Файл: Реферат тема Технология контроля наличия или отсутствия электрического контакта трубапатрон на авто и жд переходах подземного трубопровода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

Тема: Технология контроля наличия или отсутствия электрического контакта «труба-патрон» на авто и ж/д переходах подземного трубопровода

Выполнил: специалист II уровня

Подпись__________

Проверил:

Подпись__________

Содержание

1. Введение …………………………………………………….. 3

2. Обозначение и сокращения ..………………………………. 3

3. Подготовительные работы …………………………………… 4

4. НТД и оборудование …….………………………………….. 4

5.Нормативные ссылки ……………. ..………………………... 4

6. Оборудование ……………………………………………….. 5

7. Параметры подлежащие контролю ..………………………... 5

8. Виды электрических контактов между трубой и патроном … 6

9.Этапы проведения работ ……………………………………….. 7

7. Отчёт по результатам контроля обследования ДП …………… 10

Введение.

Электрометрическая диагностика переходов магистральных газопроводов (МГ) под автомобильными и железными дорогами является составной частью комплекса работ, производимых при различных видах коррозионных обследований. Обладая спецификой рас­пределения электрометрических параметров и необходимостью производства дополнительных видов работ, обследование дорож­ного перехода (ДП) существенно влияет на общие трудозатраты. По этим причинам определение видов и последовательности изме­рений на ДП, критериев принятия решений является необходимым звеном повышения эффективности и производительности электро­метрической диагностики в целом. В соответствии с ГОСТ Р 51164-98 дорожные переходы относятся к зонам повышенной коррозионной опасности.

Методы электрометрических измерений в физической основе своей являются дублирующими, в связи с чем, в абсолютном большинстве ситуаций, их производство в полном объеме нецелесообразно – достаточно двух (для контроля) наиболее мобильных и достоверных. По имеющемуся на сегодняшний день опыту к данной категории обязательных (типовых) измерений следует отнести регистрацию формы сигнала (ДФС) и измерения сопротивления на переменном токе (ИС-ПТ), не исключая (в случае неоднозначных результатов) дополнительных измерений силы тока и методом смещения потенциала.


Обозначения и сокращения

ПКЗ – противокоррозионная защита;

НТД – нормативно-техническая документация;

МГ – магистральный газопровод;

ЭХЗ – электрохимическая защита;

УКЗ – установка катодной защиты;

СКЗ – станция катодной защиты;

м.с.э. – медно-сульфатный электрод сравнения;

КИП – контрольно-измерительный пункт;

ИП – изоляционное покрытие;

ДП – дорожный переход

ЛЧ – линейная часть;

СТП – стандарт предприятия;

ГУ – генераторное устройство

ДКО –детальное комплексное обследование

ПТЭ – правила технической эксплуатации

Подготовительные работы

Анализ проектной, исполнительной и эксплуатационной документации обследуемого ДП.

На подготовительном этапе определяются:

  • характеристики и технологическая сложность обследуемого объекта (схема защиты трубопровода и патрона, тип и количество КИП);

  • предварительный комплекс электрометрических методов (измерений) и возможные дополнения, набор аппаратурных средств для реализации измерений;

  • паспортные характеристики для подготовки отчетной формы:

  • название газопровода;

  • места расположения перехода на газопроводе (км);

  • диаметр трубы;

  • толщина стенки трубы;

  • диаметр патрона;

  • толщина стенки патрона;

  • длина патрона;

  • наименование дороги.

НТД и оборудование.

Нормативные ссылки

В реферате использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 51164-98

Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии.

СТО РД Газпром

39-1.10-088-2004

Регламент электрометрической диагностики линейной части магистральных газопроводов.

ВСН -009-88

Миннефтегазстрой

ДОПОЛНЕНИЕ. Электрохимическая защита кожухов на переходах трубопроводов под автомобильными и железными дорогами.

МУ 01-17093655-03

Методические указания по измерениям и контролю противокоррозионной защиты трубопроводов. 2003г.

СТП-308-06

ДОАО «Оргэнергогаз»

Электрометрическая диагностика линейной части магистральных газопроводов. Методика проведения детального комплексного обследования.




Руководство по эксплуатации систем противокоррозионной защиты трубопроводов. ВНИИГАЗ. 2004г.

СТП

ВНИИГАЗ

Инструкция по электрометрическому обследованию переходов магистральных газопроводов под автомобильными и железными дорогами. ВНИИГАЗ. 2002 г.

ВРД 39-1.10-006-2000*

Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов




Правила безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов. – М.: «Недра», 1989.

ПУЭ

Правила устройства электроустановок.

ПЭЭП

Правила эксплуатации электроустановок потребителей. Энергосервис 2001 г.

ПОТРМ-016-2001

Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. РД 153-34.0-03.150-00

СТП 101-05

Стандарты предприятия. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.


Оборудование.

Аппаратура и оборудование, применяемые при проведении электрометрической диагностики дорожных переходов, должны иметь паспорт установленного образца, сертификат о калибровке или свидетельство о поверке:

- мультиметр «APPA 301»;

- неполяризующие медно-сульфатные электроды сравнения;

- измеритель сопротивления GEOHM-С;

- трассоискатель Radiodetection PCM (приёмник), Radiodetection PCM (генератор);

- искатель повреждения изоляции;

- осциллограф («Диполь-1»);

- стальные электроды;

- катушка с проводом;

- GPS навигатор.

Параметры, подлежащие контролю.

Электрометрическое обследование переходов магистральных газопроводов под автомобильными и железными дорогами является составной частью комплекса работ, производимых при различных видах электрометрической диагностики. Как правило, работы по диагностике ДП производятся в едином технологическом цикле электрометрического обследования, в т.ч. комплексного электрометрического, детального комплексного обследования, пуско-наладочных работ. Обладая собственной спецификой распределения электрометрических параметров и необходимостью производства дополнительных видов работ, обследование ДП существенно влияет на общие трудозатраты. По этим причинам определение целей, видов, этапности измерений на дорожных переходах и критериев принятия решений являются необходимым звеном повышения эффективности и производительности электрометрической диагностики в целом. В соответствии с существующей НД (ГОСТ Р 51164-98) дорожные переходы относятся к зонам повышенной коррозионной опасности, в связи с чем целесообразно наличие специальных методических документов, регламентирующих порядок проведения работ и критериальный набор для выработки заключения по техническому состоянию объекта.

Задачи электрометрической диагностики ДП состоят в:

  • Определении наличия контакта труба-патрон;

  • Определении типа контакта

  • Локализации местоположения гальванического контакта

  • Оценке эффективности ЭХЗ сооружения труба-патрон.

  • Выработке заключения по техническому состоянию объекта и рекомендаций по ремонтному обслуживанию.


Виды электрических контактов между трубой и патроном.

Основным объектом исследования методами электрометрической диагностики дорожных переходов является возможный контакт трубопровода и патрона (кожуха).

По характеру проводимости контакты «труба – патрон» можно разделить на два вида:

  • металлические контакты (электронная проводимость);

  • электролитические контакты (ионная проводимость).

Металлический контакт возникает при непосредственном соприкосновении трубы и патрона из-за взаимного их смещения или деформации патрона, или посредством находящихся внутри патрона металлических предметов.

Металлические контакты при отсутствии электролита внутри патрона (надежном уплотнении концов патрона), и достаточной степени катодной защиты не оказывают влияния на коррозионное состояние перехода. При проникновении в межтрубное пространство грунтового электролита или разжиженного грунта возникает опасность коррозии, т.к. труба полностью экранируется патроном и катодная защита поверхности трубы становится неэффективной. Ситуация представляет особую опасность ввиду невозможности обеспечения контроля коррозионных процессов в межтрубном пространстве. Поскольку установить наличие электролита без вскрытия перехода затруднительно, металлические контакты подлежат устранению во всех случаях. По этой же причине недопустимо замыкание контрольных выводов от трубы и патрона между собой.

металлический контакт - в распределении потенциалов отчетливо прослеживается протяженная положительная аномалия, превышающая размеры ДП и интенсивностью более 50-100мВ. В распределении тока имеется явно выраженное (более 3 дБ) затухание. Потенциал «патрон-земля» практически равен потенциалу «труба-земля», спектр сигнала «патрон-земля» – идентичен сигналу «труба-земля». Сопротивление «патрон-труба» составляет менее 0,25 Ом.

Электролитический контакт возникает при нарушении уплотнения концов патрона (обтюраторов) и проникновения в межтрубное пространство грунтового электролита при наличии повреждения защитного покрытия трубы.

При электролитическом контакте между трубой и патроном ток катодной защиты натекает на внешнюю стенку патрона, стекает в электролит и натекает на трубу в местах повреждения защитного покрытия, осуществляя катодную защиту стенки трубы. Такие контакты, как правило, не представляют коррозионной опасности, если не учитывать некоторой потери металла из-за коррозии внутренней поверхности патрона. Устранение электролитического контакта производится при плановом ремонте.


электролитический контакт - в распределении потенциалов отчетливо прослеживается протяженная положительная аномалия, превышающая размеры ДП и интенсивностью более 50-100мВ. В распределении тока имеется явно выраженное (более 3 дБ) затухание. Потенциал «патрон-земля» более положителен по сравнению с потенциалом «труба-земля», спектр сигнала «патрон-земля» идентичен сигналу «труба-земля». Сопротивление «патрон-труба» составляет более 0,25 Ом.
отсутствует электрический контакт- в распределении потенциалов отсутствует протяженная положительная аномалия (сопоставимая с размерами перехода), локальные аномалии значимой интенсивности (более 50мВ) приурочены к КИП и другим характерным особенностям объекта, что позволяет идентифицировать их как дефекты ИП. В распределении тока нет значительного (более 3дБ) затухания. Потенциал «патрон-земля» более положителен по сравнению с потенциалом «труба-земля», спектр сигнала «патрон-земля»– шумовой. Сопротивление «патрон-труба» по переменному току превышает 1 Ом.

Этапы проведения контроля.
Перед проведением электрических измерений на объекте выполняют комплекс подготовительных работ:

  • определяют привязку перехода к километражу дороги;

  • определяют наличие контрольно-измерительных колонок, контрольных выводов и их маркировку;

  • определяют положение патрона трассоискателем и закрепляют его на местности пикетами;

  • отключают протекторы, БДР, устройства совместной защиты (если они имеются);

  • на электрифицированной железной дороге определяют род тягового тока (переменный, постоянный).

Производство собственно полевых исследований включает: выполнение типовых полевых электрометрических методов, входящих в комплекс диагностического обследования МГ или пуско-наладочных работ; производство типовых полевых электрометрических измерений, входящих в комплекс диагностического обследования ДП; предвари­тельный анализ материалов, подготовка трассы и разбивка пикетажа на ДП; производство дополнительных измерений и/или детальных электрометрических измерений. Представленный алгоритм диагностики ДП служит для минимизации затрат и повышения достоверности заключения о техническом состоянии, что достигается комплексированием методов с нарастанием трудоемкости только по мере сложности принятия решения.

Наличие контакта между трубой и патроном и его характер определяют по изменениям: