Файл: 12. Организация социального обслуживания населения Вопрос Понятие функции и признаки социального обслуживания в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 12. Организация социального обслуживания населения

Вопрос 1. Понятие функции и признаки социального обслуживания в России

Социальное обслуживание населения- это система государственных и негосударственных структур, осуществляющие социальную работу и имеющих в своём составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими

Функция социальной помощи, которая включает:

- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

- надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

- организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

Б) функция консультирования, которая включает:

- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

- подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

- родительский медико-психологический всеобуч;
В) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

- социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

- медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

Г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:


- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

- распространение среди населения медико – психологических, педагогических и иных знаний;

- изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

Д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

- участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

- формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):

- предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

- социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

- социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

- предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально – бытового, социально – медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а

также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь по вопросам социально – бытового и социально – медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально – правовой защиты;

- реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.
Социальное обслуживается базируется на принципах:

- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.


Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

Вопрос 2 основные направления социального обслуживания в РФ

Социальное обслуживание населения- это система государственных и негосударственных структур, осуществляющие социальную работу и имеющих в своём составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими

Основные направления социального обслуживания населения:

- предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средства реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

- социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

- социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

- предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта
;

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

- реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Существуют следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

- социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- стационарноесоциальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и др. учреждениях социального обслуживания);

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: 1.Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2.Социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3.Социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4.Социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;