Файл: Типы педагогических исследований по учебной дисциплине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего
образования "Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Типы педагогических исследований.
по учебной дисциплине: Методология и методы педагогического исследования
Выполнил(а): Суюнова Гулмира.Х.Фамилия И.О
Направление подготовки: Педагогическое образование
Форма обучения: заочная
Оценка: ____________________________
_______________ Подпись.Фамилия И.О
“__08__”_______06________2023__ г.
Омск 2023
Содержание
| Введение……………………………………………………………… | 3 |
1 | Общие понятия……………………………………………………….. | 4 |
2 | Методы педагогических исследований………………………………. | 7 |
2.1 | Педагогический эксперимент………………………………………… | 7 |
2.2 | Педагогическое наблюдение…………………………………………. | 8 |
2.3 | Опросные методы……………………………………………………… | 10 |
2.4 | Метод независимых характеристик………………………………….. | 11 |
2.5 | Метод моделирования………………………………………………… | 12 |
2.6 | Метод тестирования…………………………………………………… | 13 |
| Заключение……………………………………………………………. | 15 |
| Список использованных источников………………………………… | 16 |
Введение
Педагогика – это наука о воспитании, совокупность теоретических и практических наук, изучающих процессы воспитания, обучения, образования и опыта познавательной деятельности.
Главным фактором развития педагогики является обогащение методов ее развития.
Педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов.
С помощью методов исследования наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Именно поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования.
Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде своим потомкам.
Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Средства извлечения информации должны соответствовать специфике изучаемого предмета. Это обозначает, что каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.
-
Общие понятия
Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.
Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования, источникам накопления информации, способам обработки и анализа данных.
Методология педагогики - система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений (об идейных позициях науки и логике ее развития) и методах их исследования, а так же путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Методология имеет теоретическую сторону, связанную с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включающую мировоззренческую функцию, т.е. функцию, определяющую на каких философских, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы.
Общая методология педагогики предполагает учёт:
-
Основных положений и принципов материалистической диалектики:
- Закон единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся.
- Закон перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению качества;
- Закон отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку.
-
Основных категорий материалистической диалектики
- Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
- Представление о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.
Специальная методология педагогики ориентируется на учет:
-
Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него:
- Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
- Единства воспитания и самовоспитания личности.
-
Частная методология педагогики предполагает учет:
- Закономерностей;
- Принципов;
- Методов обучения и воспитания.
Нормативная сторона методологии - изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, системы общих и частных методов и приемов научного педагогического исследования.
-
Методы педагогических исследований-
Педагогический эксперимент
-
Педагогический эксперимент представляет собой метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты и опыт.
Педагогический эксперимент бывает:
-
Констатирующий
- Изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;
-
Уточняющий
- Проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
-
Созидательно-преобразующий
- Конструируются новые педагогические
-
Контрольный
– Завершающий этап исследования определенной проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.
Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его
цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты.
И лишь после этого он приступает к планированию эксперимента:
-
Намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; -
Продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; -
Принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; -
Планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.
По содержанию результатов педагогического эксперимента могут быть:
-
Разработка концепций обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса; -
Учет условий формирования и развития личности; выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний; постановка новых педагогических проблем; -
Подтверждение или опровержение гипотез; -
Разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов уроков); анализ передового опыта обучения, воспитания и т.д.) .
-
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение - это непосредственное восприятие,
познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе обучения, внеклассной работы и т.д.)
Наблюдение требует от исследователя точной фиксации фактов,
объективного педагогического анализа.
Наблюдение в педагогическом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник
информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Наблюдение достаточно трудоёмкий метод исследования. Трудности
применения наблюдения в качестве метода сбора первичной информации
являются следствием его особенностей и делятся на:
-
Субъективные
- связанные с личностью исследователя;
-
Объективные
- независящие от исследователя
Для получения необходимой информации в целях исследования необходимо разработать программу педагогического наблюдения.
Виды наблюдения:
-
По степени охвата
-
Сплошное (внимание исследователя обращено на всю группу) -
Выборочное (наблюдение за отдельными учащимися)
По регулярности проведения
-
Систематическое (регулярность фиксации действий) -
Случайное (заранее не запланированное)
-
По степени формализации
-
Неконтролируемое (исследователь не определяет заранее, какие элементы будет наблюдать) -
Контролируемое (заранее определяет элементы контроля)
-
По степени участия исследователя
-
Включенное (исследователь находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности) -
Невключенное (исследователь находится вне изучаемого объекта, наблюдает процессы со стороны, не вмешиваясь).
-
Опросные методы
Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью: бесед, интервью, анкет, тестов.
Достоинствами опросных методов являются: быстрота получения информации, возможность получения информации в широких пределах заданной тематики, возможность математической обработки полученной информации, сравнительная легкость получения большого количества данных.
Опрос может быть сплошным и выборочным, индивидуальным и групповым, очным и заочным, гласным и анонимным.
Общие требования к опросным методам:
-
Соответствие вопросов целям и задачам исследования; -
Адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов; -
Нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов; -
Доступность и понятность вопросов; -
Самостоятельность ответов; -
Доверительная психологическая обстановка при опросе.
В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, интервьюирование и анкетирование.
Беседа – это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.