Файл: Реферат тема Технология контроля наличия или отсутствия электрического контакта трубапатрон на авто и жд переходах подземного трубопровода.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
Тема: Технология контроля наличия или отсутствия электрического контакта «труба-патрон» на авто и ж/д переходах подземного трубопровода
Выполнил: специалист II уровня
Подпись__________
Проверил:
Подпись__________
Содержание
1. Введение …………………………………………………….. 3
2. Обозначение и сокращения ..………………………………. 3
3. Подготовительные работы …………………………………… 4
4. НТД и оборудование …….………………………………….. 4
5.Нормативные ссылки ……………. ..………………………... 4
6. Оборудование ……………………………………………….. 5
7. Параметры подлежащие контролю ..………………………... 5
8. Виды электрических контактов между трубой и патроном … 6
9.Этапы проведения работ ……………………………………….. 7
7. Отчёт по результатам контроля обследования ДП …………… 10
Введение.
Электрометрическая диагностика переходов магистральных газопроводов (МГ) под автомобильными и железными дорогами является составной частью комплекса работ, производимых при различных видах коррозионных обследований. Обладая спецификой распределения электрометрических параметров и необходимостью производства дополнительных видов работ, обследование дорожного перехода (ДП) существенно влияет на общие трудозатраты. По этим причинам определение видов и последовательности измерений на ДП, критериев принятия решений является необходимым звеном повышения эффективности и производительности электрометрической диагностики в целом. В соответствии с ГОСТ Р 51164-98 дорожные переходы относятся к зонам повышенной коррозионной опасности.
Методы электрометрических измерений в физической основе своей являются дублирующими, в связи с чем, в абсолютном большинстве ситуаций, их производство в полном объеме нецелесообразно – достаточно двух (для контроля) наиболее мобильных и достоверных. По имеющемуся на сегодняшний день опыту к данной категории обязательных (типовых) измерений следует отнести регистрацию формы сигнала (ДФС) и измерения сопротивления на переменном токе (ИС-ПТ), не исключая (в случае неоднозначных результатов) дополнительных измерений силы тока и методом смещения потенциала.
Обозначения и сокращения
ПКЗ – противокоррозионная защита;
НТД – нормативно-техническая документация;
МГ – магистральный газопровод;
ЭХЗ – электрохимическая защита;
УКЗ – установка катодной защиты;
СКЗ – станция катодной защиты;
м.с.э. – медно-сульфатный электрод сравнения;
КИП – контрольно-измерительный пункт;
ИП – изоляционное покрытие;
ДП – дорожный переход
ЛЧ – линейная часть;
СТП – стандарт предприятия;
ГУ – генераторное устройство
ДКО –детальное комплексное обследование
ПТЭ – правила технической эксплуатации
Подготовительные работы
Анализ проектной, исполнительной и эксплуатационной документации обследуемого ДП.
На подготовительном этапе определяются:
-
характеристики и технологическая сложность обследуемого объекта (схема защиты трубопровода и патрона, тип и количество КИП); -
предварительный комплекс электрометрических методов (измерений) и возможные дополнения, набор аппаратурных средств для реализации измерений; -
паспортные характеристики для подготовки отчетной формы:
-
название газопровода; -
места расположения перехода на газопроводе (км); -
диаметр трубы; -
толщина стенки трубы; -
диаметр патрона; -
толщина стенки патрона; -
длина патрона; -
наименование дороги.
НТД и оборудование.
Нормативные ссылки
В реферате использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 51164-98 | Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии. |
СТО РД Газпром 39-1.10-088-2004 | Регламент электрометрической диагностики линейной части магистральных газопроводов. |
ВСН -009-88 Миннефтегазстрой | ДОПОЛНЕНИЕ. Электрохимическая защита кожухов на переходах трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. |
МУ 01-17093655-03 | Методические указания по измерениям и контролю противокоррозионной защиты трубопроводов. 2003г. |
СТП-308-06 ДОАО «Оргэнергогаз» | Электрометрическая диагностика линейной части магистральных газопроводов. Методика проведения детального комплексного обследования. |
| Руководство по эксплуатации систем противокоррозионной защиты трубопроводов. ВНИИГАЗ. 2004г. |
СТП ВНИИГАЗ | Инструкция по электрометрическому обследованию переходов магистральных газопроводов под автомобильными и железными дорогами. ВНИИГАЗ. 2002 г. |
ВРД 39-1.10-006-2000* | Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов |
| Правила безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов. – М.: «Недра», 1989. |
ПУЭ | Правила устройства электроустановок. |
ПЭЭП | Правила эксплуатации электроустановок потребителей. Энергосервис 2001 г. |
ПОТРМ-016-2001 | Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. РД 153-34.0-03.150-00 |
СТП 101-05 | Стандарты предприятия. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. |
Оборудование.
Аппаратура и оборудование, применяемые при проведении электрометрической диагностики дорожных переходов, должны иметь паспорт установленного образца, сертификат о калибровке или свидетельство о поверке:
- мультиметр «APPA 301»;
- неполяризующие медно-сульфатные электроды сравнения;
- измеритель сопротивления GEOHM-С;
- трассоискатель Radiodetection PCM (приёмник), Radiodetection PCM (генератор);
- искатель повреждения изоляции;
- осциллограф («Диполь-1»);
- стальные электроды;
- катушка с проводом;
- GPS навигатор.
Параметры, подлежащие контролю.
Электрометрическое обследование переходов магистральных газопроводов под автомобильными и железными дорогами является составной частью комплекса работ, производимых при различных видах электрометрической диагностики. Как правило, работы по диагностике ДП производятся в едином технологическом цикле электрометрического обследования, в т.ч. комплексного электрометрического, детального комплексного обследования, пуско-наладочных работ. Обладая собственной спецификой распределения электрометрических параметров и необходимостью производства дополнительных видов работ, обследование ДП существенно влияет на общие трудозатраты. По этим причинам определение целей, видов, этапности измерений на дорожных переходах и критериев принятия решений являются необходимым звеном повышения эффективности и производительности электрометрической диагностики в целом. В соответствии с существующей НД (ГОСТ Р 51164-98) дорожные переходы относятся к зонам повышенной коррозионной опасности, в связи с чем целесообразно наличие специальных методических документов, регламентирующих порядок проведения работ и критериальный набор для выработки заключения по техническому состоянию объекта.
Задачи электрометрической диагностики ДП состоят в:
-
Определении наличия контакта труба-патрон; -
Определении типа контакта -
Локализации местоположения гальванического контакта -
Оценке эффективности ЭХЗ сооружения труба-патрон. -
Выработке заключения по техническому состоянию объекта и рекомендаций по ремонтному обслуживанию.
Виды электрических контактов между трубой и патроном.
Основным объектом исследования методами электрометрической диагностики дорожных переходов является возможный контакт трубопровода и патрона (кожуха).
По характеру проводимости контакты «труба – патрон» можно разделить на два вида:
-
металлические контакты (электронная проводимость); -
электролитические контакты (ионная проводимость).
Металлический контакт возникает при непосредственном соприкосновении трубы и патрона из-за взаимного их смещения или деформации патрона, или посредством находящихся внутри патрона металлических предметов.
Металлические контакты при отсутствии электролита внутри патрона (надежном уплотнении концов патрона), и достаточной степени катодной защиты не оказывают влияния на коррозионное состояние перехода. При проникновении в межтрубное пространство грунтового электролита или разжиженного грунта возникает опасность коррозии, т.к. труба полностью экранируется патроном и катодная защита поверхности трубы становится неэффективной. Ситуация представляет особую опасность ввиду невозможности обеспечения контроля коррозионных процессов в межтрубном пространстве. Поскольку установить наличие электролита без вскрытия перехода затруднительно, металлические контакты подлежат устранению во всех случаях. По этой же причине недопустимо замыкание контрольных выводов от трубы и патрона между собой.
металлический контакт - в распределении потенциалов отчетливо прослеживается протяженная положительная аномалия, превышающая размеры ДП и интенсивностью более 50-100мВ. В распределении тока имеется явно выраженное (более 3 дБ) затухание. Потенциал «патрон-земля» практически равен потенциалу «труба-земля», спектр сигнала «патрон-земля» – идентичен сигналу «труба-земля». Сопротивление «патрон-труба» составляет менее 0,25 Ом.
Электролитический контакт возникает при нарушении уплотнения концов патрона (обтюраторов) и проникновения в межтрубное пространство грунтового электролита при наличии повреждения защитного покрытия трубы.
При электролитическом контакте между трубой и патроном ток катодной защиты натекает на внешнюю стенку патрона, стекает в электролит и натекает на трубу в местах повреждения защитного покрытия, осуществляя катодную защиту стенки трубы. Такие контакты, как правило, не представляют коррозионной опасности, если не учитывать некоторой потери металла из-за коррозии внутренней поверхности патрона. Устранение электролитического контакта производится при плановом ремонте.
электролитический контакт - в распределении потенциалов отчетливо прослеживается протяженная положительная аномалия, превышающая размеры ДП и интенсивностью более 50-100мВ. В распределении тока имеется явно выраженное (более 3 дБ) затухание. Потенциал «патрон-земля» более положителен по сравнению с потенциалом «труба-земля», спектр сигнала «патрон-земля» идентичен сигналу «труба-земля». Сопротивление «патрон-труба» составляет более 0,25 Ом.
отсутствует электрический контакт- в распределении потенциалов отсутствует протяженная положительная аномалия (сопоставимая с размерами перехода), локальные аномалии значимой интенсивности (более 50мВ) приурочены к КИП и другим характерным особенностям объекта, что позволяет идентифицировать их как дефекты ИП. В распределении тока нет значительного (более 3дБ) затухания. Потенциал «патрон-земля» более положителен по сравнению с потенциалом «труба-земля», спектр сигнала «патрон-земля»– шумовой. Сопротивление «патрон-труба» по переменному току превышает 1 Ом.
Этапы проведения контроля.
Перед проведением электрических измерений на объекте выполняют комплекс подготовительных работ:
-
определяют привязку перехода к километражу дороги; -
определяют наличие контрольно-измерительных колонок, контрольных выводов и их маркировку; -
определяют положение патрона трассоискателем и закрепляют его на местности пикетами; -
отключают протекторы, БДР, устройства совместной защиты (если они имеются); -
на электрифицированной железной дороге определяют род тягового тока (переменный, постоянный).
Производство собственно полевых исследований включает: выполнение типовых полевых электрометрических методов, входящих в комплекс диагностического обследования МГ или пуско-наладочных работ; производство типовых полевых электрометрических измерений, входящих в комплекс диагностического обследования ДП; предварительный анализ материалов, подготовка трассы и разбивка пикетажа на ДП; производство дополнительных измерений и/или детальных электрометрических измерений. Представленный алгоритм диагностики ДП служит для минимизации затрат и повышения достоверности заключения о техническом состоянии, что достигается комплексированием методов с нарастанием трудоемкости только по мере сложности принятия решения.
Наличие контакта между трубой и патроном и его характер определяют по изменениям: