Файл: Типы педагогических исследований по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего
образования "Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


на тему: Типы педагогических исследований.

по учебной дисциплине: Методология и методы педагогического исследования

Выполнил(а): Суюнова Гулмира.Х.Фамилия И.О

Направление подготовки: Педагогическое образование

Форма обучения: заочная

Оценка: ____________________________

_______________ Подпись.Фамилия И.О

“__08__”_______06________2023__ г.

Омск 2023

Содержание




Введение………………………………………………………………

3

1

Общие понятия………………………………………………………..

4

2

Методы педагогических исследований……………………………….

7

2.1

Педагогический эксперимент…………………………………………

7

2.2

Педагогическое наблюдение………………………………………….

8

2.3

Опросные методы………………………………………………………

10

2.4

Метод независимых характеристик…………………………………..

11

2.5

Метод моделирования…………………………………………………

12

2.6

Метод тестирования……………………………………………………

13




Заключение…………………………………………………………….

15




Список использованных источников…………………………………

16


Введение

Педагогика – это наука о воспитании, совокупность теоретических и практических наук, изучающих процессы воспитания, обучения, образования и опыта познавательной деятельности.

Главным фактором развития педагогики является обогащение методов ее развития.

Педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов.

С помощью методов исследования наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Именно поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования.


Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде своим потомкам.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Средства извлечения информации должны соответствовать специфике изучаемого предмета. Это обозначает, что каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

  1. Общие понятия

Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования, источникам накопления информации, способам об­работки и анализа данных.

Методология педагогики - система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений (об идейных позициях науки и логике ее развития) и методах их исследования, а так же путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Методология имеет теоретическую сторону, связанную с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включающую мировоззренческую функцию, т.е. функцию, определяющую на каких философских, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы.

Общая методология педагогики предполагает учёт:

  • Основных положений и принципов материалистической диалектики:

- Закон единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся.

- Закон перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению качества;

- Закон отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку.



  • Основных категорий материалистической диалектики

- Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;

- Представление о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.

Специальная методология педагогики ориентируется на учет:

  • Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него:

- Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;

- Единства воспитания и самовоспитания личности.

  • Частная методология педагогики предполагает учет:

- Закономерностей;

- Принципов;

- Методов обучения и воспитания.

Нормативная сторона методологии - изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, системы общих и частных методов и приемов научного педагогического исследования.

  1. Методы педагогических исследований

    1. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент представляет собой метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты и опыт.

Педагогический эксперимент бывает:

  • Констатирующий

- Изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;

  • Уточняющий

- Проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

  • Созидательно-преобразующий

- Конструируются новые педагогические

  • Контрольный

– Завершающий этап исследования определенной проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.


Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его

цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты.

И лишь после этого он приступает к планированию эксперимента:

  • Намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику;

  • Продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте;

  • Принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин;

  • Планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.

По содержанию результатов педагогического эксперимента могут быть:

  • Разработка концепций обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса;

  • Учет условий формирования и развития личности; выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний; постановка новых педагогических проблем;

  • Подтверждение или опровержение гипотез;

  • Разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов уроков); анализ передового опыта обучения, воспитания и т.д.) .



    1. Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение - это непосредственное восприятие,

познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе обучения, внеклассной работы и т.д.)

Наблюдение требует от исследователя точной фиксации фактов,

объективного педагогического анализа.

Наблюдение в педагогическом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник

информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Наблюдение достаточно трудоёмкий метод исследования. Трудности

применения наблюдения в качестве метода сбора первичной информации

являются следствием его особенностей и делятся на:

  • Субъективные

- связанные с личностью исследователя;

  • Объективные

- независящие от исследователя


Для получения необходимой информации в целях исследования необходимо разработать программу педагогического наблюдения.

Виды наблюдения:

  1. По степени охвата

  • Сплошное (внимание исследователя обращено на всю группу)

  • Выборочное (наблюдение за отдельными учащимися)

  • По регулярности проведения

    • Систематическое (регулярность фиксации действий)

    • Случайное (заранее не запланированное)

    1. По степени формализации

    • Неконтролируемое (исследователь не определяет заранее, какие элементы будет наблюдать)

    • Контролируемое (заранее определяет элементы контроля)

    1. По степени участия исследователя

    • Включенное (исследователь находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности)

    • Невключенное (исследователь находится вне изучаемого объекта, наблюдает процессы со стороны, не вмешиваясь).



      1. Опросные методы

    Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью: бесед, интервью, анкет, тестов.

    Достоинствами опросных методов являются: быстрота получения информации, возможность получения информации в широких пределах заданной тематики, возможность математической обработки полученной информации, сравнительная легкость получения большого количества данных.

    Опрос может быть сплошным и выборочным, индивидуальным и групповым, очным и заочным, гласным и анонимным.

    Общие требования к опросным методам:

    • Соответствие вопросов целям и задачам исследования;

    • Адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов;

    • Нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов;

    • Доступность и понятность вопросов;

    • Самостоятельность ответов;

    • Доверительная психологическая обстановка при опросе.

    В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, интервьюирование и анкетирование.

    Беседа – это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.