Файл: Федеральнаяобразовательнаяпрограмма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф
ЕДЕРАЛЬНАЯ
О
БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
П
РОГРАММА
дошкольного образования

2
Структура федеральной образовательной программы
Вариативные формы, способы, методы и
средства реализации программ
Особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик
Содержательный раздел
Способы и направления поддержки
детской инициативы
Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся
Коррекционно-развивающая работа
Рабочая программа воспитания
Педагогическая диагностика
достижения планируемых результатов
Целевой раздел
Психолого-педагогические условия
реализации программы
Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
Кадровые условия реализации программы
Организационный раздел
Финансовые условия реализации программы
Режим и распорядок дня в дошкольных
группах
Календарный план воспитательной работы
Планируемые результаты
реализации программы
» В младенческом возрасте (к 1 году)
» В раннем возрасте
»
к 3 годам
»
к 4 годам
»
к 5 годам
»
к 6 годам
» К концу дошкольного возраста
Материально-технические условия
обеспечения программы, обеспечение
методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
» Перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации программы:
»
Перечень художественной литературы
»
Перечень музыкальных произведений
»
Перечень произведений изобразительного искусства
»
Перечень анимационных произведений
Пояснительная записка
» Цели и задачи реализации Программы
» Принципы и подходы к формированию Программы
» Значимые для разработки и реализации
Программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Задачи и содержание образования (обучения
и воспитания) образовательным областям:
» Социально-коммуникативное развитие
» Познавательное развитие
» Речевое развитие
» Художественно-эстетическое развитие
» Физическое развитие п
о в
о з
р ас тны м гр у
п п
ам


Цели и задачи Федеральной программы
14.1. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и
национально- культурных традиций.
Цель Федеральной программы достигается через решение следующих задач
:
»
обеспечение единых для
Российской
Федерации содержания
ДО
и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
»
приобщение детей к базовым ценностям российского народа;
»
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития:
»
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с
учетом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
»
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
»
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
»
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
»
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
3

Пример планируемых результатов к концу дошкольного возраста
из Федеральной программы
»
ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
»
ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
»
ребёнок владеет навыками личной гигиены, …;
»
ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения …;
»
ребёнок владеет средствами общения и
способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
»
ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение …;
»
ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
»
ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи;
»
ребёнок владеет речью как средством коммуникации,
ведёт диалог со взрослыми и
сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения,
владеет коммуникативно-речевыми умениями;
»
ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров,…;
»
ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы
России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы,
росте и развитии живых существ; …;
»
ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
»
ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации,
предлагает и объясняет замысел игры, …
4


Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
16.1. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение:
»
деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей,
»
способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Она позволяет:
»
выявлять особенности и динамику развития ребёнка,
»
составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы,
»
своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
5
Целевые ориентиры и педагогическая диагностика не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
»
аттестацию педагогических кадров;
»
оценку качества образования;
»
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
»
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

6

Планируемые результаты
Этапы наблюдения
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
I
II
I
II
I
II
I
II
1
ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное)
2
ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение
3
ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями; играет рядом
4
ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого
5
ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
6
ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели
7
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включённые в общение; может обращаться с вопросами и просьбами
8
ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам,
9
ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображённые на них
10
…...
Пример карты развития ребёнка (фрагмент)
Фамилия, имя ребёнка
Группа


Пример задач и содержания образовательной деятельности
в области речевого развития
из
Федеральной программы
Возраст от 6 до 7 лет
20.7.1. В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) Формирование словаря:
обогащение словаря: расширять запас слов, …
2) Звуковая культура речи:
совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка…
3) Грамматический строй речи:
закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, …
4) Связная речь:
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи…
5) Подготовка детей к обучению грамоте:
6) Интерес к художественной литературе:
20.7.2.
Содержание образовательной деятельности.
1) Формирование словаря:
педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли; …
2) Звуковая культура речи:
педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; …
7

Примеры взаимосвязи задач и содержания образовательной деятельности из Федеральной
программы
Содержание образовательной деятельности
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
Основные задачи
Педагог использует речевые ситуации и совместную деятельность для формирования коммуникативно-речевых умений у
детей,
закрепляет у
детей умение пересказывать литературные произведения по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание
Формировать представления о труде как ценности общества,
о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий
Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путём знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей.
Организует встречи детей с
представителями разных профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе,
организует просмотры видеофильмов,
мультфильмов,
чтение художественно литературы для знакомства детей с
многообразием профессий современного человека
В ОБЛАСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
в сфере трудового воспитания
8
В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ОБЛАСТИ


Примеры трудовых функций воспитателя
9
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013
№ 544н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
«
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
«
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка раннего и/или дошкольного возраста
«
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
«
Формирование психологической готовности к школьному обучению
«
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
«
Содействует получению дополнительного образования воспитанниками в соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников, совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников

Примерный режим дня в дошкольных группах в холодный период года
Организационный раздел ФОП ДО
Содержание
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Холодный период года
Утренний приём детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут)
7.00-8.30 7.00-8.30 7.00-8.30 7.00-8.30
Завтрак
8.30-9.00 8.30-9.00 8.30-9.00 8.30-9.00
Игры, подготовка к занятиям
9.00-9.20 9.00-9.15 9.00-9.15
-
Занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут)
9.20-10.00 9.15-10.05 9.15-10.15 9.00-10.50
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
10.00-12.00 10.05-12.00 10.15-12.00 10.50-12.00
Второй завтрак
10.30-11.00 10.30-11.00 10.30-11.00 10.30-11.00
Обед
12.00-13.00 12.00-13.00 12.00-13.00 12.00-13.00
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъём детей, закаливающие процедуры
13.00-15.30 13.00-15.30 13.00-15.30 13.00-15.30
Полдник
15.30-16.00 15.30-16.00 15.30-16.00 15.30-16.00
Занятия (при необходимости)
-
-
16.00-16.25
-
Игры, самостоятельная деятельность детей
16.00-17.00 16.00-17.00 16.25-17.00 16.00-16.40
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, возвращение с прогулки
17.00-18.30 17.00-18.30 17.00-18.30 16.40-18.30
Ужин
18.30 18.30 18.30 18.30
Уход домой до 19.00
до 19.00
до 19.00
до 19.00 10