Файл: Теоретические основы контроллинга тема Сущностная характеристика контроллинга Вопросы для обсуждения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА

Тема 1.1. Сущностная характеристика контроллинга

Вопросы для обсуждения

  1. Определите, в чем основная сущность контроллинга как системы управления.

Контроллинг - это система управления, которая обеспечивает компании информационную поддержку процессов принятия решений и контроля за исполнением стратегии. Его основная сущность заключается в том, чтобы обеспечить высокое качество принимаемых решений за счет своевременной и точной информации о финансовых и нефинансовых показателях деятельности компании.

Контроллинг охватывает следующие основные функции:

Планирование и бюджетирование: контроллинг помогает компаниям разрабатывать бизнес-планы и бюджеты на основе анализа финансовых и нефинансовых показателей.

Контроль и анализ: контроллинг предоставляет информацию о финансовых и нефинансовых показателях деятельности компании, что позволяет ее руководству принимать обоснованные решения и корректировать стратегию в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Отчетность: контроллинг генерирует отчеты для внутреннего и внешнего использования, которые помогают компании отслеживать ее финансовое положение, а также ее рыночную позицию.

Управление проектами: контроллинг может помочь компаниям управлять своими проектами, обеспечивая точность и своевременность информации о затратах и результативности проектов.

  1. Назовите основные причины, послужившие возникновению контроллинга.

Контроллинг возник как ответ на потребность организаций в систематическом контроле и управлении своей деятельностью. Основные причины, которые послужили его возникновению, включают в себя:

  1. Необходимость контроля за финансовыми ресурсами

  2. Увеличение сложности управления бизнесом

  3. Необходимость повышения эффективности

  4. Повышение требований к прозрачности

  5. Борьба с рисками

  6. Необходимость улучшения принятия решений





  1. Выделите узловые компоненты современной концепции контроллинга.

  • ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе;

• формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;

• создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;

• разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.


  1. В чем заключается основная цель контроллинга как концепции управления?

Основная цель контроллинга как концепции управления заключается в обеспечении эффективного управления предприятием или организацией. Контроллинг представляет собой систему управления, которая позволяет организации достигать поставленных целей, определять потенциальные проблемы и принимать меры по их решению.

  1. Каковы основные функции контроллинга?

Основные функции контроллинга можно охарактеризовать следующим образом:

Планирование: контроллинг помогает разработать стратегию и цели организации и определить необходимые ресурсы для их достижения. Это включает разработку бизнес-планов, бюджетов и прогнозирование будущих результатов.

Контроль: контроллинг предоставляет информацию о текущей деятельности организации и ее финансовых результатах. Это позволяет контролировать выполнение поставленных целей и принимать меры по их достижению.

Анализ: контроллинг обеспечивает анализ финансовых и операционных данных организации. Это помогает идентифицировать потенциальные проблемы и возможности для улучшения деятельности организации.

Разработка мероприятий: на основе анализа данных контроллинг разрабатывает планы действий для улучшения деятельности организации. Это может включать определение мер по снижению затрат, повышению качества продукции или услуг, улучшению процессов и т.д.

Коммуникация: контроллинг обеспечивает связь между различными уровнями управления организации. Это позволяет

обмениваться информацией и координировать действия, что способствует эффективному управлению организацией.
6. Выделите основные задачи контроллинга по видам управленческой деятельности.

В сфере учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства.

Поддержка процесса планирования заключается в выполнении следующих задач контроллинга:

• формирование и развитие системы комплексного планирования;

• разработка методов планирования;

• определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

Контроль за реализацией планов предполагает разработку методов ведения контроля, определение места его проведения и объем.

При обеспечении руководства аналитической информацией в задачи контроллинга входит разработка архитектуры информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей и выбор методов обработки информации.

Практические задания

Задание 1.

таблица сравнения особенностей американской и немецкой моделей контроллинга:

Особенности моделей контроллинга

Американская модель контроллинга

Немецкая модель контроллинга

Планирование

Доминирующая роль планирования в стратегическом контроллинге

Больший акцент на оперативном управлении и учете результатов

Информационный менеджмент и отчетность

Использование большого количества KPI и акцент на измерении производительности

Более высокий уровень регулирования и законодательства, внимание к финансовой бухгалтерии и учету

Специальные экономические задачи

Оценка инвестиций и других финансовых решений

Больший акцент на управлении рисками и долгосрочной устойчивости бизнеса

Внутренний учет

Учет затрат и управление бюджетом

Большое внимание к оперативному учету результатов

Финансовая бухгалтерия

Важная функция, но не является главной

Больший акцент на финансовой бухгалтерии и налогах

Налоги и страхование

Важные аспекты, но не центральные в контроллинге

Большое внимание к налогам и страхованию

Информационные технологии

Важные для бизнеса, но не являются основным фокусом контроллинга

Важные для управления процессами и связью с рынком

Внутренняя ревизия

Важный аспект контроллинга для оценки эффективности систем управления

Более высокий уровень регулирования и законодательства, что приводит к большей внимательности к внутренней ревизии



Задание 2. Охарактеризовать отличия стратегического и оперативного контроллинга, используя характеристики на рис. 1.

Основные отличия между стратегическим и оперативным контроллингом связаны с перспективой (средне- и долгосрочная против краткосрочной), ориентацией (на потенциалы успеха против на результаты) и задачами (выработка стратегических планов против мониторинга финансовых и операционных показателей). Оба типа контроллинга являются важными для успеха компании и должны взаимодействовать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей на долгосрочной и краткосрочной перспективах.