Файл: Введение. В последние десятилетия транснациональным корпорациям уделяется много внимания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Японские капиталовложения были тесно связаны с торговлей и осуществлением экономической стратегии. Япония рассматривала свои вложения как инструмент поддержки и расширения своей роли в мире.

Внедрение в экономику США и в меньшей степени в экономику Западной Европы японских ТНК изменило отношение между передовыми странами. В результате покупки американских фирм, расширения своего долевого участия в них, создания совместных предприятий в таких сферах как автомобилестроение, электроника, сталелитейная промышленность, японские вложения переместились из сферы производства простейших компонентов в сферу самых высоких технологий.

В середине 1980-х годов японские автомобильные корпорации превратились в первых из четырех важнейших групп производителей автомобилей. Такое активное проникновение японских ТНК в экономику США вызвало бурную реакцию в этой стране. Например, губернатор штата Колорадо Ричард Лам заявил об осуществлении экономического колониализма Японией.

Японцы перенесли свои соревновательный динамизм на американский рынок. Торговые барьеры па японские товары оказали парадоксальный эффект на усиление соревнования Японии и США, и в целом, японские корпорации добились преодоления этих барьеров, укрепили свое влияние на американской земле. Протекционистская политика США и рост японо-американского корпоративного сотрудничества оказали серьезное влияние на продажи стран Европейского Сообщества и США. Необходимо сказать также о том, что ряд высокопоставленных групп США весьма негативно реагировали на "вторжение" Японии в американскую экономику, особенно, в отрасли высокой технологии. Они стали проявлять такой же страх как перед лицом этого проникновения как раньше Западная Европа и другие менее развитые страны испытывали в отношении проникновения американских ТНК. Все это оказало существенное воздействие на изменение мировой экономики в целом.

Таким образом, мы можем сказать, что транснационализация японской экономики стала одной из примечательных черт международной экономической и политической жизни. Делая некоторые обобщения о деятельности ТНК в конце нынешнего века, необходимо подчеркнуть, что в своей значительной части они остаются американскими, и в меньшей степени европейскими, в ряде случаев резко возвышаются японские корпорации и корпорации некоторых новых индустриальных стран, особенно Южной Кореи. Они используют такие преимущества как экономика размеров, низкие транспортные издержки, а также некоторые другие преимущества. Эти корпорации нашли для себя хорошую нишу во многих странах, которые они успешно используют в настоящее время.



Глава III.
ТНК как фактор осуществления глобального влияния.
1. Взаимоотношения ТНК и государства.

Широкое распространение и рост ТНК в период после Второй мировой войны является одним из важнейших феноменов последнего времени, что породило многочисленные его исследования. Как уже отмечалось, при определении самого понятия ТНК самими исследователями обращается внимание на то, что они владеют, контролируют, производят или оказывают услуги вне той страны, где они обоснованы, отмечается неоднозначный характер собственности ТНК, которая может быть частной, государственной или корпоративной (смешанной). По-разному оценивается роль ТНК в мировом экономическом развитии и в международных отношениях, Но во всех странах общепризнанным является факт очень широких возможностей ТНК и неуклонного расширения их деятельности вне национальных границ. Обще признана также их роль в широких вложениях капитала в национальную экономику. Сама оценка деятельности ТНК дается весьма различно, начиная от крайне позитивной и заканчивая крайне негативной. В качестве негативных факторов выделяется то, что внедряя современные технологии, ТНК резко увеличивают безработицу, ухудшают финансовые балансы и нарушают правила нормальной конкуренции. Во многих странах указывается на то, что собственность и контроль над ключевыми экономическими секторами переходит в руки иностранных предприятий, что оказывает существенное влияние на политический суверенитет и на изменение социокультурных ценностей, т.е. внесение зарубежных ценностей и принижение роли или полное уничтожение местных ценностей. Широко обсуждается также проблема влияния ТНК на увеличение благосостояния местного населения, причем мнения высказываются самые различные, от того, что они поднимают, до признания, что они снижают благосостояние. Обсуждается их взаимодействие с профсоюзными организациями в странах, дискутируется роль ТНК в формировании и реализации интересов потребителей, качества и цен товаров, ими производимых.

Одной из чрезвычайно сложных и противоречивых проблем, которой дается разная характеристика в трудах зарубежных авторов, является проблема взаимоотношения ТНК с национальными правительствами. Здесь можно выделить три основных подхода: либеральный (ортодоксальный), марксистский (радикальный), националистический (неомарксистский) . Каждый из них по-своему интерпретирует взаимоотношения ТНК и их национальных правительств.


За последние тридцать лет эти отношения претерпели большие перемены: от конфликтов к сотрудничеству. Если раньше правительства пытались ограничить деятельность ТНК, то сегодня ТНК рассматриваются ими как средство укрепления национальных позиций, создания национальных преимуществ.

Система отношений между государством и ТНК представляет собой диалектическое единство противоречий. С одной стороны, ТНК являются важным инструментом внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, и государство не может не использовать это в интересах своего утверждения на мировой арене. С другой стороны, единство интересов не исключает наличие противоречий, главным из которых является противоречие между интернациональным глобальным характером операций ТНК и территориально ограниченной юрисдикцией государства. Государство постоянно пытается утвердить контроль над вывозом капитала, товаров, технологий. ТНК осуществляя спою стратегию получения долгосрочных прибылей, оказывают воздействие на экономическую конъюнктуру страны-базирования или принимающей страны, и в результате вступают в противоречие с определенными мерами государственного регулирования экономики.

Дж. Даннинг в своей статье "Правительство и ТНК: от конфронтации к кооперации" развивая свою "эклектическую теорию, исследовал отношение между правительствами и ТНК за последние три десятилетия и оценил перспективу их развития. Вот основные его положения:

1. в прошлом государственная политика в отношении ТНК не была явно связана с общей государственной стратегией либо потому, что ТНК контролировали крайне незначительную часть экономики, либо потому, что правительство считало результаты регулирования деятельности ТНК незначительными;

2. сегодня правительства вынуждены рассматривать достижения сравнительных преимуществ в области ресурсов, которые находятся под их юрисдикцией, как самостоятельную экономическую цель, отводя все большее значение как внешним, так и внутренним инвестициям. Это произошло вследствие сближения экономических структур стран. Кроме того, ТНК становятся все более независимыми в выборе места размещения своих филиалов.

Действия правительств в 1960 - 1970-е годы Дж. Даннинг оценивает как нерегулярные и не скоординированные ими попытки разработать экономическую стратегию и тактику с учетом роста прямых зарубежных инвестиций, обычно приводили к конфронтации с

ТНК, причем первые стремились увеличить свою долю за счет деятельности ТНК.


В 1980-е годы глобализация экономики и научно-технический прогресс способствовали переоценке правительствами политических последствий деятельности ТНК и изменению отношения к ним.

В 1990-е годы, правительства стали играть координирующую роль в использовании производственных возможностей, и зарубежные инвестиции рассматриваются как дополнение к внутренним- Они разрабатывают политику, стимулирующую приток иностранных инвестиций в их страны и повышающую конкурентные преимущества их ТНК на зарубежных рынках.

Стратегическое единство интересов ТНК и государств вполне конкретно проявляется и в том факте, что государственная политика, партийная система, армия не могут существовать без опоры на финансово-техническую поддержку ТНК. В постоянную долю издержек, необходимых для внешнеэкономической экспансии ТНК, превратились расходы чисто политического порядка. Так, стоимость парламентских выборов в Японии за последние двадцать лет увеличилась в 70 раз. Общие расходы по выборам президента и состава Конгресса США выросли с 1976 года по 1980 год со 160 млн. долларов до 2,2 млрд. долларов.

Естественно, невозможно получать от какой-либо организации многие тысячи долларов и при этом не попадать под ее влияние. Действительно, 87 % корпораций считают, что эти "пожертвования" в итоге выливаются в выгодное для них законодательство и политический курс.

Целевой формой связи большого бизнеса с органами государственной власти является система лоббирования, направленная на отстаивание интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК включает в себя целые отделы корпораций и их объединений, различные неформальные контактные организации, фонды, бюро и т. д. Они ставят своей целью оказывать влияние на принимаемые законодательные акты, деятельность партий, результаты выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты используют различные методы: организации кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками госаппарата для дальнейшего влияния на их решения; финансирование предвыборных кампаний, деятельности политических партий и другие.

В ходе проведения конкретной политической кампании ТНК могут мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий субподрядчиков, банкиры - своих клиентов.

Кроме того, в последние десятилетия ТНК не ограничиваются только финансированием каких-нибудь политических деятелей. Крупнейшие владельцы ТНК сами входят в состав правительств и баллотируются на посты глав государств. Так, в правительстве Р. Рейгана каждый четвертый член был мультимиллионером. Более того, многим из них были вверены государственные посты в секторах экономики, в которых они до назначения имели крупные финансовые интересы.