ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Общее описание места прохождения практики
Компания AST – один из лидеров дистрибуции алкогольного рынка в России.
Юридический адрес: 117216, Г. Москва, ул. Старокачаловская, д.3, к.3.
Миссия компании представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 –Миссия компании AST
-
Анализ организационной структуры учреждения
Рисунок 2 –Организационная структура компании AST
-
Анализ внутренних и внешних нормативных документов, регламентирующих работу психолога в данном учреждении.
В компании присутствует корпоративный психолог.
Обязанности корпоративного психолога включают в себя:
-
Проведение собеседований с претендентами на ту или иную должность, составление их психологического портрета и определение их профессионального потенциала; -
Консультирование сотрудников при появлении личных психологических проблем; -
Составление планов работы с персоналом и проведение тренингов по повышению мотивации сотрудников; -
Работу по повышению коммуникативных связей в коллективе; -
Разработку предложений по улучшению психологического климата в компании и повышению эффективности работы сотрудников; -
Участие в разработке долгосрочных планов развития компании; -
Консультирование руководства по кадровым вопросам, особенно при назначении сотрудников на руководящие должности; -
Участие в совещаниях и консультациях по текущим вопросам корпоративного развития.
Его работа регламентирована следующими нормативными документами.
Это специалист по созданию благоприятного психологического климата в коллективе и повышению эффективности трудовой деятельности сотрудников.
Корпоративный психолог является штатным сотрудником компании и наделен определёнными полномочиями. Он проводит собеседования с претендентами и сотрудниками, составляет их психологический портрет, дает рекомендации по улучшению условий работы коллектива.
К нормативным правовым документам, регламентирующим деятельность психолога, в первую очередь отнесем следующие:
- Конституция Российской Федерации;
-Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
В частности, важно обратить внимание на следующие статьи гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», игнорирование которых может повлечь за собой серьезные правовые последствия.
Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 21. Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления.
Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
В разделе 2 Постановления Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 дается определение понятия «психологическая поддержка, ее направления, цели и методы». В частности, записано, что «психологическая поддержка осуществляется в целях:
1) психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
2) предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях».
Раскрывая данные направления, в Постановлении отмечается, что «психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей». Гарантией данной работы является компетентность специалистов, профессиональная и правовая ответственность.
Локальными нормативными актами. Регулирующими деятельность психолога являются Положение о психологической службе на предприятии, должностная инструкция психолога
-
Ознакомление с Положением о психологической службе, должностными инструкциями психолога
Психологическая служба - подразделение, реализующее практическое использование психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в компаниях и организациях.
Функции психологической службы организации:
- социально-диагностическая - исследования коллектива и его отдельных групп, анализ проблемных, конфликтных ситуаций, прогнозирование реакции персонала на принятое руководством решение;
- психологическая;
- тренинговая;
- консультационно-психологическая.
В ходе прохождения практики были исследованы Положение о психологической службе, должностная инструкция психолога. Они представлены в приложении к данному отчету.
-
Разработать совместно с руководителем практики план работ. Определить цели, предстоящие задачи, алгоритм работы в рамках поставленных задач.
Цель: ознакомление с деятельностью корпоративного психолога в организации.
Задачи:
-Определение текущих проблем с персоналом в организации.
-Проведение исследования по выявленной проблематике.
-Формирование рекомендаций и методического материала по выявленной проблематике исследования в организации.
-
Описать состав и структуру учреждения: контингент сотрудников, руководящий состав, специфика деятельности учреждения; описать алгоритм работы психолога в данной организации; перечислить сферы его деятельности
В компании психолог выполняет несколько функций – экспертную (или исследовательскую), консультативную, педагогическую и просветительскую.
-
Экспертная (исследовательская) функция. Задача психолога – провести экспертизу: изучить механизмы поведения конкретного человека и группы людей, их взаимоотношения в конкретной ситуации. Специалист формулирует гипотезы, выбирает методы и методики, измерительные инструменты, фиксирует и обрабатывает полученные в ходе исследования данные, анализирует и готовит экспертное заключение. Такая оценка позволяет руководителю увидеть, что происходит в компании, и учесть рекомендации эксперта при принятии решения. -
Консультационная функция. Компетентный специалист помогает разрабатывать различные методы управления социальным развитием компании, персоналом, предлагает возможные варианты улучшения организации труда. -
Психолог подсказывает, как оптимально использовать личностные качества и профессиональные возможности конкретного человека, например, при приеме на работу или при ротации кадров. Не все руководители имеют достаточный опыт в психологии, управлении, поэтому консультационная помощь квалифицированного специалиста, его видение ситуации, независимая оценка могут быть весьма кстати. Психолог-консультант может быть универсалом или специализироваться в какой-то узкой области – например, психологической диагностике. -
Психологическая и просветительская функция. Интерес к психологии как к эффективному средству решения многих проблем в личной или семейной жизни, в профессиональной сфере продолжает расти. С этим связана еще одна функция организационного психолога – просветительская. Он обучает, наставляет, делится опытом и своими психологическими знаниями, которые его «ученики» могут использовать, чтобы добиться определенных целей, в том числе – чтобы с легкостью выстраивать и поддерживать отношения с окружающими, по максимуму использовать свой внутренний ресурс.
-
Описать рабочее место психолога, основные этапы его психологической работы, ключевые области деятельности данной организации
Рабочее место психолога - это пространство личности сотрудников компании, пространство межличностных и функциональных отношений людей, пространство технологий деятельности, пространство корпоративной культуры организации.
Рабочее место психолога - это информационное пространство компании. Следовательно, велико значение организации баз данных, которыми он может оперировать.
Информационное обеспечение своей профессиональной деятельности - тонкий и точный инструмент и показатель квалификации специалиста по персоналу, это — критерий его профессионального потенциала.
Рабочее место психолога в организации-это его личный кабинет.
Практический психолог в организации решает множество самых разных задач, которые можно разделить на три категории:
1. Работа с персоналом:
-
изучение и оценка профессиональных способностей, деловых качеств (например, при аттестации сотрудников, при ротациях или приеме новых сотрудников на вакантные должности); -
консультирование; -
профориентация; -
повышение квалификации; -
социально-психологическое обучение (направлено на совершенствование коммуникативных навыков и умений работать в команде, преодоление барьеров в общении, эффективную организацию времени, отработку техники ведения переговоров, разрешения конфликтов и т.д.); -
работа с кадровым резервом; -
помощь в адаптации новых сотрудников в компании, в улучшении взаимодействия начальника с его подчиненными; -
индивидуальные консультации для управляющих.
2. Организация труда:
-
анализ личности отдельного сотрудника (его отношения к работе, удовлетворенности тем, что он делает, мотивации) и коллектива в целом; -
исследование условий, в которых люди работают, выявление недостатков; -
анализ организации рабочих мест, их безопасности; -
разработка системы мотивации для повышения эффективности; -
аттестация должностей; -
разработка должностных инструкций, профессиограмм, описание должностных обязанностей; -
создание комфортной среды в компании; -
участие в маркетинговых исследованиях; -
формирование и поддержание положительного имиджа компании.
3. Социальное планирование и организационное управление:
-
участие в разрешении конфликтных ситуаций, в разборе жалоб; -
посредничество в ведении переговоров персонала с администрацией; -
повышение лояльности персонала к компании; -
улучшение дисциплины труда; -
разработка эффективных приемов мотивации, поощрения и наказания сотрудников; -
формирование сплоченной команды; -
наблюдение за социально-психологическим климатом в компании, его оздоровление; -
профилактика конфликтов; -
формирование корпоративной культуры; -
психологическая помощь и поддержка сотрудников в условиях реорганизации, нововведений.
-
Наблюдение за работой психолога в рассматриваемой структуре
Психолога в рассматриваемой структуре оказывает психологическую помощь, которая имеет такие формы, как:
-
Психологическая диагностика. Именно с нее начинается путь нового сотрудника в компании. Практический психолог определяет, насколько потенциальный кандидат подходит на вакантную позицию, соответствует ли требованиям, обладает ли необходимыми личностными качествами и ресурсами. Далее специалист проводит периодическую психодиагностику персонала компании, чтобы определить, кому из сотрудников нужна психологическая помощь. Если при первичной психодиагностике будут выявлены какие-либо проблемы, может потребоваться более детальное обследование, которое позволит подтвердить или опровергнуть гипотезу о причинах психологических проблем и найти варианты решения. -
Психологическая коррекция. Это направление психологической помощи включает коррекционную работу и психопрофилактику.
Психокоррекция необходима, если психодиагностика выявила отклонения от нормы в поведении конкретного сотрудника или группы сотрудников. Коррекционная работа может быть индивидуальной и групповой. В первом случае психолог создает условия, в которых клиент проявляет себя, осознает свои ошибки, учится управлять своими эмоциями, развивает навыки самоконтроля, усваивает новые нормы и эталоны поведения и получает при этом обратную связь от специалиста. -
Групповая психокоррекция направлена на развитие коммуникативных навыков, умения адекватно воспринимать окружающих и самого себя, способность перестраиваться, гибко реагировать на меняющиеся условия. Такая работа помогает сплотить группу, улучшить психологический климат, развить профессиональную компетенцию. Основные методы психологической коррекции – ролевые игры, тренинги, дискуссии. -
Психологическая профилактика помогает предотвратить сложности во взаимоотношениях сотрудников, облегчает адаптацию, предупреждает психотические и невротические расстройства, повышает стрессоустойчивость, улучшает социально-психологический климат в коллективе, предупреждает межличностные конфликты. -
Психологическое просвещение обогащает знаниями, умениями и навыками в области психологии не только топ-менеджеров, но и рядовых сотрудников компании. Такая работа может проводиться в форме лекций, семинаров, бесед, тренингов, кинопросмотров с последующим обсуждением сюжета и анализом поведения героев истории. -
Психологическая консультация может понадобиться каждому сотруднику компании, который оказался в непростой жизненной ситуации. Совет компетентного специалиста поможет выстроить отношения с кем-либо, преодолеть психологические трудности, избавиться от комплексов. -
При планировании и проведении психологических консультаций психолог использует индивидуальные психологические карточки, в которых содержится вся необходимая информация о каждом сотруднике. Материал для такой картотеки дает психодиагностика. -
Социально-диспетчерская работа. Если психолог не может помочь сотруднику решить его проблему, он находит другого специалиста и переадресует задачу ему, отслеживает ход работы, оказывает психологическую поддержку.