Файл: Отчет tpu1429365. docx действие 1 4 (0).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ru
ВОЙТИ
ГЛАВНАЯ
/
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ
/
ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ
TPU1429365.docx
ДЕЙСТВИЕ
1
/4
(0)
Исходный вид
Все блоки
1
« Врожденные идеи» или «чистая доска?» Спор рационалистов и эмпириков в Новое время
Анализ истории философской мысли указывает на то, что еще со времен Древней Греции выдающиеся ученые обращались к осмыслению возможностей познания. Марк Аврелий, Аристотель, Платон, Плотин и
Эпиктет одними из первых посвятили свои рассуждения вопросам познания.
Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Джон Локк пытались определить структурные элементы знаний. Г. Гегель, Э. Гуссерль, И. Кант,
М. Мамардашвили, М. Хайдеггер, исследуя сознание, ставили его во главе всего человеческого.
Одним из первых к теории «врожденных знаний» обратились Сократ и
Платон. Сократ полагал, что в бессмертных душах существуют некие фундаментальные истины, и цел философии - направить человека к осознанию и открытию этих существующих истин. Его теорию продолжил развивать Платон. По его мнению, душа вмещает в себе знание относительно фундаментальных основ, но земное тело вызывает забвение. За счет осмысленного вопрошания душа способна обнаружить утраченные в памяти знания. Примером такого процесса является путь анализа собственного мышления, который разрабатывает Рене Декарт.
Гносеология Р. Декарта считается отправной точкой в изучении сознания как отдельной структуры. В своих «размышлениях» мыслитель склоняется к тому, что познание должно происходить рациональным путем:
все, что вызывает сомнение, нельзя считать подлинным. Предлагая сформировать методологию познания, которая будет базироваться на
«сомнении» и «безусловном доказательстве», он основательно пересматривает имеющееся на тот момент мировоззрение. Он задается вопросом об истинности научного знания и возможности этой истинности как таковой. На рациональных основаниях Декарт приходит к выводу, что человек с уверенностью может утверждать только факт своего существования
2
и активности собственного мышления. На второй план он выводит существование Бога как истинного бытия. Все остальное познание должно происходить на основании этих очевидных истин и не отвлекаться на чувственное восприятие. Чувственность как нечто, не способное дать несомненного знания, философ предлагает оставить для опытов, которые будут подтверждать или опровергать полученные за счет разума знания.
Как продолжение платоновского учения, Р. Декарт вводит концепт
«врожденных идей» как некоего знания, свойственное человеку от рождения.
Несомненных «врожденных идей», по мнению философа, две, а именно идея
Бога и идея самого себя.
Критика «врожденных идей» Рене Декарта и предшественников осуществлялась Джоном Локком. Джон Локк – британский философ второй половины XVII века. Написав работу «Опыт о человеческом разуме», он раскритиковал концепцию «врожденных идей». Начиная свои размышления,
философ пытается абстрагироваться от вопроса о природе сознания в пользу понимания процесса познания. Он задается вопрос «как?», а не «почему?».
Тот факт, что существует всеобщее знание, доступное познанию каждого, подвергается критической оценке. Аргументируется это тем, что есть люди, которые не понимают определенных истин. Так, например,
совершенно различными способностями к познанию обладают дети,
взрослые, пожилые люди, здоровые и душевнобольные. У каждого есть свои пределы познания, и это вступает в противоречие с идеей врожденного знания. Так же у мыслителя возникает вопрос о том, что если «врожденные истины» едины, то по какой причине в жизни, на практике отсутствует всеобщее согласие по поводу этих истин.
Локк приходит к выводу о том , что всеобщие знания существуют, но их необходимо открыть, и сделать это можно при помощи мышления, которое следует развивать. Ученый приходит к концепции «чистой доски» (“Tabula rasa”) – чистого сознания, с которым рождается человек.
3
Сначала разум человека пуст, он наполняется знанием в процессе понимания и познания. Все знания при этом основываются на опыте. Опыт формирует в нашем уме идеи.
Эмпиризм Локка, в свою очередь, подвергся критике со стороны И.
Канта. Немецкий философ утверждал, что эмпирическое познание возможно благодаря «априорным» представлениям в душе. Только имея априорные представления о пространстве, времени и т.п., человек способен познавать физические явления.
Известным обобщающим контраргументом для утверждений Дж. Локка был труд Г. Лейбница «Новые опыты о человеческом разуме». Философ приходит к выводу, что в разуме заложены некоторые понятия и представления, которые нельзя вывести с помощью опыта; опыт – это лишь условие получения знаний путем рефлексии; существуют бессознательные малые перцепции (восприятия), которые непрерывно влияют на разум человека.
Таким образом, если Дж. Локк считал, что материальное нельзя узнать полностью, то Г. Лейбниц утверждал, что только лишь материальное и поддается познанию, а истина же познается путем работы сознания с идеями.
Однако истинность не обязательно проявляет себя сразу. Заранее полученные знания, сочетаясь со вновь приобретенными, могут формировать истинные выводы.
Таким образом, можно заключить, что и Р.Декарт, и Дж.Локк, И. Кант, и
Г. Лейбниц стремились осознать процессы познания, установить источник познавательной активности человека. Декарт видел ее во врожденных идеях,
Дж. Локк считал, что к знанию можно прийти только опытным путем.
Рационализм и эмпиризм – это две стороны единого процесса познания, в котором чувственный опыт становится предметом рефлексии.
4
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. История философии: учебник – М.: «Проспект»,
2016. – 240 с.
2. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От
Возрождения до Канта / Д. Антисери, Д. Реале. - Петербург: «Пневма», 2002.
- С. 148.
3. Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. / Дж. Локк. Т.1. Опыт о человеческом разумении. - М.: Мысль, 1985. - 621с.
8
31
31
2
1
ПРОВЕРЕНО: 20.02.2023 14:53:09
ИСТОЧНИКИ:
31 ИЗ 34
СОВПАДЕНИЯ
2%
САМОЦИТИРОВАНИЯ
0%
ЦИТИРОВАНИЯ
6,86%
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
91,14%
ПЕРЕСЧИТАТЬ
%
Модуль поиска
Источники
[01]
5,84%
[02]
0,58%
[03]
0%
[04]
0%
[05]
0%
[06]
0%
[07]
0%
[08]
1,42%
[09]
0%
[10]
0%
[11]
0%
[12]
0%
[13]
0%
[14]
0%
[15]
0%
[16]
0%
[17]
0%
[18]
0%
[19]
0%
[20]
0%
[21]
0%
[22]
0%
[23]
0%
[24]
0%
[25]
0%
[26]
0%
[27]
0%
[28]
0%
[29]
0%
[30]
0%
[31]
1,02%
не указано
Библиография
Философия Статья Хамитов…
Кольцо вузов
Агрессивный компонент по…
Сводная коллекция ЭБС
Агрессивный компонент по…
Сводная коллекция ЭБС
44151
Сводная коллекция ЭБС
Банзаров Булат Эрдэмович …
Кольцо вузов
Мнемотехника как средство…
Кольцо вузов
(PDF, 1.08 Мб)
Интернет Плюс
(DOCX, 153 Кб)
Интернет Плюс
(PDF, 1.03 Мб)
Интернет Плюс
https://www.hse.ru/data/201…
Интернет Плюс
https://www.hse.ru/data/201…
Интернет Плюс
Гладких Екатерина Просвет…
Кольцо вузов
Урлик Маргарита Диплом П…
Кольцо вузов
Диплом Проблема телеснос…
Кольцо вузов
Живопись Сибири второй п…
Сводная коллекция ЭБС
Периодика, периодические …
Интернет Плюс
Периодика, периодические …
Интернет Плюс
готовая курсовая
Кольцо вузов
Герменевтика вопрошания …
Интернет Плюс
Актуальные проблемы фил…
Интернет Плюс
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И О…
Сводная коллекция ЭБС
Лисиченок Александра Серг…
Кольцо вузов
Журавлёва Мария Витальев…
Кольцо вузов
https://www.hse.ru/data/201…
Интернет Плюс
[Сигнальные экземпляры].
СМИ России и СНГ
050216102601_Дороговцева…
Кольцо вузов
Решение Арбитражного суд…
СПС ГАРАНТ: нормативно-
правовая документация
Матанис, Виктория Анатоль…
Сводная коллекция РГБ
Диссертация на тему «Соци…
Интернет Плюс
не указано
Шаблонные фразы
ГЛАВНАЯ
ИСТОРИЯ ОБНОВЛЕНИЙ
ПОМОЩЬ
ВЕБИНАРЫ
МЕТОДОЛОГИЯ
КОНТАКТЫ
Сайт для корпоративных клиентов
Принципы добросовестной работы
АО "Антиплагиат" 2005-2023 © Все права защищены
Текстовый вид