Файл: Как повысить мотивацию к учёбе у первоклассника. Советы для учителей и родителей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как повысить мотивацию к учёбе у первоклассника. Советы для учителей и родителей
Мотивация – залог успеха в любом деле. Мотивация, интерес к учению намного важнее того багажа готовых знаний, которым мы успели «наполнить» ребёнка перед школой. Если ребёнок познавательно активен, он быстро выйдет на нужный учебный уровень. Если мотивация слаба, ему будет намного сложнее.
Интерес к умственной деятельности возникает у школьника лишь в том случае, если она доставляет ему удовольствие. Первоначальные сложности в учёбе преодолеваются гораздо легче, если ребёнок хочет учиться, позитивно относится к школе и стремится к ней.
Психологи делят людей на два типа:
1. Тех, кто стремится к успеху. Их девиз: «Нужна только победа!» У таких учеников высокая мотивация к учёбе, они легко учатся, им всегда хочется побеждать, они всегда стремятся к успеху.
2. Те, которые стараются избежать неудачи. Их девиз: «Главное не победа, а участие!». Это те дети, которые мечтают хотя бы о тройках. Важно сформировать и поддерживать среду, в которой первоклассник сможет получать новые знания естественно и легко. Как же повысить мотивацию этих детей? Стоит помнить, что почти все дети идут в школу с целью хорошо учиться. И, действительно, учатся так хорошо, как только могут. А если что-то не получается – это повод не наказывать, а подумать, скорректировать и помочь.
В этом процессе многое, действительно, зависит и от учителей, и от родителей.
Какие же приёмы использовать учителям, чтобы повысить интерес первоклассников к учебной деятельности?
Вот несколько советов из собственного опыта:
1.Хвалите первоклассников за малейшие успехи. Так можно повысить результативность обучения только за счёт изменения отношения учителя к своим ученикам и за счёт веры в их возможности. Главный секрет – это улыбка и доброе слово! 2. Используйте на уроке индивидуальную, самостоятельную, групповую работу, дифференцированный подход. Учите своих учеников навыкам работы в парах, группах, умению договариваться, отстаивать свою точку зрения. Помогите им взять свои результаты под контроль, осознать роль личной ответственности за достижение результата, т.е. развивайте в них
степень уверенности в себя, в том, что они обязательно добьются поставленной цели. 3. Не прекращайте играть. Игра для первоклассника остаётся витамином роста и развития. Ребёнок в игре находится в условиях поиска, стремится быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других, учат друг друга. Это способствует повышению мотивации к учебе, овладению приемами процесса познания.
4. Поймите разницу между контролем-помощью и контролем-давлением. Второй вариант контроля – сильный удар по мотивации.
5. Учите добывать информацию, увлекайтесь сами, ищите ответы на сложные вопросы в интернете, поражайтесь чудесам мира, расширяйте границы школьных дисциплин. Главная цель: не отбарабанить «от сих до сих», а показать, что учиться — это увлекательно. 6. Используйте эффект прерванного действия. Незаконченное действие притягивает. Если у прерванного дела остаётся какой-то потенциал, дети при первой возможности стремятся завершить неоконченное.
Я считаю, ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель.
Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес первоклассников к учебной деятельности?
При поддержке родителей они обязательно перейдут на новый уровень.
1. Чтение весёлых книг о школе с первоклассником (например, «Школа клоунов» Э. Успенского), обсуждайте какие-то моменты, формируйте доверительную атмосферу.
2. Собственный пример. Если сын или дочь испытывает неприязнь к чтению, устройте семейный вечер с книгами Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
3. Поддержка «огонька любознательности». Если первоклассник подходит к вам с вопросом, не отправляйте его искать ответ на просторах интернета. Возьмите энциклопедию или словарь и вместе попытайтесь найти ответ.
Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений.
4. Общий интерес или хобби. Проникнитесь интересами сына или дочки и познавайте новое вместе. Этим вы обозначите свою открытость к получению новых знаний или к новому занятию и сможете беседовать с ребёнком на его любимую тему, повышая тем самым его мотивацию.
5. «Достойное» окружение. Общение с новыми одноклассниками и друзьями играет для первоклассников важную роль. Стоит позаботиться о том, чтобы ребёнка окружали дети со сходными интересами и увлечениями. Для этого нужно прислушиваться к истинным его желаниям и потребностям и записать его в соответствующую секцию. Если близкие друзья ребёнка успешны, в том числе и в учёбе, он будет стараться не отставать от них. Хорошо, если у детей есть "группа одноклассников", в которой они могут обсуждать задания, помогать друг другу.
6. Оптимальные нагрузки. Помните, что первоклассник физически не сможет уделять достаточное время учёбе, если весь его день будет расписан по минутам. Необходим правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками.
7. Самостоятельности – да. Общайтесь с ребёнком как с взрослым. Позвольте ему самому решать свои проблемы, вмешиваясь лишь в крайних случаях. Пусть он сам выстраивает взаимоотношения со сверстниками, учителями. Помогайте лишь советом, если это требуется. Будьте корректны и деликатны в высказываниях и вопросах.
7. Отмена сравнений. Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Воспринимайте и любите его таким, какой он есть, это пробудит в нём желание быть ещё лучше.
8. Поддержка интереса к знаниям. При этом можно использовать фразы типа «Как у тебя получилось?», «Как тебе удалось?», «Ты, правда, старался, я признаю!» Таким образом, первоклассники получают подтверждение, что обучение – это просто процесс, есть успехи, есть трудности, но надо идти дальше, вперед. Им нравятся новые вызовы, новые достижения, они не
боятся трудных мест, им интересно справиться и, главное, они умеют заставить себя делать усилия, они усидчивы! В отсутствии страха такие дети максимально развивают свой потенциал.
Главное, настройтесь на то, что вам предстоит быть рядом, пока у первоклассника не сформируются самостоятельные навыки обучения. Верная последовательность действий, определение времени для занятий и перерывов, радость от любого, даже мельчайшего достижения – всё это должно стать частью «первоклассной» жизни.
Первый класс – чудесное время, когда вам не нужно придумывать сложных схем и принимать экстренные меры, чтобы подтолкнуть ребёнка на дорогу к увлекательному миру знаний. Он уже делает по ней свои первые шаги. Главное - ничего не испортить!