемые по результатам выборов и референдумов;

  • Федеральные и региональные государственные решения, а также местные в отношении делегированных государственных полномочий;

  • Государственные решения, принимаемые отдельными ветвями власти – законодательной, исполнительной, судебной;

  • Единоличные и коллегиальные государственные решения.


В соответствии с критерием цели и времени действия государственные решения делятся на:

  • Государственные решения стратегического или долгосрочного характера;

  • Государственные решения тактического или среднесрочного характера;

  • Государственные решения оперативного или краткосрочного характера.

В соответствии с критерием субъектов управления государственные решения делятся на:

  • Государственные решения общенародного характера, принимаемые по результатам выборов и референдумов;

  • Федеральные и региональные государственные решения, а также местные в отношении делегированных государственных полномочий;

  • Государственные решения, принимаемые отдельными ветвями власти – законодательной, исполнительной, судебной;

  • Единоличные и коллегиальные государственные решения.

В соответствии с критерием цели и времени действия государственные решения делятся на:

  • Государственные решения стратегического или долгосрочного характера;

  • Государственные решения тактического или среднесрочного характера;

  • Государственные решения оперативного или краткосрочного характера.

В соответствии с критерием юридической силы государственные решения делятся на:

  • Конституционные или высшие государственные решения;

  • Законодательные государственные решения;

  • Подзаконные государственные решения.

В соответствии с критериями содержания государственные решения делятся на:

  • Политические государственные решения;

  • Административные государственные решения;

  • Экономические государственные решение;

  • Организационные государственные решения;

  • Технологические государственные решения и так далее.

В соответствии с критерием значимости для исполнения государственные решения делятся на:

  • Государственные решения обязательные к исполнению;

  • Государственные решения, носящие рекомендательный характер.

В соответствии с характером воздействия государственные решения делятся на:



  • Стимулирующие государственные решения;

  • Протекционистские государственные решения;

  • Мотивационные государственные решения;

  • Ограничительные государственные решения;

  • Запретительные государственные решения и так далее.


2. Механизм принятия решений в государственном управлении Российской Федерации.

Формат применения управленческих воздействий предполагает, что усилия государства, прежде всего, связаны с решением наиболее общих задач, а именно:

  • поддержанием сложившегося в обществе социально-политического порядка, способа правления, сохранение стабильности и упорядоченности базовых общественных отношений;

  • целенаправленным регулированием различных областей, сфер, отношений, процессов и явлений в соответствии с интересами общества и правящего слоя;

  • созданием предпосылок для будущего развития социальных объектов за счет наложение или, напротив, снятия ограничений для тех или иных вариантов их эволюции.

Механизмы принятия решений в частной сфере и в сфере публичного управления имеют существенные отличия. Так, если в частной сфере фактически субъект управления исходит из экономических приоритетов деятельности компании, корпоративных норм и правил и запретов, установленных законом, то в системе публичного управления субъект управления связан административными процедурами и регламентами разработки и утверждения решения, а также нормативно установленными правилами организации управленческого воздействия, в том числе субъект управления ограничен в выборе методов, инструментов и мероприятий управленческого воздействия на общественные отношения.

Определение механизма принятия управленческого решения включает в себя:

  • Методологическую основу принятия управленческого решения, то есть использование технологий и инструментов разработки эффективного управленческого решения с точки зрения менеджмента;

  • Нормативную основу разработки управленческого решения. В системе государственного управления разработка управленческого решения должна соответствовать нормативно установленным правилам и административным процедурам, а также публично-правовым задачам управления.


Таким образом, назначение механизма принятия решений в системе государственного управления заключается:

  • В обеспечении практической и теоретической обоснованности разрабатываемого решения и, соответственно, гарантировании его эффективности, то есть гарантировании эффективного решения функций и задач публичного управления в интересах российского населения;

  • В гарантировании законности разработки управленческого решения и законности его содержания, то есть принятии решения без влияния коррупционных явлений, злоупотреблений со стороны должностных лиц государственного механизма исключительно в интересах населения в соответствии с целями, задачами, принципами, методами и инструментами реализации публичного управления в стране.

6. Организация процесса исполнения государственных управленческих решений.

В обобщенном плане можно было бы выделить следующие основные этапы в целостном процессе принятия государственных решений:

1. Определение приоритетных проблем и формирование политической повестки дня

2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественных проблем

3. Окончательный выбор, формулирование и легитимизация государственного решения.

4. Реализация и проведение в политическую практику принятых государственных решений

5. Контроль за ходом осуществления решения и обратная связь с его результатами

В этом смысле минимально необходимый набор управленческих задач, осуществляемых при принятии государственных решений, на наш взгляд, включает в себя четыре основополагающих этапа:

1) подготовительного;

2) разработки целей;

3) реализации и имплементации (продвижения) целей;

4) завершающего этапа (оценки достигнутых результатов)


3. Целевая комплексная программа как государственное решение.


Целевая комплексная программа - это доку-мент, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем эко-номических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Практическое занятие № 2 «Риски при принятии решений. Страхование рисков»

  1. Какие возможности снижения уровня управленческих рисков и связанного с ними ущерба существуют у государства?


У государства существуют возможности снижения уровня управленческих рисков и связанного с ними ущерба - это подготовка кадров, способных использовать управленческие технологии, минимизирующие риски; страхование рисков; предварительное увеличение достоверной информации о возможных рисках и гипотетическое предвосхищение их возможных последствий; уклонение от рисков; контроль за рисками; применение моделей и механизмов управления гипотетическими угрозами; осуществление антикризисных стратегий.

  1. На каких подходах базируется страхование управленческих рисков?

Страхование управленческих рисков. Страхование компенсирует возможные ошибки и стабилизирует деятельность компании. Страхование УР базируется на двух подходах: • стоимость или цена подготовленного УР; • стоимость возможных убытков при реализации УР. Риски образуются от следующих процедур реализации УР: паблик рилейшнз; выбор формы реализации УР; организация выполнения; контроль; информирование; архивация данных об УР.

  1. Риски образуются от следующих процедур реализации управленческих решений?

Риски образуются от следующих процедур реализации управленческого решения: паблик рилейшнз; выбор формы реализации управленческого решения; организация выполнения; контроль; информирование; архивация данных об управленческом решении.

Причины появления незапланированных результатов по представленным процедурам:

1. недостаточный профессионализм, как самого разработчика управленческого решения, так и исполнителей;

2. недостаточная ответственность исполнителя;

3. организационные неурядицы;

4. искажения, утеря информации в базе данных и базе знаний (интеллектуальной собственности).

Кроме того, риск может возникнуть сам по себе.

  1. К каким группам рисков относится страхование профессиональной ответственности?

Страхование профессиональной ответственности относится к двум группам рисков: • риски, связанные с возможностью нанесения третьим лицам телесных повреждений и причинения вреда здоровью (врачи, хирурги, дантисты, фармацевты, владельцы транспортных средств, работающие по найму, и т.п.).

5. От каких факторов зависит ставка премии (платежа) по страхованию профессиональной ответственности?

Ставки премии по этому виду страхования зависят от профессии, возраста, стажа работы, даты получения квалификации и т.д. К основной ставке премии могут применяться скидки или надбавки, если в предыдущие годы были страховые случаи, по которым состоялись выплаты, или если профессионалы только начинают работать в соответствующей области деятельности.