Файл: Реферат по учебной дисциплине Правоведение по теме Ограничения прав и свобод человека в рф. Права и свободы человека в условиях чрезвычайного положения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основания ограничений прав и свобод личности имеют двойственную природу. С одной стороны, единственным основанием ограничений прав является, безусловно, закон. С другой стороны, основаниями ограничений прав человека выступают содержащиеся в законах факты совершения противоправного деяния, необходимость обеспечения реализации интересов и безопасности личности, общества и государства.

Классификация оснований ограничений прав и свобод разнообразна и может быть распределена по следующим критериям:

  • по конструкции законодательства:

  • международные (международно-правовые акты);

  • федеральные нормативные правовые акты;

  • подзаконные нормативные акты;

  • региональные;

  • местные;

  • по субъектам, на которых они распространяются:

  • защита индивидуальных интересов;

  • защита интересов государства и общества;

  • по степени законности: правовые и неправовые.

  • по степени значимости: первостепенные и дополнительные.

Права граждан могут быть ограничены государством в той мере, в какой это необходимо для предупреждения либо устранения вреда или иного ущерба, угрожающего правоохраняемым благам при использовании этих прав, если это невозможно осуществить другими средствами и причиняемый при этом вред правам граждан является наименьшим из возможных.

Четких критериев пределов ограничений прав и свобод не существует. Однако потребность в таких критериях заключается прежде всего в том, чтобы ограничения не превратились в препятствия для осуществления прав и свобод человека и гражданина, чтобы из необходимого и законного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные.

1.3 Принципы государственно-правового обеспечения ограничения прав и свобод человека и гражданина

По общему правилу принципы права, прежде всего, призваны служить ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности всех без исключения государственных органов. Причем именно неукоснительное соблюдение принципов права обеспечивает нормальное и единообразное формирование всей правовой системы в целом и в области ограничений прав и свобод человека и гражданина в частности.


Вопрос о принципах ограничений прав и свобод есть часть более общей темы правовых принципов. Именно принципы играют существенную роль в формировании самих ограничений прав и свобод человека и гражданина, отражая реальную потребность в их возникновении, применении, и, по образному выражению Д.А. Керимова, «сформулированы историческим опытом человечества и воплощают в себе представления о справедливости, гуманности, организации и порядке общественной жизнедеятельности».

Таким образом, «принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина» есть фундаментальные положения, которые на основе идей справедливости и свободы обеспечивают (призваны обеспечивать) соблюдение необходимого равновесия между интересами личностиобществагосударства.

Однако для признания тех или иных руководящих идей правовыми принципами требуется их официальное закрепление, в частности в Конституции Российской Федерации, т.е. идеи и установки должны быть облечены в высшую нормативно-правовую форму. Принципы ограничений прав и свобод личности, соблюдение которых обязательно в том числе и для России, содержатся в ряде международных правовых актах о правах человека (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Резолюция VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями 1990 г.).

Исходным принципом ограничений прав и свобод человека и гражданина является принцип всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина. Неслучайно данный принцип нашёл своё конституционное закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы являются ценностью». Таким образом, суть указанного положения сводится к следующему: правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности.


Глава 2 Права и свободы человека в условиях чрезвычайного положения.

2.1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью провозглашены права и свободы человека, а их соблюдение и гарантированная защита (ст. 45) вменены в обязанность государства. Данные конституционные положения формируют необходимость разработки унифицированного понятийного аппарата, который устанавливает взаимосвязь защиты прав и свобод человека с обеспечением его безопасности методами и средствами правовой системы Российской Федерации. Представляет особый интерес исследование государственного механизма обеспечения безопасности в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС), которая в зависимости от вида и масштаба может потребовать введения и чрезвычайного положения. В настоящее время ни одно государство, включая Россию, не застраховано от опасности терроризма, природных и техногенных катастроф, межнациональных и межконфессиональных столкновений, особенно на фоне возрастающей миграции населения во многих регионах. Политические, экономические, экологические и социальные реалии современной России прямо или опосредованно способствуют возникновению экстремальных ситуаций. Динамика роста числа и масштабов ЧС убеждает в необходимости создания эффективного государственного механизма для их правового регулирования на должном уровне и в рамках конституционности. На данный момент нет более важного вопроса, как в общетеоретическом, так и в научно-практическом аспекте, чем вопрос обеспечения безопасности. В связи с этим необходимо:

осуществить общетеоретический анализ чрезвычайных обстоятельств как оснований для принятия исключительных мер обеспечения безопасности;

сопоставить их с обычными полномочиями властных органов различных иерархических уровней;

выявить оптимальную степень ограничения конституционных прав и свобод субъектов защиты. В ст. 56 Конституции Российской Федерации говорится о том, что в экстремальных условиях для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут быть установлены отдельные ограничения относительно прав и свобод человека с указанием срока и пределов их действия. Защита прав и свобод человека и гражданина, а также осуществление мер по ликвидации последствий ЧС различной этимологии отнесены к ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Российская цивилистика с некоторого времени предполагает выдвижение на первый план права человека на безопасность, считая его опосредованным правом человека на жизнь. В правовой статус личности включаются не только конституционные права, но и возможность применения международных правовых норм для обеспечения ее безопасности. Эта проблема обеспечения безопасности человека является одной из важнейших, концепция национальной безопасности Российской Федерации отражает интересы человека в реализации его конституционных прав и свобод. Концептуальный подход состоит в том, что безопасность общества определяется личной безопасностью его индивидуумов, а безопасность государства определяется, в свою очередь, безопасностью общества. Таким образом, только на основании безопасности человека можно реализовывать меры по обеспечению безопасности общества и государства.


2.2 ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Политические права служат основой для иных прав, неотъемлемым условием их функционирования. Политические права, составляя основу демократии, ограничивают власть. Основная роль данного вида прав заключается в обеспечении полноценного участия любого гражданина в политической жизни страны. Таким образом, индивид становится участником политического народовластия. Конституция Российской Федерации тесно связывает политические права и свободы с обладанием гражданством. Согласно ст.ст. 30–33 именно в этом заключается их отличие от другого вида прав, данных человеку с рождения, а также в том, что политическими правами обладают только граждане Российской Федерации. Народ реализовывает власть, а гражданин (индивид) принимает участие в реализации государственной политической власти. От прочих конституционных прав политические права и свободы отличаются по ряду признаков: Во-первых, политические права обеспечивают взаимосвязь личных и общественных интересов. В то время как остальные известные виды прав нацелены на реализацию личного благосостояния и развития государства и общества. Во-вторых, отличительной особенностью политических прав является возможность для граждан управления как общественными делами, так и делами государства. В-третьих, уже упомянутый ранее признак индивидуального или коллективного способа реализации политических прав. Последним признаком отличия является прямая зависимость реализуемости политических прав граждан и уровня демократизма государства и политического режима в стране. Существует два вида политического участия, которые различаются между собой целями и статичностью реализации: активное участие и пассивное участие. Первое предполагает, что гражданин занимается политической деятельностью на добровольной и регулярной основе. Такое участие основано полностью на общественном (гражданском) долге, целях достижения общественного благополучия и чувстве солидарности с группой, осознании гражданином себя как части своего общества. Пассивное участие характеризуется эпизодичностью своей реализации и предполагает участие гражданина в выборах или референдумах.

Право на участие в управлении делами государства декларировалось в Конституции еще при тоталитарном режиме. Оно трактовалось как важное демократическое начало при организации сообщества и государственной ассоциации. В настоящий момент данный вид права закреплен в ст. 32 Конституции Российской Федерации как «право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». В ч.ч. 2 и 3 данной статьи также регулируется право граждан на возможность или невозможность «избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». В нынешнем законодательстве о референдуме и выборах прописаны самые широкие гарантии реализации этого вида прав. Основой референдума и выборов является общее равноправное и прямое волеизъявление и тайное голосование. При этом гражданам предоставляется возможность активного участия на протяжении всего процесса проведения референдума или выборов: возможность выдвижения кандидатов избирателями или путем самовыдвижения, организация предвыборной агитации, любые формы участия в формировании избирательной комиссии, которые установлены законом, и подсчет голосов. То, как граждане участвуют в управлении делами государства, выражается в их влиянии на работу представительных органов (депутатов), путем высказывания своего мнения о руководстве, направлениях политики и действиях государства, направленных, в частности, на обеспечение общества благоприятными социальными потребностями. Одним из основных способов участия в реализации власти на местах считается местное самоуправление. Эффективность реализации этого способа измеряется степенью активности и инициативности граждан в зависимости от их уровня правовой и политической культуры. На современном этапе стабильный уровень этих показателей имеет особое значение. У любого гражданина Российской Федерации имеется допуск к государственной службе, который будет соответствовать его способностям и профессиональной подготовке. Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации, важная форма привлечения к решению государственных дел – это участие гражданина в отправлении правосудия. В ст. 33 Конституции Российской Федерации описано право граждан на личные, индивидуальные, коллективные обращения в органы местного самоуправления или государственные органы, которое признается как наиболее верный способ для граждан проявить свою общественно-политическую активность и заинтересованность в делах государства и общества. Также это способ защиты собственных прав, более прочной зависимости действий государственного аппарата и населения и один из способов решения актуальных вопросов общества. Последовательность рассмотрения обращений граждан урегулирована в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».


Еще один способ реализации участия граждан в управлении делами государства трактуется в ст. 30 Конституции Российской Федерации – это право на объединение и создание профсоюзов. Это выражается в праве граждан на использование различных форм совместной организованной общественной деятельности, и является важным критерием для развития политической активности граждан в удовлетворении своих интересов. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» дает следующее определение: «общественное объединение – это некоммерческое, добровольное, самоуправляемое объединение, образованное инициативой граждан, сплотившихся общими интересами для реализации своих целей, прописанных в его уставе». В зависимости от цели создания того или иного общественного объединения определяют одну из пяти видов организационно-правовых форм их функционирования: общественную организацию, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Глава 3 ПРАВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

3.1 Порядок введения и отмены особых правовых режимов

Особые правовые режимы вводятся на территории РФ или в ее отдельных местностях на основании Указа Президента РФ. Незамедлительное сообщение о введении особого правового режима доводится Президентом до Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

В Указе Президента РФ о введении правового режима должны быть определены:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения того или иного правового режима;

-дата и время, с которого вводится правовой режим;

-границы территории, на которых вводится правовой режим.

Также Указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации включают:

- силы и средства, обеспечивающие данные правовые режимы;

- перечень чрезвычайных мер и пределы их действия;


- государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях правовых режимов.

Указ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

После обнародования Указ Президента РФ передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении Указа Президента РФ о введении правового режима рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 48 часов(для военного положения) и 72 часов (для чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации) с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении правового режима, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении правового режима принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением. Нельзя исключать возможности внесения Советом Федерации изменений и дополнений в текст рассматриваемого и утверждаемого указа Президента. Эти изменения и дополнения должны быть согласованы с Президентом и приняты им. В противном случае указ не может быть действующим актом.