Файл: 1. Теоретические положения компромата, заказных материалов, косвенной рекламы в практике современной журналистики 4.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и особенности компромата в журналистике
1.2 Заказные материалы в современной журналистики
1.3 Косвенная реклама в современной журналистики
2.1 Применения компромата в СМИ практический аспект
2.2 Практический анализ заказных материалов в СМИ
Содержание
Введение 2
1.Теоретические положения компромата, заказных материалов, косвенной рекламы в практике современной журналистики 4
1.1 Понятие и особенности компромата в журналистике 4
1.2 Заказные материалы в современной журналистики 8
1.3 Косвенная реклама в современной журналистики 10
2.Практический анализ использования компромата, заказных материалов, косвенной рекламы в практике современной журналистики 18
2.1 Применения компромата в СМИ практический аспект 18
2.2 Практический анализ заказных материалов в СМИ 20
2.3 Практический анализ косвенной рекламы в СМИ 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение
Актуальность исследования. Современные технологии позволяют небольшой группе людей или отдельному человеку влиять на создание, на ценности и установки огромного количества людей одновременно, без непосредственного контакта и взаимодействия с ними. Средства массовой информации, такие как газеты, журналы, телевидение, интернет-это именно тот канал, через который даже человек способен влиять на общество. Психологическое воздействие лежит в основе многих социальных процессов, и в последние годы характеризуется быстрым ростом числа исследований по формированию общественного мнения, манипулированию и технологиям воздействия. Компромат - «компрометирующий материал, информация, порочащая репутацию лица или организации, существующая в досье спецслужб или конкурентов, распространяемая конкурентами и недоброжелателями в СМИ и по другим каналам. Можно использовать компромат и для судебного преследования. В российской журналистике широко распространены выражения «слить компромат», «война компромата. В арсенале спецслужб есть одно из основных средств воздействия, запугивания, вербовки и, конечно же, поддержания собственного имиджа. Его использование-контрдействие, встречные ходы, одной из основных задач пиар–служб организаций является отслеживание возможного возникновения компромата в СМИ, интернет. Пиар-службы должны быть готовы принять меры быстрого реагирования, ослабить его влияние на общественное сознание.
Объект исследования – компромат, заказные материалы, косвенная реклама в журналистики. Предмет исследования – приемы и методы использования компромата, заказных материалов, косвенной рекламы в СМИ. Цель исследования – провести всесторонний анализ компромата, заказных материалов, косвенной рекламы в практике современной журналистики.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность компромата;
- определить особенности заказных материалов;
- провести анализ косвенной рекламы в современной журналистики;
- провести практический анализ на примере статей из СМИ применения компромата, заказных материалов, косвенной рекламы.
-
Теоретические положения компромата, заказных материалов, косвенной рекламы в практике современной журналистики
1.1 Понятие и особенности компромата в журналистике
Слово «компромат» достаточно активно употребляется как в разговорной речи, так и в СМИ. Был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что большая часть российских граждан знакомо с этим понятием в той или иной степени (78 % опрошенных), но часть респондентов не знает этого слова (это лица старше 50 лет, люди со средним образованием).
В контрразведывательном словаре дано такое определение понятию «компрометирующие материалы» - это фактические данные, которые сохранены на материальных носителях информации, о действиях или поступках конкретного человека или группы лиц. Они влекут за собой административное или уголовное наказание, резко порицаются обществом, так как являются нарушением норм поведения, морали, религиозных правил, обычаев, принятых в обществе. Но следует иметь ввиду, что одни и те же поступки и действия людей в той или иной стране могут оцениваться по-разному. Это зависит от правовых, моральных и политических устоев общества каждой конкретной страны.
Компрометирующую информацию используют с целью пресечения подрывной деятельности противника, а также в качестве основы для вербовки агентов. В словаре синонимов указаны следующие слова, заменяющие понятие «компрометирующий материал»: компромат, компра, черное досье, материал. В словаре финансовых терминов «компромат» - это оглашение сведений о каком-либо человеке, которые способны вызвать недоверие к нему, опорочить его репутацию или подорвать его авторитет (престиж).1
В современном жаргоне журналистов и политиков есть такое выражение, как «война компроматов», которое означает противоборство, противостояние влиятельных лиц, оружием каждого из которых является обнародование в СМИ компрометирующей информации на своего оппонента.
В словаре русского арго «компрометирующий материал» - это компромат или компромет, то есть сведения о ком-либо. В толковом словаре Ожегова С.И. слово «компромат» - это какие-либо документы или информация, порочащие чью-либо репутацию или деятельность. Например, собрать компромат на кого-нибудь.
В энциклопедии права даны такие объяснения, что такое компромат: это сокращенная форма от "компрометирующие материалы", используется в следственном жаргоне в значении обличительные документы, которые касаются шантажируемого, подозреваемого или подследственного человека. Ефремова Т.Ф. в толковом словаре дает два определения понятию. Это материалы, которые компрометируют или могут скомпрометировать человека. Обличительные документы на человека или группу лиц. 2
Компрометирующая информация – это улики, материалы, факты, которые компрометируют кого-либо. Обычно они представляют собой документы (фотографии, бумаги, видео или аудиозапись), которые содержат информацию, способную разоблачить незаконные или аморальные стороны деятельности человека или организации. Такого рода информацию они (те, кого компрометируют) хотели бы скрыть или утаить от общественности. Чем выше положение и статус человека в обществе, тем более губительным может для него оказаться компромат.
По способу выявления компромат может быть случайным (если вскрылись какие-то факты о человеке по стечению обстоятельств) или намеренным (в результате расследования и слежки). Сбором компромата занимаются обычно частные детективы или журналисты.
Использовать такого рода информацию могут для вымогательства или шантажа. Очень часто его используют в политике, редко предвыборная компания обходится без войны компроматов. Обнародование компромата всегда связано со скандалом. Такого рода информация может погубить карьеру человека, но способна дать совершенно противоположный эффект – стать дополнительной рекламой.
Очистительная функция компромата Обнародование компромата - это всегда скандал. Одни называют это расследованием, главные герои считают себя жертвами и кричат о «копании в грязном белье». Раскрытие такого рода информации важно для поддержания открытой власти. Всем известно, что множество бизнесменов, чиновников, политиков добились всего, что они имеют, не самыми честными и законными способами. Журналисты и частные детективы собирают и публикуют компромат на этих персон с доказательствами и фактами всех их незаконных деяний. В итоге те лишаются должностей, а в худшем случае – отправляются за решетку. Но самое распространенное явление — это побег за границу вместе со своими капиталами. Однако обнародованная компрометирующая информация существенно осложняет им жизнь за рубежом, а иногда приводит к экстрадиции обратно на родину.
Таким образом, компромат выполняет очистительную функцию в обществе и госструктуре. Он избавляет от коррупционеров, взяточников, аморальных чиновников. Компромат и шантаж Нередко компромат используют преступники с целью шантажа. Собрав его на человека, они предлагают выкупить сведения, принуждают к каким-либо действиям. Но на защиту встает Уголовный кодекс.3
Например, в конце 90-х XX века прошли судебные процессы, и многие преступники, среди которых были и журналисты, оказались за решеткой. 00:00 00:00 В мире политики частое явление - война компроматов, в которой нет победителей, а только проигравшие. Раскрытие обличающих материалов в политической сфере - совсем не редкость.
Например, обнародование в преддверии предвыборной компании 2016 года информации о личной жизни Касьянова Михаила. После заварушки в Куршевеле и обнародования информации Прохоров расстался со своим бизнесом. После обнародования информации об отмывании денег Сакуров лишился своей должности. Не обходится и шоу-бизнес без компромата. Интернет и СМИ пестрят информацией и фотографиями, где известные личности предстают не в лучшем виде. Но если в политике авторами компромата выступают третьи лица, то в шоу-бизнесе иногда и сами пострадавшие.
Итак, мы разобрались, что такое компромат, осталось понять, для чего он нужен и на кого его собирают. Его собирают преступники с целью шантажа. Как правило, он нужен на высокопоставленного чиновника или предпринимателя, то есть на того, кто готов заплатить за это деньги. Такого рода информацию собирают спецслужбы разных стран на дипломатов и чиновников из других государств, чтобы завербовать.
Например, во времена КГБ был создан специальный отдел, в котором работали красивые девушки, с помощью которых собиралась информация о высокопоставленных иностранных деятелях. Был даже придуман специальный термин «медовая ловушка». В наши дни никто не застрахован от порочащей его информации. Следует отметить, что компромат на начальников собирают и подчиненные предприятий, организации любой формы собственности и любого уровня. Интернет пестрит рекомендациями, как правильно это сделать, как корректно все оформить с юридической точки зрения. Отношение к компромату поменялось, и если раньше люди относились к нему брезгливо и считали негативным явлением, то сейчас относятся с интересом и считают, что компромат выполняет очистительную функцию в обществе.
4