Файл: Свобода и ответственность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Мирного Архангельской области

Ул. Ломоносова, 18А

Тел. 8 (818-34) 5-41-14,

E-mail: MirnySchool3@yandex.ru
Сценарий воспитательного мероприятия
7 класс
Тема: «Свобода и ответственность»

Составил:

учитель истории и обществознания

Лукашов Виктор Витальевич

г. Мирный, 2022

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

11- 13 лет / 5-7 класс

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

В основе Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России – формирование целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Данное мероприятие может быть интегрировано в урочную и внеурочную деятельность.

Классный руководитель реализовывает воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся: познавательную, игровую, художественную.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Являясь учителем истории и руководителем отряда правовых волонтеров МКОУ СОШ № 3, одним из главных ориентиров в работе для меня выступает правовое просвещение обучающихся. Знание своих прав и обязанностей, понимание понятий «свобода» и «ответственность» формируют у обучающихся такие ценности, как гражданственность, правомерное поведение, толерантность, уважение к правам и свободам других людей.


Цель: формирование духовно- нравственной культуры личности через развитие понимания осознанного отношения к своим поступкам и ответственности за них.

Задачи:

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать желание быть духовно – нравственным  человеком;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

- создать условия для осознания учащимися основных понятий;

- уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»;

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Планируемые  результаты:

личностные

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в обществе и на природе; развитие начальных форм саморегуляции своих эмоций.

  • Обучающиеся должны прийти к выводу о том, как важно быть ответственным за свою жизнь и  здоровье, а также заниматься самосовершенствованием.

  • Развитие умения адекватно оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, инициативу, неудачи.

  • Развитие умения проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.

предметные

  • Формирование первоначальных представлений о свободе, праве и ответственности и их связи.

  • Введение в активный словарь обучающихся понятий «отношения ответственности», «преднамеренность», «ответственность перед кем – то» и «ответственность за кого – то».

метапредметные: (регулятивные УУД,  познавательные УУД,  коммуникативные УУД)


  • Развитие умения постановки вопросов и поиска ответов на них.

  • Обучение итоговому контролю деятельности.

  • Овладение навыками оценивания аргументированности доказательств и рассуждений.

  • Развитие умения находить в тексте информацию с учетом поставленной  учебной задачи, приводить примеры.

  • Развития умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

  • Овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.

Урок-игра

Отличительными особенностями данной формы проведения воспитательного мероприятия является, с одной стороны самостоятельность в принятии выбора и своей точки зрения, с другой стороны - необходимость умения во взаимодействии с другими людьми. Именно это и необходимо для достижения поставленной нами цели.
Педагогическая технология/ методы/ приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.

Для достижения планируемых результатов используются следующие формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа с источником информации.

Методы: беседа, рассказ, обсуждение, иллюстрирование, игра
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально- технические, информационные и др.)

Для классного руководителя: компьютер, интерактивная доска, магниты для доски, листы с высказываниями для кластера.
Сценарий воспитательного мероприятия

«Свобода и ответственность. Правовая игра»

(Технологическая карта. Приложение 2)

1. Вводное слово учителя (2 минуты)

Здравствуйте, ребята. Каждый из, нас, людей, проживает свою жизнь ярко и неповторимо. И на протяжении всей нашей жизни мы всегда взаимодействуем с другими людьми. И, конечно же, возникает вопрос - а на основе чего происходит общение между людьми. Чтобы понять это, я попрошу вас разгадать два ребуса, и тогда мы с вами узнаем тему нашего сегодняшнего занятия. (Приложение 1)


Итак, вы правильно сказали, сегодня мы с вами будем обсуждать такие явления, как свобода и ответственность людей.

Теперь, ребята, давайте поделимся с вами на несколько команд по 5 человек. Обратите внимание, у каждого из вас лежит текст задания.

2. Упражнение «Новая планета». (7 минут)

«На земле произошла катастрофа, и вся жизнь оказалась уничтожена. Вы - единственные из всех людей, для кого нашлось место на ракете, которая летит на новую планету. Эта планета очень похожа на Землю, на ней есть горы, озера, моря и атмосфера, позволяющая нам дышать. Там есть природа, леса, травы, фрукты на деревьях, овощи и животные. Единственное, чего нет - это людей, вы - первые. Постепенно вы размножаетесь, и вас становится больше. У вас, как самых первых людей, есть привилегия - определить, какие правила будут действовать на этой планете. Итак, ваше задание - придумать 7 правил, которые будут касаться всех людей, чтобы они могли жить счастливо».

А). Правила необходимо записать на листе бумаги, также необходимо придумать название планеты.

Б). После нескольких минут обсуждения каждая группа представляет свои правила, на доске представлены выдержки из Всеобщей декларации прав человека.

Учитель: Как вы можете видеть, ребята, многие из ваших правил совпадают с тем, что принято в нашем мире, с теми свободами и правами, которые имеет каждый человек.

3. Конкурс «Своя Игра». (12 минут)

Учитель - Так давайте же познакомимся с теми правами и свободами, которые имеет каждый человек, независимо от своего возраста, пола, национальности и другого.

На доске выводится содержание игры. Команда, которая первая ответила на вопрос стоимостью 10 баллов, начинает игру. Команды самостоятельно выбирают ячейки на вопросы, на которых хотят ответить. Отвечает один человек из команды, ответы-выкрики не засчитываются.

Категории вопросов: «Ребусы», «Пословицы», «Возраст», «Анаграмма», «Сказки о правах».

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем.

Итак, ребята, мы с вами познакомились с правами и свободами человека. А теперь давайте обсудим, что же такое свобода.


4. Кластер «Свобода». (3 минуты)

Свобода –это

  • Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

  • Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-либо, чего-либо, или связи с кем-либо, чем-либо, мешающим, стесняющим.

  • Возможность действовать в какой-либо области без ограничений, запретов, беспрепятственно. 

  • Непринужденность, отсутствие связанности. 

  • Свободное, незанятое время.

5. Работа со словарём (4 минуты)

У вас на столах лежит толковый словарь С. Ожегова. Найдите определение свободы в словаре.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Толковый словарь С.И. Ожегова

А вот какие определения мы нашли в большом энциклопедическом словаре и словаре В. И. Даля. (на экране)

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Большой Энциклопедический словарь

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

Словарь В.И. Даля

6. Разбор ситуаций в группах (8 минут)

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

Учитель - Как вы можете увидеть, за каждый из своих поступков человек должен отвечать, это и значит - нести ответственность.