Файл: 1. понятие и сущность адм процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМ ПРОЦЕССА

Административный процесс - это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также судей по разрешению индивидуально-конкретных дел, возникающих из правоотношений органов публичной власти с физическими лицами и организациями
Сущность:

1) эта деятельность является частью публичного управления

2) это государственно-властная деятельность, выражаемая в вынесении индивидуальных и нормативных правовых актов, обязательных для исполнения всеми участниками этой деятельности.

6) это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая. Ее смысл – получение юридического результата, реализация материальных норм российского права.
Выделяют два вида:

1) Административно-процедурный процесс (управленческий процесс), который обеспечивает деятельность органов исполнительной власти, связанную с осуществлением функций, реализацией прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Этот процесс включает в себя следующие управленческие процедуры: процедура по принятию нормативных актов государственного управления; процедура по рассмотрению предложений и заявлений граждан и обращения организаций; лицензионно-разрешительная и регистрационная процедуры; процедуры по выдаче актов гражданского состояния; процедура по предоставлению государственных услуг; в данном процессе нет конфликта!

2) Административно-юрисдикционный процесс, который обеспечивает соблюдение, защиту, охрану прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в сфере, как правило, функционирования исполнительной власти и их должностных лиц. Потребность в юрисдикционном процессе возникает при наступлении конфликтной ситуации, негативного юридического факта.
2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДМ ПРОЦЕССА, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Административный процесс отличается от уголовного и гражданского процессов тем, что он представляет собой последовательно совершаемые действия по осуществлению управленческой деятельности, т.е. его содержанием являются управленческие процессуальные отношения как процедурного, так и юрисдикционного характера. В отличии от других видов процесса он охватывает более широкий круг общественных отношений, имеет более сложную структуру. Так, только административный процесс в его юрисдикционном смысле включает в себя производство по рассмотрению жалоб граждан, дисциплинарное производство и производство по делам об административных правонарушениях.

Представляет собой целенаправленную деятельность. То есть ориентирован на результат. Через административный процесс реализуются властные полномочия. В рамках гражданского процесса реализуются властные полномочия суда. Административный процесс документируется. Составляются протоколы возбуждения. Ведётся протокол в установленных случаях. И оформляется постановлением о привлечении лица к ответственности.

Детальная регламентация деятельности правовыми нормами.

Отличие – деятельность административных органов или лиц, наделённых административной властью. Имеет своим результатом административный акт (нормативный, ненормативный). Регулируется деятельность административно-процессуальными нормами и отличается своей оперативностью и простотой процедуры. Протокол заполняется 5 минут. Если долго пишут, чего-то хотят. Административное задержание – 3 часа. Административный арест – наказание только по решению суда. В случае контр-террористических мер до 30 суток.

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Юридический процесс– система последовательных процедур, которые оформлены юридическими актами и обеспечивают как реализацию норм материального права, так и комплексное регулирование в наиболее значимой сфере общественной жизни.

Виды юридического процесса:

1) в зависимости от природы принимаемых решений:

а) правотворческий – процесс, в ходе которого принимаются нормативные правовые акты;

б) правоприменительный – процесс, в ходе которого принимаются правоприменительные акты и реализуются нормы права;

в) праворазъяснительный – процесс, в ходе которого с целью реализации правовых норм принимаются интерпретационные акты;

2) в зависимости от предмета правового регулирования:

а) гражданский;

б) уголовный;

в) конституционный;

г) административный;

д) арбитражный.

5.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: АДМ ПРОЦЕСС, АДМ ПРОЦЕДУРА, АДМ ПРОИЗВОДСТВО

А процесс – общая категория. А пр-во – частная категория. Процесс состоит из административных производств: разрешительное, регистрационное. По принятию правовых актов и прочее. Административное производство вид административного процесса. Административные процедуры – это правила, регулирующие административное производство. Производства: процедурное (рассмотрение административных дел без спорного характера – принятие административных актов, регистрация актов, юридических лиц); юрисдикционное (связано с разрешением споров). Здесь затрагивается понятие административное дело – это вопрос управленческий, ставший предметом рассмотрения административного органа. Связано с желанием лица получить какое-либо право и прочее.



6. ЦЕЛИ АДМ ПРОЦЕССА

Применительно к административному процессу следует выделить:

1. Стратегические цели административного процесса.

2. Тактические цели административного процесса.

3. Оперативные цели административного процесса.

К стратегическим целям административного процесса следует отнести основную его цель – надлежащее, основанное на строгом соблюдении законов регулирование деятельности субъектов указанного процесса в ходе осуществления учредительных, правотворческих, правоприменительных и контрольных функций на всех его уровнях.

Совокупность тактических целей административного процесса составляют цели отдельных производств, а также цели отдельных стадий этих производств.

К оперативным целям административного процесса относятся цели этапов, стадий производств, а также цели отдельных процессуальных действий.
7. НОРМЫ И ПРИНЦИПА АДМ ПРОЦЕССА

Принцип законности означает необходимость соответствия действий властных субъектов административного процесса требованиям закона.

Принцип компетентности подразумевает, что осуществление процессуальных полномочий должно быть отнесено к компетенции соответствующего органа исполнительной власти. В противном случае он не вправе быть участником административного процесса.

Принцип охраны интересов личности и государства предполагает необходимость соблюдения общего правила о приоритете личности и охране ее интересов как основной задаче государства. В связи с этим органы государственного управления должны руководствоваться в процессуальной деятельности не только интересами государства, но и частными интересами подвластных участников процесса.

Принцип процессуального равенства устанавливает, что стороны административного процесса равны перед законом, а также наделены равными правами и обязанностями в процессе разбирательства индивидуального административного дела (состязательность процесса).

Принцип стремления к достижению истины при разрешении индивидуального дела означает необходимость всестороннего и полного анализа обстоятельств дела, а также беспристрастность участника, принимающего управленческое решение.

Принцип доступности выражается в наличии возможности для каждой из сторон беспрепятственно участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального административного дела.

Принцип гласности предполагает открытость рассмотрения различных категорий дел.

Принцип экономичности и эффективности процесса направлен на обеспечение такой организации процесса, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы быстроту процесса без излишнего обременения участников процесса.

Принцип ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение). Согласно этому принципу должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или принятии незаконного акта (решения), несут дисциплинарную или уголовную ответственность.



8. ИСТОЧНИКИ АДМ ПРОЦЕССА

  • 1. Среди правовых актов Российской Федерации высшей юридической силой обладает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. и в соответствии с абз. 1 п. 1 ее раздела II вступившая в силу со дня официального опубликования, т.е. с 25 декабря. Обращаем внимание, что в соответствии с двумя подзаконными нормативными правовыми актами Президента РФ состоялось второе официальное опубликование Конституции РФ 1993 г.

  • 2. Федеральные конституционные законы. Например: "О Правительстве Российской Федерации", "О военном положении".

  • 3. Федеральные законы. Например: "Об исполнительном производстве", "О лицензировании отдельных видов деятельности".

  • 4. Специальным нормативным правовым актом, регулирующим административно-процессуальное право, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). По юридической силе он приравнивается к федеральному закону, ибо был принят Государственной Думой ФС РФ 20 декабря 2001 г. Порядок введения в действие этого нормативного правового акта урегулирован в другом Федеральном законе "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 20 декабря 2001 г. В соответствии с со ст. I указанного нормативного правового акта Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен в действие с 1 июля 2002 г.


9. ПОНЯТИЕ АДМ-ПРОЦЕСС ОТНОШЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЮРИСДИКЦИИ В АДМ-ПРОЦЕСС ОТНОШЕНИЯХ

администартивно-процессуальные правоотношения, которые понимаются как урегулированные нормами административно-процессуального права правоотношения между субъектами административного процесса, возникающие в связи с разрешением административных дел.

Административно-процессуальные отношения возникают в связи с фактом возникновения конкретного материального административного или иного публичного правоотношения, когда необходима реализация прав, обязанностей физических или юридических лиц или полномочий органов публичной власти в определенном, установленном процессуальной нормой порядке:

- подача жалобы в орган исполнительной власти;

- совершение административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

- подача заявления в суд об оспаривании решения органа публичной администрации и т.п.
10. ВИДЫ АДМ-ПРОЦЕСС ОТНОШЕНИЙ

Могут быть

Регулятивными, охранительными, вертикальными, горизонтальными, диагональными,

11. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМ-ПРОЦЕСС ОТНОШЕНИЙ


Субъекты административного процесса – это сторона в процессе, занимающая свой законный интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной.

Одним из субъектов административного процесса является компетентный орган или должностное лицо, которые наделены правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела, повт. органы, налагаемые администрацией взыскания.

Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права и интересы:

1) лицо, привлекаемое к административной ответственности

2) потерпевший

3) з-ные представители обеих сторон, т.е. лица, привлекаемые к административной ответственности и потерпевшего

4) адвокаты

В административном процессе участвуют также лица и органы, содействующие осуществлению пр-ва:

1) свидетели

2) эксперты

3) переводчики

4) понятые

2. Права и обязанно
12. СУБЪЕКТЫ АДМ ПРОЦЕССА

13. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА АДМ-ПРАВОВОГО СПОРА И АДМ ДЕЛА. ОБЪЕКТЫ АДМ-ПРАВОВОГО СПОРА

Административный спор - разногласия между субъектами управленческих правоотношений, возникающего в связи с реализацией, применением или толкованием норм административного права.

Две основные разновидности административных споров:

· Споры об объективном административном праве - споры, предметом которых является только законность правовых актов управления;

· Споры о субъективном административном праве, необходимым элементом предмета которых является вопрос о субъективных правах и обязанностях участников публичных правоотношений.
14. КЛАССИФИКАЦИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМ-ПРАВОВЫХ СПОРОВ. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АДМ-ПРАВОВОГО СПОРА

15. АДМ-ПРАВОВОЙ СПОР: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТ

16. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАССМОТРЕНИЯ АДМ-ПРАВОВЫХ СПОРОВ И АДМ ДЕЛ. СТАДИИ РАССМОТРЕНИЯ АДМ-ПРАВОВЫХ СПОРОВ И АДМ ДЕЛ В АДМ ПРОЦЕССЕ

Рассмотрение дела об административном правонарушении – это центральная стадия административно-юрисдикционного производства, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку всех фактических обстоятельств дела об административных правонарушениях и принятие решения по делу.