Файл: Своеобразие японской цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Своеобразие японской цивилизации

Особенности японской культуры в значительной степени скла­дывались под воздействием демографической ситуации. Теснота добровольного проживания (основная часть населения расселена в гигантском мегаполисе на восточном побережье страны) сформировала специфический взгляд на мир. Действительно, население первой столицы Японии — Нара — составляло 200 000 чело­век (VIII в.); в Киото в 1681 г. проживало 580 000 человек; в Эдо (совр. Токио) в XVIII в. насчитывалось более 1 млн., и он был, по всей вероятности, крупнейшим городом мира. Это обстоятель­ство определило общую тенденцию к «миниатюризации», которая присутствует во всех областях жизнедеятельности, начиная от искусства выращивания карликовых деревьев — «бонсай» до поэти­ческих форм «танка» и «хайку».

Если характеризовать японскую культуру через зрительный код, то ее можно назвать «близорукой», в отличие от «дальнозоркости» равнинных народов, русских например. Японская куль тура как бы всегда смотрит под ноги: философское, абстрактное мышление — дело не японцев*. Точный глазомер, умение оперировать на малом пространстве, приводить его в высокоупорядоченное состояние способствовали скорому усвоению высоких технологий.

Основой японского менталитета всегда оставался синтоизм. Синто (букв. «путь богов») — религиозная система, сформировавшаяся в VIII в. Суть ее — в двух составляющих: во-первых, развитый культ предков; во-вторых, культы природных божеств. Образцы иконографии принадлежат к различным буддийским верованиям. Упрощенно их можно свести к двум основным направлениям буддизма — хинаяне (идея спасения человека путем подвижничества, аскетизма) и махаяне (идея совместного спасения благодаря Будде Амитабхе, в Японии — Амиде). Буддийский пантеон в Японии разнообразен, что отражено как в пластическом изображении, так и в живописном и графическом.

Главными сокровищницами древнего буддийского искусства являются храмы Хорюдзи, Якусидзи, Кофукудзи, Тодайдзи. Интерьеры этих храмов — своеобразная музейная экспозиция скульптуры, живописи, изделий художественных ремесел. Буддизм открыл Японии доступ к сокровищам мировой культуры. Однако, преодолев провинциальную обособленность, японцы создают великолепные памятники, не уступающие шедеврам мирового искусства. Однако дальневосточная живопись принципиально отличается от западной. Ей совершенно не известна техника масляной живописи. Она выполнена, как правило, или монохромной тушью, или сочетанием черной туши и темперы — чистой либо с добавлением восковой краски и туши с водяными красками (минеральными). Особенности живописи были заимствованы из Китая, в которой главную роль играет не объем, а линия, контур, почти полное отсутствие светотени, плоскостность; сохранились не только техника, но и сам типаж, сюжет, цвет, композиция.


К VII—VIII вв. относится зарождение японского театра. Уходя корнями в глубокую древность, театр к началу XXI в. сохраняет в неизменном виде мистерии кагура, танцевальные драмы гигаку, элементы дэнгаку (крестьянские песни), бугаку (культовые представления) и саругаку (форма народного фарса). Любовь к природе разлита во всей японской поэзии. Гармоничные отношения между человеком и природой — основа воздействия на природные силы. Сама поэзия — ритуального происхождения. Японский поэтический текст — бесчерновиковый. Дело в том, что стихи сначала необходимо огласить в команде или на турнире, на состязаниях в искусстве нахождения удачного продолжения поэтической реплики соперников, и только после этикетного оглашения стихотворение записывалось. Интересны истоки японской народ­ной музыки. Японские музыковеды (ИбаТакаси, Яманэ Гиндзи и др.) считают, что музыкальный лад других японцев родствен му­зыкальному ладу ряда народностей Дальнего Востока.

Важную роль в развитии высокой степени рефлексии японцев (прозы и менталитета) сыграл буддизм. Несмотря на то, что при сёгунате Тогукава (XVII—XVIII вв.) на первый план выходит синтоизм, дополненный неоконфуциантством, «свертывающееся пространство» японской культуры было доведено до своего предела буддийскими мыслителями. Понятия «взгляд в себя», «внутренний взор» были введены в японский культурный оборот дзэнским монахом Хакуином (1685—1768), как ступени для достижения просветления.

Своеобразная культура, благородная простота и сдержанность, гармония и целесообразность, красота и лаконичность, острая характерность искусства, а затем и техническое развитие Японии с давних пор вызывали интерес к этому народу; он не ослабевает и сегодня, оказывая благотворное влияние на культуру многих народов. Сама же Япония на протяжении почти всего известного нам исторического периода осознавала себя как периферию ци­вилизованного мира и никогда, за исключением последних полутора столетий, не претендовала на роль культурного, политичес­кого и военного центра.

Исторический изоляционизм привел к консервации особеннос­ти местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая стойкое убеждение в некоей особенности Японии, ее культуры и исторического пути, уникальности японского языка, неповторимости красот японского пейзажа. А. Тойнби отмечал, что для любой на­ции было бы ошибкой пытаться создать «национальную культуру абсолютно свободную от какого-либо зарубежного влияния». Японцы уверены, что они — совершенно особые люди, отделенные от остального мира. Действительно они возросли на почве беспрецедентной изоляции, в которой Япония оказалась начиная с XVII в. — периода Токугавы, когда под страхом смерти запрещались все поездки за рубеж и даже не принимались японские рыбаки, потерпевшие крушение и спасенные иностранцами. Япония прожила затворницей более двух веков — до 1853 г., когда командор Мэтью Перри подошел на семи черных кораблях к берегам Японии и под дулами корабельных орудий потребовал, чтобы Япония открыла свои порты для торговли с внешним миром. Японцы до сих пор

чувствуют себя неуютно среди иностранцев, называя их «гейдзин» — «внешние люди», так еще не став страной с развитым интернациональным мышлением и соответству­ющей организацией.

Между тем японский народ проявил удивительную способность к восприимчивости постижении других цивилизаций, к изменяю­щимся условиям мирового рынка; это их огромное преимущество. Другим важным качеством японцев признана их целеустремленность. Они смотрят на рынок как на поле боя. Они отовсюду стре­мятся получить информацию, анализируют сотни возможных вариантов. Человеческий «материал» Японии — следствие образа жизни японцев и их системы образования: успех зависит не от способностей, а от усердия в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи.

Часть философии, часть образа жизни японцев — качество и эффективность: «Качество — это состояние сознания, производи­тельность — это способ добровольного поведения». Эти философские воззрения нашли прекрасное воплощение через координирующее нововведение в управлении — создание Японского цент­ра производительности (ЯЦП) и Премии за качество им. Демпинга, которая присуждается 4 раза в год корпорациям, заводам, отдельным людям за выдающиеся достижения в области качества.

Новая социотехническая форма производственной культуры как система целей предприятия, программ и методов их достижения стала известна как «тойотизм» (по названию фирмы «Тойота», где она первоначально внедрена). «Тойотизм» довольно гуманная концепция предприятия: во-первых, упор делается на производство продукции определенного высокого качества, на гибкое реагиро­вание на изменение запросов потребителей; во-вторых, отказ от прежней системы внутренней социально-экономической организации предприятия, стержнем которой было жесткое администрирование, в пользу возможно большего расширения круга активных участников внутрипроизводственного управления. Эту новую концепцию четко отличает и существенно иной подход к формированию информационных потоков на предприятии — постоянное зарождение, обсуждение организационно-управленческих и производственно-технических идей и конкретных решений на всех уровнях структурной организации предприятия, постоянный обмен информацией между разными уровнями: движение информации не только «сверху вниз» и в пределах каждого уровня, кол­лективное обсуждение и принятие решений, обмен опытом между работниками одного и того же уровня. В этом суть интеграции коллектива с предприятием.


В одной области задругой — полупроводниковой промышленности, солнечной энергетике, оптических линиях связи, новых металлах и сплавах, керамике, видео- и стереооборудовании, автоматизации производства и робототехнике — Япония составляет весьма серьезную конкуренцию западным странам. Японские исследователи начинают работать в областях, куда из западных ученых редко кто «забирался»: это оптические компьютеры, биочипы, подводные роботы и др. Они используют новые, неизвестные на Западе подходы в научных исследованиях, изучают возможность создания электронно-вычислительной техники очередного поколения — биокомпьютера, который будет иметь развитую па­мять и быстродействие человеческого мозга.

В 1980 г. был провозглашен проект «Технополис», новый дерзкий план создания сети из городов науки по всей стране. Его создатели сдвигают острие национальной политики с развития промышленности на поощрение творческой активности и инновационного процесса. В технополисах должны сочетаться наука, технология, традиционная японская культура на основе создания новой общности творческих и всесторонне развитых людей. Поэтому зоны технополисов состоят из трех взаимосвязанных райо­нов: промышленной зоны, где расположены фабрики, распределительные центры и конторы; научного городка из университетов, государственных исследовательских институтов и лабораторий НИР корпораций; жилых кварталов для исследователей и их семей. Основные работы по созданию технополисов взяли на себя префектуры и городские власти. Успехи японской цивилизации второй половины XX в. образно названы «японским чудом».