Файл: Занятие 1 Обучающийся Горбовская Ольга Николаевна Преподаватель Портнова Татьяна Васильевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Горбовская Ольга Николаевна

Преподаватель:

Портнова Татьяна Васильевна


    1. Цель занятия: закрепление знаний об профессиограмме педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать профессиограмму и психограмму педагога дополнительного образования.


Задание 1.


№ п/п


Понятия


Сходные  признаки


Отличительные  признаки


 


Профессиограмма


Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.


  описание особенностей конкретной профессии или специальности, служащее для ознакомления с избираемой профессией.


 


Психограмма


 Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.


 описание требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию).




Задание 2. Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности (направленность программы на выбор студента). При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную в лекции.

Профессиограмма педагога дополнительного образования

включает:

профессиональную компетентность педагога дополнительного

образования, владение методико-технологической основой и

профессионально-значимые качества личности.
Педагог дополнительного образования должен обладать

общими и профессиональными компетенциями,

включающими в себя способность:


  • понимать сущность и социальную значимость своей


будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;


  • организовывать собственную деятельность, определять


методы решения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество; оценивать риски и принимать

решения в нестандартных ситуациях;


  • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,


необходимой для постановки и решения профессиональных

задач, профессионального и личностного развития;


  • использовать информационно-коммуникационные


технологии для совершенствования профессиональной

деятельности; работать в коллективе и команде,

взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными

партнерами;


  • ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся


воспитанников), организовывать и контролировать их работу с

принятием на себя ответственности за качество

образовательного процесса;


  • самостоятельно определять задачи профессионального и


личностного развития, заниматься самообразованием,

осознанно планировать повышение квалификации

Осуществлять профессиональную — деятельность в

‘условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;


  • Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать


охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников);


  • планировать, организовывать и проводить занятия;



  • Организовывать и проводить досуговые мероприятия, в


т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки;


  • разрабатывать методические материалы (рабочие



программы, учебно-тематические планы) на основе примерных

с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы

и отдельных занимающихся;


  • создавать в кабинете (мастерской, лаборатории)


предметно-

развивающую среду;


  • систематизировать и оценивать педагогический опыт и


образовательные технологии в области дополнительного

образования;


  • Участвовать в исследовательской и проектной


деятельности в области дополнительного образования детей.


  • С точки зрения овладения методико-технологической


основой педагог дополнительного образования должен уметь

создать комфортные условия для творческого развития детей и

подростков, развить их социально-эмоциональный мир.


  • С этих позиций педагог дополнительного образования:


комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской

детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в

течение срока обучения.


  • Осуществляет дополнительное образование


обучающихся, развивает их творческую деятельность.
Задание 3. моделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся

1. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой» …

   Так как это сказано на весь класс, необходимо пожертвовать временем от урока. Думаю, дети будут ждать, как отреагирует учитель, на это оскорбление, унижение, ненужность этого предмета. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться.

   Начинаем так:

   – Кто еще так думает?

   Дети еще подняли руки.

   – А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас ДОКАЖУ, что этот предмет Вам необходим, пусть по этому предмету и нет вступительных экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые считаются обязательными. То я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой», сидит в «аське» и не опаздывает из столовой. Ну, как Вам договор? Слушаю

Вас, согласны?»
2. Учительница: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учительница (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса:


   «Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учительница: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать».

   Оценка

   Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать.

   Прогнозирование

   Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю.

   Решение

   Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель. В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены. Напр., слова: «Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку», – дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы. Кроме того, как мне кажется, учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке.

3. В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.

   Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2.

   Прогнозирование

   Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.

   Решение

   Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.


4. Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую). Особенно выделяется один мальчик.

   Действия учителя

   Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями. Когда учитель просит самого шумного ученика пересказать текст, тот отказывается, но, когда учитель грозит поставить ему двойку, он сразу меняет своё решение и даже изъявляет желание выполнить это задание. Однако учитель не даёт ему такой возможности. Начинается спор. Он продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью. Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.

   Прогнозирование

   Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса. Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.

   Решение

   В данной ситуации учитель откровенно сорвал свою злость.

   Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить 2 за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить 2 за «знания», не дав ученику возможности даже ответить.

   Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением. Она должна была спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.

Задание 5.

1.Материальные ценности. На перемене двое учеников, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Педагог отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет. Оценка: в данной ситуации поведение педагога мало отличается от поведения своих учеников. Она решает, кто прав и кто виноват, не предпринимая усилий для того, чтобы сгладить конфликт разумным способом, и тем самым усугубляет его. Прогнозирование: психологически комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения педагога, задачей которого является не только привить ученикам знания в рамках 100balnik.com 14 образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение педагога в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учащихся, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником или группой учеников. Решение: Педагог должна доверительно поговорить с обоими учениками, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы их обоих. Например, постараться найти того, кто смог бы починить плейер. Оптимальный вариант решения проблемы - склонить учащихся к примирению без всяких условий и компенсаций. Но если такой