Файл: Содержание Введение глава Психологические эффекты неудачи общие представления о личной неудаче величина или интенсивность.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологические эффекты неудачи ……………………………………. 7
-
Общие представления о личной неудаче ………………………………. 7 -
Величина или «интенсивность» неудачи ……………………………... 11 -
Когнитивные и эмоциональные составляющие успеха и неудачи …. 15
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи переживания личной неудачи и уровня самооценки в младшем школьном возрасте …………………………... 20
-
Психологические характеристики младшего школьного возраста …. 20 -
Выбор методик и проведение эмпирического исследования ……….. 24 -
Количественный и качественный анализ полученных результатов ... 25
Заключение ………………………………………………………………………….. 34
Список использованных источников ……………………………………………. 36
Приложения …………………………………………………………………………. 38
Введение
Переживание личной неудачи - широко распространенное явление в современной жизни. Оно систематически возникает как в социальных ситуациях, так и при участии человека в любой деятельности, связанной с достижением. В некоторых случаях влияние неудачи настолько велико, что человек вообще не способен адекватно реагировать, отказывается от выполнения деятельности, кардинально меняет свою жизнь или даже предпринимает попытку самоубийства.
Для современного этапа развития человечества весьма характерно стремление к достижению, престижу в обществе, избеганию неудачи. Начиная с раннего детства, родители стараются развить в ребенке потребность в достижении, готовят к успехам в жизни, мечтая о том, чтобы сформировать у ребенка оптимистическое отношение к жизни, стараясь не думать о возможных неудачах. При этом часто ставят перед ребенком завышенные цели, устраивают его в престижные учебные заведения с высокой конкурентной борьбой. Неизбежным следствием всего этого могут стать выученная беспомощность, затем систематическая беспомощность и как окончательный итог – переживание личной неудачи, стремление избегать её, формирование пессимизма и склонность к депрессии.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, а формирование эмоциональной сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения.
Вместе с тем в настоящее время увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно-психической системе. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, боязнью неудач.
Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но боязнь неудач дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знание причин возникновения повышенного переживания личной неудачи приводит к возможности своевременной разработки и проведения коррекционно-развивающей работы, способствующей снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью осмысления сущности данной проблемы, определения когнитивной и эмоциональной составляющей, психологических особенностей, провоцирующих возникновение и развитие процесса переживания личной неудачи.
Изучение данного вопроса имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения некоторых психолого-педагогических задач современного образования.
Проблемой исследования является процесс формирования переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте.
Объектом работы выступают эмоции ребенка, а именно переживание личной неудачи в младшем школьном возрасте.
Предмет: особенности влияния неудачи на формирование самооценки младшего школьника.
Цель исследования: рассмотреть проблему переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте для того, чтобы иметь возможность использовать полученные знания в дальнейшей педагогической деятельности.
Гипотеза: переживание личной неудачи в младшем школьном возрасте оказывает влияние на эмоциональное и личностное состояние младшего школьника, в частности, на уровень его самооценки.
Цель и гипотеза работы определила следующие задачи:
-
Выявить сущность понятия «личная неудача»; -
Раскрыть когнитивные и эмоциональные составляющие личной неудачи у младшего школьника; -
Раскрыть психологические характеристики младшего школьного возраста; -
Проанализировать влияние неудачи на личностное развитие ребенка. -
Провести эмпирическое исследование и изложить количественный и качественный анализ полученных результатов; -
На основании анализа полученных результатов сделать вывод об истинности или ложности выдвинутой гипотезы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных.
Цели и задачи определили структуру работы: введение, две основные главы, заключение, список использованных источников и 3 приложения. Работа включает … таблиц и … рисунков.
Первая глава, состоящая из трех параграфов, посвящена раскрытию психологических эффектов неудачи. Даны общие представления о личной неудаче, раскрыта величина («интенсивность»), а также когнитивные и эмоциональные составляющие неудачи.
Вторая глава работы посвящена экспериментальному изучению проблемы переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте. Раскрыты психологические характеристики младшего школьного возраста, основные моменты организации экспериментального исследования, даны характеристики использованных методик, а также изложен количественный и качественный анализ полученных результатов.
Глава I. Психологические эффекты неудачи
1.1 Общие представления о личной неудаче
Неудача в целом относится к условию или состоянию, не отвечающему желательной или планируемой цели. Это можно рассматривать как состояние противоположное успеху или удаче.
Личные неудачи человека - это проблемы, которые касаются особенностей его личности или личных взаимоотношений с окружающими людьми. Неудачи личного характера вызывают тяжелые эмоциональные переживания. Сюда относятся, например, частичная или полная утрата человеком смысла, основной цели своей жизни, потеря работоспособности в значимом виде деятельности, безразличие ко всему, снижение самооценки и уровня притязаний, регрессивные изменения в личности и в поведении человека. Все это нередко происходит в том случае, если неудачи становятся слишком частыми или хроническими, и человек оказывается не в состоянии их предупредить или устранить
1.
Необходимо заметить, что абсолютных неудачников, равно как и абсолютных счастливчиков, в жизни не существует. Каждый человек в чем-то может быть удачливым, в чем-то неудачником. У любого преуспевающего человека есть немало жизненных проблем.
Поэтому вопрос о том, считать или не считать какого-либо конкретного человека счастливчиком или неудачником в жизни непосредственно связан с тем, как сам человек воспринимает значимые события в своей жизни. Если он по природе оптимист, то даже объективные неудачи не сделают его неудачником; если же он пессимист, то и при незначительных неудачах он может считать себя неудачником на фоне многих других удач в своей жизни. Кроме того, то, что ценится одним человеком, может не представлять ценности для другого; то, что один рассматривает, как провал в своей жизни, для другого может не иметь почти никакого значения. Нет никаких объективных критериев по поводу того, кого считать и кого не считать неудачником.
К неудачам личного характера обычно относятся те, которые рассматриваются данным человеком как неудачи и воспринимаются им как весьма серьезные жизненные упущения. К числу типичных неудач личного характера можно отнести те, которые время от времени переживаются многими людьми. Это, например, озабоченность недостаточным уровнем собственного психологического, когнитивного, личностного и коммуникативного развития. Чаще всего такие переживания нередко оставляют в душе человека неприятный след, который может быть связан с отрицательными эмоциями самого широкого диапазона, от едва заметного, хронически плохого настроения до частых аффектов и стрессов.
Неудачи также могут иметь разные последствия для жизни человека, от сравнительно кратковременных и затем бесследно исчезающих до хронических заболеваний и психологических комплексов. Следствиями непрекращающихся жизненных неудач могут также стать нервные расстройства и психогенные органические заболевания.
Начальный период исследования проблемы личной неудачи, как и успеха, продолжался с конца 19-го века до 30-х годов 20-го века. Правда, основная часть исследований, выполненных в то время, была связана с изучением влияния на человека похвалы и порицания, которые нередко отождествлялись с успехом и неудачей2.
Специальные исследования личной неудачи начались в 30-х годах 20-го века и в России, и за рубежом. Однако основные сведения о психологическом содержании неудачи получены не столько в результате специальных исследований, сколько при изучении отрицательных эмоций, уровня притязаний, фрустрации, мотивации достижения и казуальной атрибуции.
Дело в том, что неудача оказалась очень удобным методическим «инструментом». Во-первых, её несложно искусственно создать в экспериментальных условиях. Во-вторых, она вызывает в психике разнообразные изменения, которые и служат объектом исследований. Так, в 50-х годах в рамках теории фрустрации выполнено много исследований, в которых в качестве фрустратора (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов – непреодолимый барьер (обьективный или субьективный), стоящий на пути к достижению цели, вызывающий состояние растерянности, фрустрации) использовалась неудача. В 70-х годах при изучении феномена выученной беспомощности также использовался прием систематической неудачи для того, чтобы вызвать беспомощность. Наконец, современные исследования по казуальной атрибуции (пониманию причин своего поведения и поведения других людей) также не обходятся без неудачи, поскольку отдельной областью исследования атрибуции является атрибуция причин достижения человеком того или иного результата, а следовательно, и связанных с этим успехов и неудач.
В результате всех этих (хотя и косвенных) исследований получено большое количество сведений о влиянии успеха и неудачи на различные стороны психического функционирования, что, несомненно, имело большое значение для развития всей проблемы в целом, в том числе для решения принципиального вопроса о природе успеха и неудачи, то есть об их психологической сущности, о том, что такое успех и неудача.
В разговорном языке слово «неудача» является очень многозначным. Оно используется как для обозначения реального результата действий или достигнутого материального уровня жизни, социального статуса человека, так и для обозначения субъективных переживаний, связанных с оценкой достижений3.
В современных научных работах термин «неудача» чаще всего используется в трех основных значениях.
Первое из них связано с объективной оценкой результата деятельности другого человека. Неудача (как и успех) в этом смысле – интегральная оценка достигнутого результата, который равен или выше (ниже) нормативного уровня или социального стандарта.
Второе значение относится к субъективной оценке результатов собственной деятельности. Неудача (как и успех) в этом смысле – интегральная оценка собственного результата, которая зависит от того, равен или выше (ниже) достигнутый результат уровня личной цели того, что ожидал или хотел достичь человек. Здесь личная цель является основным, но не единственным критерием оценки результата, выработанным самим человеком. Поэтому достигнутый результат может с позиций социальных стандартов оцениваться другими как успех, а сам человек, с точки зрения своей цели, будет оценивать его как неудачу, и наоборот.