ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что такое скулшутинг?
Скулшутинг – применение вооруженного насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся), очень часто перерастающее в массовые убийства. Термин является англицизмом и происходит от двух английских слов – school – "школа" и shooting – "стрельба".
Широкое распространение явление получило в США. Случаи скулшутинга в школах там известны еще с начала XX века. Одним из самых первых и самым крупным за всю историю США случаем массового убийства в школе считается стрельба в учебном заведении Бат в 1927 году, в результате которой погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы.
С того момента начала формироваться опасная тенденция: инциденты со стрельбой в образовательных учреждениях начали возникать на территории других стран, причем, в разных государствах для совершения атак применяется различное оружие – огнестрельное чаще используется в странах, где владение им менее ограничено законом, как пример, США (старшая школа Колумбайн, 1999 год); в странах с более строгими законодательными ограничениями на владение огнестрельным оружием, например, Япония (школа Икеда, 2001 год), применяется чаще всего холодное оружие, но при этом гибнет не меньше людей, так как из-за внезапности нападения люди оказываются парализованы страхом. Также в качестве оружия часто применяются самодельные бомбы (школа Бат,1927 год).
Влияние Колумбайна
Колумбайн— школа в США, где в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на школу. 18-летние учащиеся школы Эрик Харрис и Дилан Клиболд открыли стрельбу, после нападавшие покончили с собой. Впоследствии у них появились подражатели, в том числе и в России.
Трагедия в Колумбайн — не первая стрельба в учебных заведениях США и не самая массовая, однако именно эта трагедия, произошедшая в Колорадо, стала в общественном сознании и массовой культуре символом скулшутинга — вооруженных нападений на образовательные учреждения, а совершающих такие нападения людей начали называть "колумбайнерами".
С развитием Интернета и социальных сетей в среде подростков возникла интернет-субкультура колумбайнеров, которые обсуждают Харриса и Клиболда на форумах, рисуют фан-арты, пишут фанфики и монтируют видео, тем самым создавая контент для колумбайн-сообществ. На Западе колумбайнеры обитают в Tumblr, в России подобные сообщества долгое время
существовали в социальной сети ВКонтакте, в 2018 году в посвященных скулшутингу пабликах состояло не менее 30 000 человек.
Скулшутинг в России
Первым случаем скулшутинга в России, в результате которого погибли люди, стало нападение на московскую школу №263 в феврале 2014 года. Десятиклассник Сергей Гордеев, вооруженный винтовкой и карабином, застрелил учителя географии и взял в заложники одноклассников, а после прибытия наряда полиции убил одного сотрудника и тяжело ранил другого. Гордеева задержали, Бутырский суд признал стрелка невменяемым и отправил на принудительное лечение.
В январе 2018 года с разницей в несколько дней произошли нападения (без применения огнестрельного оружия) в школах в Перми, Улан-Удэ и Челябинской области.
В октябре того же года произошла стрельба в Керченском политехническом колледже. Трагедия в Керчи стала самой массовой в истории России: в результате взрыва и стрельбы, устроенных 18-летним Владиславом Росляковым, погиб 21 человек, еще 67 были ранены. СМИ окрестили произошедшее "Керченским Колумбайном" — считается, что Росляков скопировал атаку на школу в Колорадо, а также внешний вид Эрика Харриса: высокие армейские ботинки, брюки-карго и белую футболку с надписью "Ненависть" (на футболке Харриса было написано Natural Selection — "Естественный отбор").
Причины совершения скулшутинга
Некоторые исследователи предпринимают попытки найти ключевую причину, которая бы объясняла феномен скулшутинга. Но все же сегодня большинство ученых сходится во мнении, что единой универсальной причины совершения скулшутинга просто не существует.
В качестве факторов, способствующих более полному пониманию природы массовых расстрелов в образовательных учреждениях, выделяют:
— самоощущение социальной изоляции, рассмотрение себя как изгоя;
— наличие психологических трудностей или расстройств (необязательно психических заболеваний);
— распространенность культурных сценариев, в которых насилие рассматривается как средство решения проблем;
— отсутствие системы выявления потенциальных стрелков в школе;
— доступность оружия.
Основные подходы к изучению школьной стрельбы
1. Поиск факторов риска.
Исследователи пытаются обнаружить сигналы опасности в 4 областях: семья, личность, социальная динамика, школьная динамика.
2. Применение патопсихологических теорий.
Выявление различных психологических заболеваний. Предполагается, что преступников можно разделить на три типа: психопаты, психотики и травматики. В то же время психопаты не чувствуют эмоциональной связи с другими людьми и не могут испытывать чувство вины или раскаяния. Психопатам может нравиться причинять боль другим, например, мучить животных. Психотики, с другой стороны, страдают от разрыва с реальностью и склонны испытывать глубокое чувство отличия от других, чувствуя себя изгнанниками. Травмированные люди часто подвергались эмоциональному, физическому или сексуальному насилию.
3. Использование социально-психологических, социологических и культурологических теорий.
- Например, широко распространенный в Соединенных Штатах культурный стереотип о том, что оружие может решать проблемы, провоцирует случаи школьной стрельбы.
- Также считается, что насильственное содержание компьютерных игр и средств массовой информации формирует отношение к применению оружия.
- Не стоит исключать роль влияния школьной среды на ученика, совершившего преступление: насмешки, запугивание, социальная изоляция.
- Гендерные стереотипы и мужская идентичность играют не менее важную роль. Например, в условиях гомофобии у подростка, над которым издеваются и дразнят, может возникнуть желание показать другим, что он "настоящий мужчина" с помощью насилия (Kimmel & Mahler, 2003).
Как бороться со стрельбой в образовательных учреждениях
В первую очередь в качестве способа борьбы со случаями скулшутинга специалисты выделяют повышение бдительности и профессионализма психологов, работающих непосредственно в учебных заведениях (особенно в школах и колледжах). Ознакомление учеников, студентов с феноменом скулшутинга, его причинами, для уменьшения случаев социальной изоляции отдельных личностей.
Вторая ступень — работа со СМИ и социальными сетями: блокировка или регулирование треш-контента в СМИ и пропаганды девиантного поведения (совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе) в соцсетях. Пассивный мониторинг публичных страниц соцсетей отдельных учащихся и проработка выявленных потенциальных преступников.
Меры борьбы, прописанные законодательством России
Случаи скулшутинга в России не могли не привести к созданию необходимых норм в рамках произошедших прецедентов. Основной вектор законотворчества был направлен в сторону поиска и устранения причин развития идей массовых нападений на образовательные организации.
Автором инициативы по пресечению деятельности данных сообществ и групп выступила Ирина Яровая, заместитель председателя Государственной думы VII созыва, член Генерального совета партии "Единая Россия". Согласно поправкам в статью 15.1 Федерального закона №149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 5 Федерального закона № 436 "О защите детей от информации причиняющей вред их здоровью и развитию" сообщества, пропагандирующие массовые нападения на школы и создающие культ из стрелков школы "Колумбайн", будут блокироваться немедленно.