Файл: 1. Понятие, специфика, свойства и социальный смыл государственного решения. Классификация государственных решений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Принятие и исполнение государственных решений
Группа
Студент
МОСКВА 2023
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
1. Понятие, специфика, свойства и социальный смыл государственного решения. Классификация государственных решений.
Государственные решения – это вид управленческого решения, посредством которого реализуются функции государственной власти.
Специфика принятия государственных решений обусловлена соединением подсистем власти и государственного управления. При этом государственное управление представляет собой ближайшее окружение механизма принятия решений и от его характера зависит направленность действий по выдвижению и реализации целей.
Свойства государственных управленческих решений:
-
юридическая значимость предписанных ими действий -
директивность и обязательность для исполнения -
властность, то есть одностороннее принятие решения -
наличие системы правил определяющей порядок разработки, обсуждения, принятия, вступления в силу, внесение изменений и отмену государственных управленческих решений -
наличие нескольких связанных между собой целей
В самом широком смысле государственное управленческое решение – это облеченная в официальную форму властная воля государства, которая, будучи закрепленной в соответствующих государственных актах, обеспечивает целенаправленное воздействие власти на социальную действительность.
Классификация государственных решений:
В соответствии с критерием субъектов управления государственные решения делятся на:
-
Государственные решения общенародного характера, принимаемые по результатам выборов и референдумов; -
Федеральные и региональные государственные решения, а также местные в отношении делегированных государственных полномочий; -
Государственные решения, принимаемые отдельными ветвями власти – законодательной, исполнительной, судебной; -
Единоличные и коллегиальные государственные решения.
В соответствии с критерием цели и времени действия государственные решения делятся на:
-
Государственные решения стратегического или долгосрочного характера; -
Государственные решения тактического или среднесрочного характера; -
Государственные решения оперативного или краткосрочного характера.
В соответствии с критерием субъектов управления государственные решения делятся на:
-
Государственные решения общенародного характера, принимаемые по результатам выборов и референдумов; -
Федеральные и региональные государственные решения, а также местные в отношении делегированных государственных полномочий; -
Государственные решения, принимаемые отдельными ветвями власти – законодательной, исполнительной, судебной; -
Единоличные и коллегиальные государственные решения.
В соответствии с критерием цели и времени действия государственные решения делятся на:
-
Государственные решения стратегического или долгосрочного характера; -
Государственные решения тактического или среднесрочного характера; -
Государственные решения оперативного или краткосрочного характера.
В соответствии с критерием юридической силы государственные решения делятся на:
-
Конституционные или высшие государственные решения; -
Законодательные государственные решения; -
Подзаконные государственные решения.
В соответствии с критериями содержания государственные решения делятся на:
-
Политические государственные решения; -
Административные государственные решения; -
Экономические государственные решение; -
Организационные государственные решения; -
Технологические государственные решения и так далее.
В соответствии с критерием значимости для исполнения государственные решения делятся на:
-
Государственные решения обязательные к исполнению; -
Государственные решения, носящие рекомендательный характер.
В соответствии с характером воздействия государственные решения делятся на:
-
Стимулирующие государственные решения; -
Протекционистские государственные решения; -
Мотивационные государственные решения; -
Ограничительные государственные решения; -
Запретительные государственные решения и так далее.
2. Механизм принятия решений в государственном управлении Российской Федерации.
Формат применения управленческих воздействий предполагает, что усилия государства, прежде всего, связаны с решением наиболее общих задач, а именно:
-
поддержанием сложившегося в обществе социально-политического порядка, способа правления, сохранение стабильности и упорядоченности базовых общественных отношений; -
целенаправленным регулированием различных областей, сфер, отношений, процессов и явлений в соответствии с интересами общества и правящего слоя; -
созданием предпосылок для будущего развития социальных объектов за счет наложение или, напротив, снятия ограничений для тех или иных вариантов их эволюции.
Механизмы принятия решений в частной сфере и в сфере публичного управления имеют существенные отличия. Так, если в частной сфере фактически субъект управления исходит из экономических приоритетов деятельности компании, корпоративных норм и правил и запретов, установленных законом, то в системе публичного управления субъект управления связан административными процедурами и регламентами разработки и утверждения решения, а также нормативно установленными правилами организации управленческого воздействия, в том числе субъект управления ограничен в выборе методов, инструментов и мероприятий управленческого воздействия на общественные отношения.
Определение механизма принятия управленческого решения включает в себя:
-
Методологическую основу принятия управленческого решения, то есть использование технологий и инструментов разработки эффективного управленческого решения с точки зрения менеджмента; -
Нормативную основу разработки управленческого решения. В системе государственного управления разработка управленческого решения должна соответствовать нормативно установленным правилам и административным процедурам, а также публично-правовым задачам управления.
Таким образом, назначение механизма принятия решений в системе государственного управления заключается:
-
В обеспечении практической и теоретической обоснованности разрабатываемого решения и, соответственно, гарантировании его эффективности, то есть гарантировании эффективного решения функций и задач публичного управления в интересах российского населения; -
В гарантировании законности разработки управленческого решения и законности его содержания, то есть принятии решения без влияния коррупционных явлений, злоупотреблений со стороны должностных лиц государственного механизма исключительно в интересах населения в соответствии с целями, задачами, принципами, методами и инструментами реализации публичного управления в стране.
6. Организация процесса исполнения государственных управленческих решений.
В обобщенном плане можно было бы выделить следующие основные этапы в целостном процессе принятия государственных решений:
1. Определение приоритетных проблем и формирование политической повестки дня
2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественных проблем
3. Окончательный выбор, формулирование и легитимизация государственного решения.
4. Реализация и проведение в политическую практику принятых государственных решений
5. Контроль за ходом осуществления решения и обратная связь с его результатами
В этом смысле минимально необходимый набор управленческих задач, осуществляемых при принятии государственных решений, на наш взгляд, включает в себя четыре основополагающих этапа:
1) подготовительного;
2) разработки целей;
3) реализации и имплементации (продвижения) целей;
4) завершающего этапа (оценки достигнутых результатов)
3. Целевая комплексная программа как государственное решение.
Целевая комплексная программа - это доку-мент, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем эко-номических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Практическое занятие № 2 «Риски при принятии решений. Страхование рисков»
-
Какие возможности снижения уровня управленческих рисков и связанного с ними ущерба существуют у государства?
У государства существуют возможности снижения уровня управленческих рисков и связанного с ними ущерба - это подготовка кадров, способных использовать управленческие технологии, минимизирующие риски; страхование рисков; предварительное увеличение достоверной информации о возможных рисках и гипотетическое предвосхищение их возможных последствий; уклонение от рисков; контроль за рисками; применение моделей и механизмов управления гипотетическими угрозами; осуществление антикризисных стратегий.
-
На каких подходах базируется страхование управленческих рисков?
Страхование управленческих рисков. Страхование компенсирует возможные ошибки и стабилизирует деятельность компании. Страхование УР базируется на двух подходах: • стоимость или цена подготовленного УР; • стоимость возможных убытков при реализации УР. Риски образуются от следующих процедур реализации УР: паблик рилейшнз; выбор формы реализации УР; организация выполнения; контроль; информирование; архивация данных об УР.
-
Риски образуются от следующих процедур реализации управленческих решений?
Риски образуются от следующих процедур реализации управленческого решения: паблик рилейшнз; выбор формы реализации управленческого решения; организация выполнения; контроль; информирование; архивация данных об управленческом решении.
Причины появления незапланированных результатов по представленным процедурам:
1. недостаточный профессионализм, как самого разработчика управленческого решения, так и исполнителей;
2. недостаточная ответственность исполнителя;
3. организационные неурядицы;
4. искажения, утеря информации в базе данных и базе знаний (интеллектуальной собственности).
Кроме того, риск может возникнуть сам по себе.
-
К каким группам рисков относится страхование профессиональной ответственности?
Страхование профессиональной ответственности относится к двум группам рисков: • риски, связанные с возможностью нанесения третьим лицам телесных повреждений и причинения вреда здоровью (врачи, хирурги, дантисты, фармацевты, владельцы транспортных средств, работающие по найму, и т.п.).
5. От каких факторов зависит ставка премии (платежа) по страхованию профессиональной ответственности?
Ставки премии по этому виду страхования зависят от профессии, возраста, стажа работы, даты получения квалификации и т.д. К основной ставке премии могут применяться скидки или надбавки, если в предыдущие годы были страховые случаи, по которым состоялись выплаты, или если профессионалы только начинают работать в соответствующей области деятельности.