Файл: Типы педагогических исследований по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них.

Анкетирование – это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Этот метод более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные вопросы. Выделяют следующие виды анкетирования:

  • контактное (осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми);

  • заочное (организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации);

  • прессовое (реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса).

    1. Метод независимых характеристик

Сущность данного метода состоит в том, что он дает возможность получить более полную и обобщенную информацию об ученике или классе (группе) со стороны многих лиц (педагогов, куратора, завуча, директора, родителей, товарищей, друзей, руководителей общественных молодёжных организаций, представителей социальных институтов и др.).

А так же охарактеризовать ученика в разных условиях его жизни и деятельности, на различных этапах развития.

Практика показывает, что собранная информация от разных лиц, дает достаточно объективную характеристику учащимся.

Важной составляющей данного метода является необходимость, чтобы характеристики писались независимо и объективно, а составители не согласовывали написанное и не испытывали давления со стороны.

Большое значение при использовании данного метода имеет интеграция всех характеристик в единое целое.

    1. Метод моделирования

Данный метод позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.

Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.


Этапы создания модели:

  • Тщательное изучение опыта, связанного с интересующим исследователя явлением, анализ и обобщение этого опыта и создание гипотезы, лежащей в основе будущей модели.

  • Составление программы исследования, организация практической деятельности в соответствии с разработанной программой, внесение в неё коррективов, подсказанных практикой, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели

  • Создание окончательного варианта модели. Если на втором этапе исследователь как бы предлагает различные варианты конструируемого явления, то на третьем этапе он на основе этих вариантов создает окончательный образец того процесса (или проекта), который собирается воплотить

Функции модели:

  • Эвристическая

- для прояснения и развития педагогической идеи;

  • Объяснительная

- в отношении механизмов эффективности процесса;

  • Иллюстративная

- позволяет охватить целостную картину педагогической системы;

  • Информационная

- передает в сжатом виде большой объем информации о педагогическом процессе;

  • Проективная

- выявление ресурсов развития;

  • Оценочная

- построение критериев для анализа и оценки состояния педагогической системы;

  • Управленческая

- служит регулятивом для сбора информации и принятия решения;

  • Инновационная

- задает ориентиры для системных инноваций.

    1. Метод тестирования

Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых к испытуемому с целью диагностирования его личных характеристик.

Тестирование является одинаковым для всех испытуемых обследованием, проводимым в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно оценить уровень знаний.

Однако тестирование лишает испытуемых возможности самовыражения.

Тест должен иметь четкую структуру:

  • Совокупность заданий;

  • Правила работы с тестами для испытуемых;

  • Инструкцию экспериментатору;

  • Теоретическое описание свойств, измеряемых тестом;

  • Шкалу измерений свойств;

  • Метод выведения оценки по шале

Классификация тестов:

  • По направленности: тесты достижений, тесты способностей, тесты личности, тесты креативности, тесты проективные, тесты критериально-ориентированные;

  • По типу: закрытого типа (каждый вопрос сопровождается вариантами ответов); открытого типа ( на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой вариант ответа)

  • По цели и содержанию: тесты личности (для оценки эмоционально-волевых качеств); тесты интеллекта (для анализа уровня развития); тесты способностей (для оценки возможности в овладении различной деятельностью); тесты достижений (оценивание после обучения).


Педагогическая практика показывает, что тесты являются прогрессивным инструментом, позволяющем выявить типичные ошибки и трудности обучаемых и выдвинуть уровень способностей учащихся на различных этапах обучения и на основе анализа полученного материала смоделировать логически научно обоснованную систему обучения и воспитания детей. Это, в свою очередь, требует от педагога серьёзной методологической, теоретической и методической подготовки.

Заключение

В современной педагогике используется целая система способов, приемов и принципов для теоретического и практического исследования проблем обучения и воспитания.

Приведенные в данной работе методы исследования являются лишь частью общей системы, и каждый выполняет свою специфическую роль, помогая изучить лишь отдельные педагогические явления. Для всестороннего исследования необходимо применять всю совокупность методов.

Разработка и внедрение новых методов, заимствование из других смежных наук открывает возможности для развития педагогики.

Список использованных источников

1. Байбородова, Л.В. Социальная педагогика. Трудовое воспитание детей-сирот. Учебное пособие для академического бакалавриата / Л.В. Байбородова. - М.: Юрайт, 2022. - 562 c.
2. В.Г.Рощупкин Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя / В.Г.Рощупкин. - Москва: Высшая школа2019. - 837 c.
3. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика. Пособие для сдачи экзамена / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - М.: Юрайт, 2021. - 240 c.
4. Василькова, Т. А. Основы андрагогики / Т.А. Василькова. - М.: КноРус, 2019. - 256 c.
5. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы / М.Т. Громкова. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 448 c.
6. Даринская, Л. А. Педагогика творческого развития личности. Учебно-методическое пособие / Л.А. Даринская. - М.: Издательство СПбГУ, 2022. - 191 c.
7. Днепров, Э. Д. Женское образование в России / Э.Д. Днепров, Р.Ф. Усачева. - М.: Дрофа, 2021. - 288 c.
8. Ежкова, Нина Сергеевна Дошкольное Образование С Позиции Возрастных Ценностей / Ежкова Нина Сергеевна. - Москва: Машиностроение2022. - 830 c.
9. Загрекова, Л. В. Дидактика / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М.: Высшая школа, 2021. - 384 c.
10. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 
2022. - 224 c.
11. Коржуев, А.В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска / А.В. Коржуев. - Москва: Огни2022. - 609 c.
12. Кравченко, А. И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2022. - 400 c.
13. Кравченко, А.И. Психология и педагогика. Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2020. - 416 c.
14. Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2021. - 400 c.
15. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы / В.С. Кукушин. - М.: МарТ, 2019. - 320 c.