Файл: Исследовательская работа по выявлению эффективности внеурочной деятельности по борьба хапсагай.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУРАПЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Слушатель курсов повышения квалификации
Собакин Иван Васильевич
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКЦИИ «БОРЬБА ХАПСАГАЙ» В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Чурапча
2021
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………….. | 7 |
1.1. Физическая культура в условиях внедрения ФГОС ОО и ВФСК ГТО | 7 |
1.2. Особенности преподавания физической культуры в сельской школе | 9 |
1.3. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС общего образования в сельской школе……………………………………………… | 13 |
1.4. Выводы по первой главе……………………………………………….. | 17 |
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБА ХАПСАГАЙ……………………………………………………………………….. | 20 |
2.1. Диагностика показателей физических качеств юных борцов | 20 |
2.2. Составление Программы внеурочной деятельности по вольной борьбе для детей школьного возраста…………………………………….. | 21 |
2.3. Физическая подготовка юных борцов в секции по вольной борьбе… | 36 |
2.4. Использование подвижных игр на занятиях по вольной борьбе…… | 33 |
2.5. Выводы по второй главе………………………………………………. | 34 |
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ………………………………. | 36 |
3.1. Анализ результатов исследования……………………………………. | 36 |
3.2. Определение достоверности анализа исследования………………….. | 37 |
3.3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности по вольной борьбе…………………………………………… | 40 |
Выводы по третьей главе……………………………………………………. | 52 |
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. | 54 |
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………… | 56 |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… | 60 |
ВВЕДЕНИЕ
В свете приоритетных направлений оздоровления подрастающего поколения современного общества актуальность вопроса оздоровления и занятия физической культурой приобрела стратегическое направление и поставила ряд задач. С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы школы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Интерес к физической культуре и спортивно-массовым мероприятиям детьми школьного возраста заметно растет в наше время. В нашей Республике Саха (Якутия) всё более популярной становится вольная борьба.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность использования вольной борьбы в сельской общеобразовательной школе приобретает государственную, социальную и педагогическую значимость, что и обусловило актуальность написания данной работы.
Цель выпускной квалификационной работы –определить эффективность организации внеурочной деятельности по вольной борьбе в сельской школе.
Гипотеза исследования – модель внеурочной деятельности по вольной борьбе в сельской общеобразовательной школе, позволяющая учащимся посредством участия в оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях приобрести социальный опыт физкультурной деятельности, будет иметь жизнеспособность и эффективность.
Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:
- изучить основы организации внеурочной деятельности в сельской школе;
- раскрыть и разработать содержание программы кружка по вольной борьбе;
- провести исследование физической подготовленности учащихся и выявить эффективность проведения внеурочных занятий.
Объект исследования – занятия по вольной борьбе среди учащихся в сельской школе в условиях реализации ФГОС.
Предмет исследования – организация внеурочной деятельности по вольной борьбе в сельской школе.
В ходе написания выпускной квалификационной работы использованы методы сбора и анализа данных, обзор литературных источников, педагогический эксперимент.
Исследуемой базой послужила МБОО «Уолбинская СОШ» с.Уолба Таттинского района РС (Я).
Материалы данной выпускной квалификационной работы имеют практическую значимость, так как могут быть использованы при организации внеурочной деятельности по вольной борьбе в сельских общеобразовательных школах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
-
Физическая культура в условиях внедрения ФГОС ОО и ВФСК ГТО
В условиях реализации Программы Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нужно большее внимание привлечь к вопросам укрепления здоровья учащихся на уроках физической культуры. В данном вопросе проблема сохранения здоровья детей имеет большую актуальность, исходя из которой создаются всё новые подходы к здоровье сберегающей деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения.
В любое время и в любом обществе детское здоровье при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно – будущее страны, генофонд нации. В течении жизни человек получает много информации и в семье, и в школе, но информация бывает отрывочная, случайная, может не носить системного характера. Отсюда проблема создания таких здоровье сберегающих технологий, которые на занятиях физической культуры могли бы проинформировать детей и подростков методологией здоровья и познакомить со средствами его формирования. В этом случае воспитание рассматривается как процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни во внеурочное время. Внеурочная деятельность учеников должна быть содержательной и иметь культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность делать правильный нравственный выбор. Внеурочная деятельность в данное время выступает как составная часть учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность взаимосвязана с логическим продолжением и неотъемлемой частью всей системы обучения, созданной в школе [5].
Целью внеурочной деятельности является формирование условий для организации ВУД и развития учащимися своих творческих способностей на основе свободного выбора по интересам и традиций. В школах особое внимание уделено двум направлениям: обще интеллектуальное и спортивно- оздоровительное.
Для современного учителя физической культуры важно шагать в ногу со временем, его обучающая деятельность должна соответствовать документам Правительства РФ и многоплановой политике президента в области физического воспитания подрастающего поколения, цель которой внедрение системного подхода в работе учителей, повышение качества обучения и воспитания, на решение проблемы укрепления здоровья, на уровень физической подготовленности.
Недавно В.В. Путин внес предложение о воссоздании системы ГТО в новой форме с современными нормативами, которые будут соответствовать уровню физического развития человека, по данным которых выросло не одно поколение активных здоровых людей, готовых трудиться на благо нашей Родины. Принимая во внимание Указ Президента от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне", многие учителя в регионах по личному желанию активно занимаются этой работой. По словам Правительства РФ, до 2020 года доля населения в Российской Федерации, постоянно занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть 40%, среди обучающихся - 80% [6].
Так, с2015г. началось претворение в жизнь Всероссийского комплекса ГТО. Для внедрения ВФСК ГТО необходимо от администрации школы и учителей физкультуры совместно с учителями предметниками выстраивать более грамотную и продуктивную систему внеурочной деятельности школьников и спортивно оздоровительной деятельности в целом, организации работы по введению реализации Всероссийского физкультурного оздоровительного комплекса ГТО.
Сегодня в практике преподавания школьного предмета физическая культура имеются множество проблем и вопросов, особое внимание уделяется повышению эффективности общего образования подрастающего поколения в области физической культуры и воспитания. Есть много исследователей и специалистов в области теории и методики физического воспитания, которые утверждают, что физическая культура – это основа всей системы физического воспитания детей и молодежи, а отсутствие системного подхода в физическом воспитании отрицательно влияет на общий уровень развития образования в сфере физической культуры, так и на здоровье учащихся. Таким образом, необходимо следовать современным подходам в содержании образования в области физической культуры, также необходимо проводить уроки так, чтобы ученик сельской школы окончил
обучение с достаточной физической подготовкой, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и техниками работы со своим телом, владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма, умел организовывать и грамотно проводить свои занятия физическими упражнениями [7,8].
1.2. Особенности преподавания физической культуры в сельской школе
Сельская малокомплектная школа характеризуется рядом особенностей, которые воздействуют не только на содержание обучения, но и на выбор средств, форм и методов обучения.
Существует много недостатков, один из них это удалённость школы от культурных и методических центров. Затрудняется возможность оказания методической помощи учителям, школа лишается партнеров в проведении культурно-массовой и спортивной работы с детьми, снижается воспитательное влияние на школьников учреждений культуры.
Урок физической культуры в малокомплектной сельской школе представляет собой основную форму обучения двигательным навыкам и умениям, воспитания физических качеств учеников.
При составлении учебного плана учителя физической культуры учитывают следующие факторы: состояние здоровья учащихся, их возраст, пол, подготовленность, уровень физического развития; климатические условия района, местоположение школы для правильного распределения занятий на открытом воздухе (площадке) и закрытом помещении; спортивное оборудование и пособия, которыми располагает школа; личный опыт [8].
Еще одним недостатком малокомплектной школы можно отметить сложные условия работы учителя: учителям приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, по учебным программам разных классов (I—III). Кроме этого, большинство таких школ не располагают спортивными залами или соответствующе приспособленными помещениями. Поэтому подготовка материально-технической базы школы имеет важную роль.
Но также есть и свои плюсы. В сельской школе учитель может работать с каждым учеником индивидуально, он узнает темпы обучения каждого ученика, его способности и уровни развития физических качеств, для небольшого количества детей может проводить различные кружки и внеурочные занятия и увлечь детей. В малокомплектной школе учащиеся становятся более дружными, лучше знают друг друга, много занимаются коллективным творчеством, помогают друг другу. На уроках физической культуры учителя могут узнать способности