Файл: Социальнополитическая сущность и идеология принципата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Семинар № 4

Тема: Социально-политическая сущность и идеология принципата

  1. Возникновение и развитие политической системы принципата

Принципат – период ранней империи. Особая форма монархии, которая совмещает в себе монархические и республиканские черты. Правители носили титул «принципс». То есть был не монарх, а первый среди равных, то есть первый сенатор.

Начинается империя и период правления Октавиана Августа - первого императора (правление: 30 год до нашей эры – 14 нашей эры). Как только он приходит, он думает об устройстве власти. Он делает 28 стабильных легионов с численность в каждом 5500. Объявляет режим - республика Реститута (восстановленная республика). Каждый год он себя избирает единственным консулом. Себе он забирает права народных трибунов - право помощи, право вето.

Остальные должности остались, но были номинальны. Он забрал себе высшие судебные функции и присвоил себе на постоянной основе титул императора. Теперь его звали следующий образом - Император Цезарь Август (от изначального имени не осталось ничего).

Он начинает принимать ряд законов. Первое, что он делает - это принимает комплекс законов о семейном праве. Смысл:

  1. Стимулирование рождаемости различными способами. Чем больше детей, тем успешнее продвижение по службе у мужчин. Чем больше у женщины детей, тем больше у нее вариантов вступить в наследство и распоряжаться имуществом.

Это был важный шаг, так как население Рима подсократилось за период гражданской войны.

Также римская семья - это семья лишь из двух детей. Многодетность римляне презирали и считали это привилегией колоний. Поначалу закон был непривычен, конечно.

  1. Законы, направленные на стимулирование морального облика римлянина. Август носил венец некого моралиста. Римские моральные устои, стоит сказать, были свободные, нежели чем в Греции. К примеру, измена была нормой, как со стороны женщины, так и мужчины.

Было много борделей. Август сказал, что за измену женщина должна быть убита отцом. Муж, с согласия отца жены, может убить любовника. Если по велению отца или мужа ее оставят живой, то ее отправят на остров, где она будет почти рабыней. Если мужчина был уличен в измене, он лишался всех карьерных почестей и лишался возможности занимать эти должности вновь. Для римлян это было невероятным.


Большой блок законов о рабстве:

Запрет на освобождение рабов. Ограничение на свободу раба, даже по завещанию хозяина.

Восстановлен закон. Если в момент убийства хозяина в доме находились рабы, то они должны быть тоже убиты.

Облегчил судопроизводство:

Отныне все судебные решения могли приниматься на низших ступенях судебной инстанции.

Еще особенности внутренней политики:

Бесконечно устраивал гладиаторские бои и зрелища, дабы угодить народу. Почти на всех боях присутствовал лично.

Август покровительствовал поэзии. Век Августа - век расцвета римской поэзии. В этот момент расцветают следующие поэты: Катулл, Овидий, Гораций, Вергилий.

Внешняя политика была такая же успешная, как и внутрення. Он провел реформу армии на городские и боевые (локализовались в сельской местности). Увеличена личная охрана Августа - 2000 человек.

Август начинает внешнюю деятельность с Испанского направления. Уже к началу правления Августа вся Испания находится под властью Рима, единственным неподотчетным участком был северо-запад Испании. Окончательное присоединение произошло к 19 году до нашей эры.

Следующее направление - Галлия. Самые ожесточенные бои при Августе были в предальпийской Галлии. Самые ожесточенные бои проходили у перевала Сенбернар. Все они закончились победой Рима.

Германское направление. Его можно отнести к Галльскому, но оно более прицельное. Августа интересовала территория за Дунаем и Рейном. Это территория южной границы Германии и Швейцарии. Эти территории, территории истоков Дуная, и интересовали Августа.

Окончательно закрепиться здесь у Рима не получилось. Территория огромная: постоянные вспышки недовольства, войны и так далее. К тому же местность эта весьма специфична: река, горы, озера. Армии Рима было неудобно там разворачиваться. Направление успешно освоено.

Восточное направление. Август смотрел в сторону Аравии. Ведет с ней ожесточенные бои. Захватить ее не получилось. Это спровоцировало усмирение Египта, который увидел амбициозные планы Рима. Направление тоже освоено.

За этими внешнюю политику Августа и называют удачной. Август немного уступил Цезарю, который считается великим завоевателем. Август присоединил к Риму множество земель.


  1. Социальная политика принципата


Главную роль в социально-экономической жизни Рима все еще играло сословие сенаторов. Правда, многие его члены погибли во время войн и проскрипций, многие потеряли состояние, немало вошло в сенат «новых людей», сторонников триумвиров и разбогатевших италиков, выслужившихся военных и тому подобное, но все таки сенаторы оставались высшим сословием.

Принадлежность к нему определялось знатным происхождением и имущественным цензом в миллион сестерциев. Из сенаторов назначался высший командный состав легионов – легаты и старшие трибуны, наместники большинства провинций и префекты Рима – новая должность, введенная Октавианом «для обуздания рабов и мятежников».

Их сыновья входили теперь в сословие всадников, пока прохождение магистратур не открывало им доступа в сенат. Хотя крупное землевладение было сильно подорвано проскрипциями и конфискациями, среди новых и старых сенаторов было все же немало владельцев крупнейших латифундий, главным образом на юге Италии.

Крупное сенаторское землевладение продолжало основываться, прежде всего, на эксплуатации рабов. О разнообразии профессий рабов, которыми владели сенаторы, дают представление сохранившиеся до настоящего времени эпитафии рабов и вольноотпущенников двух знатных семей того времени – Валусиев и Статилиев.

Помимо рабов занятых на работах в имениях были управители, казначеи, садовники, повара, пекари, кондитеры, заведующие парадной и обычной утварью, одеждой, спальники, цирбльники, насильщики, банщики, массажисты, сукновалы, красильщики, ткачихи, швеи, сапожники, плотники, кузнецы, музыканты, чтецы, певцы, писари, врачи, повивальные бабки, строители, художники и многочисленные слуги без особых профессий.

Римский ученый и писатель Плиний Старший, перечисляя крупнейших богачей конца I в. до н. э. – начала I в. н. э., упоминает человека, владевшего 4116 рабами. У каждого из этих аристократов была широкая клиентела из живущих близ из имений крестьян, отпущенников, плебеев, искавших сильных покровителей и материальной помощи. В их клиентелу входили, как во времена республики, целые города в провинциях.

Гордые богатством, влиянием и своими предками, сенаторы все еще считали себя солью земли и властителями мира. Они были готовы признать необходимость единоличной власти

Октавиана и даже частично поступиться своими политическими, но не социальными преимуществами. Опыт Цезаря показал, что с сенатором надо считаться. И Октавиан, получивший через несколько лет после победы над Антонием имя Августа, учел это при оформлении своего положения в государстве



  1. Культ императоров. Личность принцепсов. Теория и практика принципата


В идеологии принципата важную роль играл культ гения принцепса. По представлению римлян, в каждом человеке есть божественная сила – гений. И культ гения принцепса – культ божественной силы. Ему стали писать молитвы и клятвы. Культ гения императора был включен в пантеон домашних божествы. В пантеоне принцепса стали упоминать сразу после юпитера и перед пенатами. И культу гения императора было принято такое значение, которого раньше античность не знала.

Отказ от культа императорского гения означал оппозицию режиму. На востоке этот культ получил широкое и легкое распространение, т.к. обожествление Августа на востоке было подготовлено обожествлением эллинистических монархов. Сам Август стремился демонстрировать сдержанность в отношении своего культа, не разрешал строить себе отдельные храмы, а позволял только соединять свой культ с богами Рима.

Для поддержания культа царя работали августалы – сакральная комиссия, набиравшаяся из низов общества. Она была создана, чтоб культ укоренялся в народном сознании масс.

В идеологии принципата был лозунг о том, что вернулось «Сатурново царство». Это миф о древней счастливой жизни. Но теперь эта счастливая жизнь в настоящем. И идеей этого мифа была национальная идея о величия Рима. 20 лет составлялась «Карта Агриппы». Она должна была показать, что большая часть пространств принадлежит Риму, что слово «Рим» отождествляется со словом «Земля». И Orbis Romanus – римский мир должен был показать, что Рим – это космополис, существование которого не ограничено в пространстве и во времени. Согласно концепции «Сатурнова Царства», Рим никогда не придет в упадок, а будет только укреплять с приходом новых поколений.

В период принципата Августа наблюдается расцвет римской литературы и искусства. Знаменитейшие поэты тех лет – Гораций, Овидий, Вергилий. В литературе можно прочитать, что эти поэты активно пропагандировали правящий режим.

Такой взгляд очень односторонний и упрощенный. Не все, далеко не все творчество этих поэтов является выполнением социального заказа. Произведения этих авторов отражают надежду римского народа на стабильность, на спокойствие, а надежда эта была связана с Августом. Их стихи отражали убежденность народа в том, что Август – положительный герой. Осуществление культурой политики при Августе связано с именем одного и ближайших его друзей Гай Миний Меценат.


Богатство его, видимо, было нажито не совсем праведным путем. Он имел возможность тратить свои немалые богатства на поддержку римских писателей и поэтов. Конечно, поддерживая творческую элиту, Меценат мог влиять на их творчество. Август через Мецената мог добиться нужных для себя идей. Впрочем, не надо вульгаризировать: тут все гораздо сложнее и тоньше.

Понятие «Восстановленная республика» включало в себя восстановление старых римских нравственных устоев, традиций. И восстанавливать их нужно было, согласно официальной идеологии, нужно было, потому что они потеряли свою устойчивость из-за порочности новых поколений. Порочность сводилась к трем пагубам:

1) Алчность;

2) Тщеславие

3) Прелюбодеяние.

Потому как важнейшие государственные акты были приняты три закона 18 г. н. э.:

1) закон против роскоши требовал тратить не более 300 сестерциев на праздник в непраздничный день, 400 сестерциев в праздник и 800 на свадьбу
2) закон о прелюбодеянии. Он разрешал отцу убить свою замужнюю неверную дочь вместе с любовником. Оскорбленный муж мог убить любовника, но нее ее саму. И закон выносил дела о прелюбодеяниях за рамки семей и ставил их вне публичного разбирательства. Опираясь на этот закон, жена Октавиана Августа сможет расправиться с прямыми потомками Августа и передать власть своему сыну Тиберию.

3) Закон о свадьбах. Были узаконены браки между вольноотпущенниками и рабами, безбрачие наказывалось. Мужчины от 25 до 60 и женщины от 20 до 50 лет должны были быть в браке.

Еще отцы не могли влиять на выбор жен сыновей. Человек после смерти супруга или развода мог до 2,5 лет мог жить вне брака. Человек, нарушавший этот закон, не мог завещать свое имущество; состоявшие в браке, но бездетные не могли завещать половину имущества.

Те, кто не состоял в браке, платили отдельный налог в 1% своего имущества. Те, кто имел. Женщины, имевшие 3 детей, становились юридически самостоятельными. Для женщин наличие жены и детей учитывалось при найме на должности.

У Августа в первом браке не было детей, а от второго брака была дочь Юлия. Потому Август рано выдал ее замуж (ей было 14 лет), чтоб иметь внуков. Муж ее Марцелла через два года умирает, не оставив ей детей. Потом Август выдают Юлию за Агриппу, который годился ей в отцы, у них родилось 3 сына и 2 дочери. После смерти Агриппы Август выдал Юлию за Тиберия. Они ненавидели друг друга. 19.08.14 г. н.э. Август умер, жена его сослала Юлию-старшую и Юлию-младшую, внучку Августа, на далекие острова и вскоре не осталось его мужских потомков. Императором стал Тиберий.