Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2022
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
2
Оглавление
Введение ..................................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ ................................................................................................................ 5 1.1. Понятие, признаки, механизмы формирования и распространения общественно опасного поведения ............................................................................................ 5 1.2. Причины общественно опасного поведения детей и молодежи ........................ 8 1.3. Виды общественно опасного поведения ............................................................ 11 1.4. Характеристика общественно опасного поведения несовершеннолетних ..... 13
РАЗДЕЛ 2. ПРОФИЛАКТИКА ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ .......................................................... 19 2.1 Нормативно-правовое регулирование сферы профилактики правонарушений обучающихся............................................................................................................................ 19 2.2. Условия и функции организации системы профилактики общественно опасного поведения обучающихся в образовательной организации ................................. 25 2.3 Взаимодействие специалистов в профилактике общественно опасного поведения несовершеннолетних: роль совета профилактики и службы медиации
(примирения) ............................................................................................................................ 28 2.4. Реализация программ формирования законопослушного поведения обучающихся............................................................................................................................ 33 2.5 Технологии раннего выявления обучающихся группы риска общественно опасного поведения ................................................................................................................. 37 2.6 Организация индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на профилактическом учёте ............................................................................. 39 2.7. Превентивная работа образовательной организации с родительским сообществом: трудности, возможности и направления....................................................... 43 2.8. Профилактика риска деструктивного поведения среди педагогов .................. 48
РАЗДЕЛ 3. ОПЫТ РЕГИОНОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ .................................................................................... 53 3.1
Региональные нормативно-правовые документы, обеспечивающие профилактику общественно опасного поведения детей и молодёжи ................................ 53 3.2 Лучшие региональные практики профилактики общественно опасного поведения обучающихся ......................................................................................................... 54
Заключение ....................................................................................................................... 57
Список источников .......................................................................................................... 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Анализ статистических данных динамики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации за последние 5 лет ...................................... 62
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
3
Введение
Общественно опасное поведение является предметом исследования и «связующим звеном» целого ряда наук: юриспруденции, криминологии, социологии, психологии, психиатрии, этики, педагогики, конфликтологии и других.
Юриспруденция под общественно опасным поведением понимает направленное против общества противоправное, осознанное, волевое, сложное по характеру действие или бездействие, нарушившее или создавшее реальную угрозу нарушения общественных отношений, взятых под охрану Уголовным кодексом. В уголовно-правовой доктрине чаще используют термин «общественно опасное деяние», где социально-психологическая основа поведения специально разложена на субъективные и объективные элементы и схематически преобразована. Стоит заметить, что термин «деяние» является более узким и специфически юридическим по значению, чем термин «поведение». Тогда как понятие
«общественно опасное поведение» совмещает и объективные, и субъективные признаки какой-либо негативной общественной практики.
Феномен общественно опасного поведения актуален и для других сфер, отраслей.
Универсальность данной категории проявляется в том, что она находит своё отражение во многих документах, научных текстах и практических разработках. Специалистами однозначно признается поведение общественно опасным в том случае, если оно посягает на интересы личности, общества и государства, охраняемые нормами уголовного закона, причиняя значительный вред этим интересам.
Превентивные технологии, нацеленные на предупреждение общественно опасного поведения несовершеннолетних, являются индикатором развитости системы борьбы с преступностью, их разработчики стремятся к постоянному повышению эффективности предупредительных мер, активно продолжается поиск инновационных подходов и способов предупреждения преступного поведения.
При большом разнообразии подходов к организации профилактической работы её единой основой выступает психологически безопасная и комфортная для обучающегося образовательная среда. Международная статистика указывает на очевидную связь между скулшутингом и школьным насилием. Из 37 нападений в США 71% нападавших подвергался буллингу; по данным европейских исследователей, в 88,1% случаев скулшутинга в школьной среде имел место буллинг, у 43% нападавших были конфликты с учителями. Оценка таких параметров среды, как уровень защищенности от насилия (со стороны других обучающихся, педагогов), принятия её ценностей и норм, сплоченность классного коллектива, степень удовлетворенности различными характеристиками взаимодействия в школе, является важной составляющей профилактики общественно опасного поведения.
Другим важным фактором, влияющим на эффективность профилактики, является создание такой воспитывающей среды, которая способствует формированию правильных ценностных ориентаций у обучающихся, обеспечивающих просоциальные установки, самоконтроль поведения и способность к морально-нравственному выбору в трудных жизненных ситуациях. Это, прежде всего, ценности человеческой жизни, прав и свобод человека; ориентация на здоровый и экологически целесообразный образ жизни, безопасный для человека и окружающей среды и снижающий опасности для человека, общества и государства; ценности социального взаимодействия (взаимопомощь, дружба, сострадание, волонтёрство), уважение закона и правопорядка.
Настоящие Методические рекомендации ориентированы на работников системы образования и содержат в сжатом виде информацию об организации профилактики общественно опасного поведения участников образовательных отношений.
В представленных материалах охарактеризованы признаки, причины, специфика и виды общественно опасного поведения несовершеннолетних; описано нормативно-
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
4 правовое регулирование профилактической работы в образовательной сфере; дано структурно-функциональное описание профилактики в образовательной организации. В краткой форме и систематизированном виде представлены технологии раннего выявления обучающихся с риском общественно опасного поведения; особенности индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на профилактическом учёте.
Затрагиваются такие важные аспекты, как превентивная работа образовательной организации с родительским сообществом и профилактика риска деструктивного поведения среди педагогов. Особое внимание уделено опыту регионов по организации работы по профилактике общественно опасного поведения участников образовательных отношений.
Основное назначение данных Методических рекомендаций заключается в повышении профессиональной компетентности специалистов, стимулировании их профессиональной рефлексии и конструктивного применения передовой научно- практической информации в решении превентивных и воспитательных задач. Для удобства текст сопровождается схемами, концентрированно отражающими основные концептуальные положения; параграфы насыщены гиперссылками на новейшие научные публикации (в электронном виде) о различных аспектах профилактики общественно опасного поведения, что при дополнительном интересе позволит пользователю перейти на соответствующий электронный ресурс.
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
5
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
1.1. Понятие, признаки, механизмы формирования и распространения
общественно опасного поведения
Общественно опасное поведение – исторически изменчивое понятие, на его трансформацию влияют политические, экономические, социальные и культурные процессы в конкретном обществе в конкретный исторический период.
Сам термин «общественная опасность» рассматривается в нескольких ракурсах:
- как ущерб общественным отношениям;
- как существенный вред охраняемым уголовным законом объектам;
- как атрибут поведения «зловредного причинителя», обязанного и осознающего необходимость воздерживаться от причинения ущерба общественным отношениям;
- как направленность деяния на причинение значимого вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям.
Очень часто по наличию общественной опасности разграничивают преступления и административные нарушения, делинквентность (противоправное поведение) и девиантность (поведение, отклоняющееся от социальных норм).
Хотя существует и точка зрения, что все правонарушения и девиантные формы поведения обладают общественной опасностью, их отличие заключается лишь в степени ущерба, в отсроченных последствиях и тенденциях к массовому распространению.
В дальнейшем, присоединившись к доминирующим устоявшимся научным взглядам, под общественно опасным поведением будет пониматься социальная характеристика только уголовно противоправных деяний, преступлений и уголовных проступков. Все остальные формы девиантности и правонарушений будут признаваться вредными для общественных отношений. Общественно опасное поведение отрицает основы общества, дестабилизирует функционирование социальных институтов, подрывает условия существования социума. Наносимый им ущерб выходит за рамки персональных или узко социальных интересов, ущерб причиняется социальному укладу, угрожает базовой системе социальных ценностей. Общественно опасное поведение нарушает самые важные, невосстановимые или очень трудно восстановимые общественные блага и ресурсы.
По сути, общественно опасное поведение проявляется в общественно опасном деянии, т.е. в конкретном преступлении.
Общественная опасность преступления отвечает нескольким критериям – обязательным и факультативным.
Дополнительно можно ознакомиться:
Бочкарев С.А. О природе общественной опасности преступления // Проблемы экономики и юридической практики. 2009. №5. https://cyberleninka.ru/article/n/o-prirode-obschestvennoy-opasnosti-prestupleniya
Опасность – это возможность чего- либо опасного, какого-либо несчастья, вреда(Ефремова Т.Ф.
Новый словарь русского языка.
Толково-словообразовательный. – М.:
Русский язык, 2000)
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
6
К обязательным критериям общественной опасности преступления относят:
1) деяние, затрагивающее значимые общественные отношения, которые нуждаются в уголовно-правовой охране от причинения им вреда социально опасным поведением;
2) деяние, обладающее вредоносным потенциалом, чревато причинением существенного вреда (созданием угрозы причинения такого вреда) объекту уголовно- правовой охраны;
3) деяние, в результате совершения которого наступают общественно опасные последствия;
4) деяние, характеризующееся виновным отношением субъекта к содеянному, выраженным в форме умысла либо неосторожности.
К факультативным критериям общественной опасности преступлений относят: признаки предмета преступления и потерпевшего от преступления; способ совершения преступления; время, место, обстановку, орудия, средства совершения преступления; мотив преступления; цель преступления; специальные признаки субъекта преступления.
Механизмы формирования и распространения общественно опасного поведения совпадают с общими механизмами девиантного поведении, в том числе:
- механизм массовой передачи деструктивного опыта под влиянием крупных социальных групп, основывающийся на культурно обусловленном одобрительном или лояльном отношении к каким-либо деструктивным проявлениям;
- механизм принятия человеком модели общественно опасного поведения под давлением авторитетных людей или личностно значимой группы;
- механизм закрепления деструктивности поведения через получение физического и психического удовлетворения от акта общественно опасного поведения;
- механизм закрепления деструктивности поведения через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний;
- механизм стимулирования активности посредством общественно опасного поведения;
- механизм осознанного саморазрушения, воспринимаемого как самонаказание через общественно опасное поведение;
- «оппозиционный» механизм, заключающийся в осознанном противостоянии социальной группе или социуму в целом через реализацию общественно опасного поведения.
Дополнительно можно ознакомиться:
Лопашенко Н.А., Голикова А.В., Кобзева Е.В., Ковлагина Д.А., Лапунин М.М., Хутов
К.М. Общественная опасность преступления: понятие и критерии верификации //
Правоприменение. 2020. №4. https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya-opasnost-prestupleniya-ponyatie-i-kriterii- verifikatsii
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
7
Схема 1.1. Критерии общественной опасности
Критерии общественной опасности уголовно противоправных деяний
(преступлений и уголовных проступков)
Обязательные
Факультативные
Деяние затрагивает значимые общественные отношения, которые нуждаются в уголовно- правовой охране от причинения им вреда социально опасным поведением
Деяние обладает вредоносным потенциалом, чревато причинением существенного вреда (созданием угрозы причинения такого вреда) объекту уголовно-правовой охраны
В результате совершения деяния наступают общественно опасные последствия
Деяние характеризуется виновным отношением субъекта к содеянному, выраженным в форме умысла либо неосторожности
Признаки предмета преступления и потерпевшего от преступления
Способ совершения преступления
Время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления
Мотив преступления
Цель преступления
Специальные признаки субъекта преступления
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
8
1.2. Причины общественно опасного поведения детей и молодежи
Общественно опасное поведение детей и молодёжи обусловлено несколькими причинами (предикторами, факторами, обстоятельствами), которые можно условно разделить на две крупные категории включающие, в свою очередь, два подвида.
В научных источниках выделяют экзогенные причины («внешние», средовые – то есть те, которые окружают индивида), и эндогенные («внутренние», персональные – то есть те, которые принадлежат индивиду, его организму и личности).
Экзогенные («внешние», средовые) дифференцируются на подвиды:
факторы внешней физической среды;
факторы социальной среды.
Эндогенные («внутренние», персональные) дифференцируются:
на персональные конституционально-биологические факторы;
на персональные психологические факторы.
Известно, что факторы внешней физической среды и персональные конституционально-биологические факторы поддаются лишь незначительному изменению. Чаще речь идёт лишь об их учёте при выстраивании профилактических и коррекционных воздействий. Тогда как факторы социальной среды и персональные психологические факторы поддаются значительному изменению.
К факторам внешней физической среды, влияющим на формирование и распространение общественно опасного поведения, учёные относят как природное окружение, так и пространственную организацию. Имеются данные о взаимосвязи определенных видов преступности с географическим расположением (например, связь выращивания и распространения наркосодержащих растений и климата), с космофизическими явлениями (например, всплески насильственных преступлений со стороны психически больных лиц в моменты резких изменений электромагнитных, акустических параметров обитания, обусловленных планетарными и метеорологическими обстоятельствами). Окружающая специфика застройки также относится к этой группе факторов (например, исследования Чикагской школы криминологии подтвердили влияние городской экологии и благоустройства пространства на девиантность и делинквентность в этой среде).
К факторам социальной среды, влияющим на формирование и распространение общественно опасного поведения, относят неполноценное или затруднённое функционирование основных социальных институтов. Так, общественно опасное поведение может быть обусловлено:
- дисфункцией политических и экономических институтов (несоответствием нормативно-правовых механизмов общественным и индивидуальным реалиям; ограниченностью социально-правового контроля противоправного поведения; неравномерным распределением общественных ресурсов, неравенством в возможностях достижения экономических целей и др.);
- дисфункцией института брака и семьи (общественно опасным поведением родителей; семейным насилием, деструктивными внутрисемейными конфликтами, нарушениями родительских моделей поведения и стилей воспитания и др.);
- дисфункцией институтов морали, нравственности и духовности, институтов образования и культуры (утверждением эгоистических, агрессивных ценностей; примитивизацией ценностно-смысловых ориентиров в обществе, недостаточной или ущербной правовой подготовкой подрастающих членов общества, утратой влияния учреждений культуры на правовую социализацию и др.);