Файл: Аполлон Одним из наиболее известных богов в античной мифологии считается Аполлон.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аполлон
Одним из наиболее известных богов в античной мифологии считается Аполлон. По легенде он является сыном всемогущего Зевса и Лето, и вместе со своей сестрой-близнецом Артемидой входит в пантеон греческих богов. Если обращаться к гомеровским гимнам, то Аполлон — это длинновласый бог света; также Гомер многократно называет его «Феб», что означает «сияющий» или же «лучезарный».
Аполлон прославился различными божественными качествами: например, он мог предсказывать; был богом солнца, исцеления, являлся предводителем муз и покровительствовал искусству. Но главное его преимущество состояло в его красивом и подтянутом теле — по этой причине он считался эталоном мужской красоты и постоянно находил свое отражение в различных произведениях искусства, таких как статуи и картины.
Первоначально Аполлон одушевлён не был и его представляли в виде колонн (ок. 7 в. до н.э.) или камня, которых обычно держали перед дверьми. Как говорил Лосев, такие фетиши носили действенный характер для людей того времени и хорошо почитались благодаря своей энергии.
Если брать в внимание растения, то Аполлона связывают часто с лавром. Как известно, это популярный элемент головного «украшения» данного бога. Расскажу про значимость лавра через один миф. По легенде, после того как Аполлон одолел змея Пифона, он пошутил над луком и стрелами бога Эроса, за что получил от него золотой стрелой и влюбился в Дафну. Девушку же в тот самый момент пронзили свинцовой стрелой ненависти к Аполлону и она не могла ответить на его чувства. Обратим внимание на вазопись «Аполлон и Дафна» 5 века до н.э. Пока Дафну преследовал бог и она убегала, молясь за себя другим божествам, её пожалели и превратили в лавровое дерево. Считается, Аполлон так сильно был влюблён, что сделал растение священным и начал носить зеленые листья на своей голове. Позже венки из этой листы начали возлагать на головы победителей.
Статуя Праксителя «Аполлон убивающий ящерицу» (ок. 370 г. до н.э.) изображает обнажённого Аполлона, стоящего рядом с деревом, по которому ползает ящерица. По видимому, она символизирует собой Пифона.
Если присмотреться, то отчётливо видно, что дерево и Аполлон соединены: последний словно прорастает из ствола. Но не всё так просто, потому что скульптура не предусматривает дерево как опору для статуи. Древо представляет собой атрибут божественного.
Обратим внимание теперь на фреску из эпохи высокого возрождения. Работа Рафаэля Санти «Парнас», символизирующая поэзию, была создана в 1511 году и хранится в Папском дворце Ватикана. Художник изобразил на фреске гору, где в центре находится Аполлон и играет на лире. Причем в руках у него музыкальный инструмент не из античной эпохи, а из времени, когда он был популярен в XV и XVI веках. Окружают Аполлона девять прекрасных девушек — это те самые музы, которым он покровительствует. Также помимо муз фреска насчитывает еще восемнадцать творческих личностей, где девять человек относят к жителям античного времени, представляя их как поэтов. И таким же образом других девять поэтов относят к новой эпохе. Пока художник работал над фреской он перенимал некоторые образы со своих современников и вдохновлялся другими статуями и картинами.
Обратимся теперь к другому сюжету. В первой половине 17 века Йоганн Бокхорт нарисовал картину «Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы». Сюжет полотна обращён к мифу, в котором царица Ниоба, мать четырнадцати детей(семерых мальчиков и семерых девочек) возгордилась своим любимым потомством и случайно в разговоре со своей подругой Лето подвергла её насмешке за то, что у неё всего лишь двое детей. Аполлон и Артемида приняли эти слова за серьезное оскорбление и решили отомстить за свою мать. Они прибыли к Ниобе, где она находилась рядом со своими детьми и, вооружившись луком и стрелами, начали поочередно убивать детей. Никто не смог скрыться от стрел — все жертвы пали.
Как гласит легенда, после потери детей Ниоба плакала каждый день и Зевс решил сжалиться над ней, превратив её тело в камень. Но даже это не помогало: камень тоже неустанно лил слёзы.
Русский художник Александр Иванов в первой половине девятнадцатого века нарисовал картину «Аполлон, гиацинт и Кипарис занимающиеся музыкой и пением». Деятель искусства изобразил всех троих в спокойной обстановке: они вдохновленно поют песни и чувствуют музыку. При этом художник не показывает ключевого сюжета, трагического, который объединяет все три фигуры. Существует миф, в котором рассказывается, что Аполлон нечаянно убил Гиацинта, когда метал диски во время игры. Про Кипариса немного другая история. Сам того нехотя, он убил оленя, которого очень сильно любил. Аполлон ясно увидел горе парня и, сжалившись, превратил его в дерево. С тех пор Кипарис символизирует собой скорбь и печаль.
Аполлон также нашёл свое место в философских концепциях. Так, в «Рождении трагедии...» написанной во второй половине 19 века Ницше, одно из двух начал выражено в «Аполлонийском». Автор использует символы античных богов, чтобы показать, насколько двойственный мир, в котором живёт человек. Аполлон, как божество, как раз имеет черты рационального и рассудительного. И поэтому, как правило, играет роль того самого «светлого» начала.
Более позднее произведение искусства было создано в 1989 году Тимуром Новиковым и исполнено в технике минимализма.
Работа под названием «Аполлон, попирающий красный квадрат» была выполнена живописью по ткани и стала трактоваться символом победы античной культуры над авангардом. На этой ткани скульптура Аполлона стоит прямо на верхушке квадрата и упирается в неё своими ногами. Так, можно заявить, что Аполлон действительно чувствует здесь за собой превосходство.
Таким образом, можно заметить, что образ божественного Аполлона был популярен на протяжении различных эпох. Многие его образы в картинах и скульптурах дают отсылку к любопытным легендам. Но если брать во внимание произведения искусства, относящиеся к 21 веку, то Аполлона изображают просто с красивым телосложением не прибавляя к образу никаких отличительных атрибутов и такие «Аполлоны», как правило, не кажутся интересными, чтобы заострять на них своё внимание.