Файл: Доклад Развитие Искусства и Культуры в Марийском Крае в xx веке.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад

Развитие Искусства и Культуры в Марийском Крае в XX веке

В 1921 — 1922 годах, когда, свирепствовал голод, все средства были брошены на спасение жизней людей. На культуру, просвещение денег-негне и сил не оставалось. В это время тот небольшой подъем в культурном развитии марийского населения, который начался в годы гражданской войны, был приостановлен и многие позиции утеряны. Про-изошло большое сокращение числа школ, клубов, изб-читален, библиотек.

С 1923 года закрытые школы, а также учреждения культуры вновь стали открываться и работать, а в последующие годы их количество значительно увеличилось.

Большинство детей школьного возраста, а с 1930 года — все, были охвачены обучением, причем на родном языке. Примечательно то, что школы с обучением на родном языке работали во всех без исключения местах компактного проживания марийского населения. Раз-вернулась борьба за ликвидацию неграмотности взрослых. Этим занимались не только учителя, им помогали и ученики. К концу 30-х годов неграмотных среди марийцев осталось всего несколько процентов.

В этих условиях требовалось все больше учителей, особенно мари. Их готовили педагогические техникумы: Краснококшайский (Йош-кар-Олинский), Сернурский, Горномарийский (до 1927 года располагался в бывшем Михайло-Архангельском монастыре на Суре, за-тем был переведен в Козьмодемьянск и стал называться Козьмодемьянским), Краснокамский (в Николо-Бе-резовке) в Башкирии, Урал-мари пед-техникум в г. Красноуфимске Свердлов-ской области, Яранский в Кировской области.

При Казанском университете от-крылся Марийский рабфак (рабочий факультет). А в Восточном педагогическом институте (г. Казань) было создано марийское отделение. Его первым заведующим стал известный еще с дореволюционного времени просветитель Леонид Яковлевич Мендияров. На базе этого отделения в 1931 году в Йошкар-Оле открылся Марийский педагогический институт, готовящий учителей, в том числе марийского языка и литературы. Это -кузница марийской интеллигенции. В 1932 году открылся Поволжский лесотехнический институт (сейчас МарГТУ). ПЛТИ играл важную роль в подготовке инженерных кадров для страны в годы индустриализации. Выпускники работали в отечественной лесной промышленности, работая директорами, главными специалистами лесхозов, леспромхозов, лесных трестов и других лесных предприятий, организаций.


Развивались научные исследования языка, культуры, истории марийского народа. Большой вклад в это внесли первые ученые-мари В. М. Васильев, Т. Е. Евсеев, М. Н. Янтемир, Ф. Е. Егоров и другие. Агроном В. П. Мосолов, уроженец села Мари-Турек, стал первым вице-президентом Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук. В Йошкар-Оле открылся Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Его первым директором стал В. А. Мухин, который являлся не только известным общественным деятелем, но и писателем, и видным ученым.

Это было время расцвета марийской литературы; она успешно развивалась во всех жанрах. Признание народа получили произведения С.Г. Чавайна, особенно драматические ("Ямблат кувар", "Мукш отар", "Акпатыр" и др.). Н.В. Игнатьев и М. Шкетан (Я. П. Майоров) освоили новый в марийской литературе жанр романа, успешно раз-вивали сатиру и юмор. Блеснул талантом молодой поэт Олык Ипай, за короткий срок, выпустивший 10 сборников, написавший первый в родной литературе роман в стихах.

Марийский передвижной театр, возникший в годы гражданской войны как любительский, от самодеятельного уровня поднялся до профессионального, получил собственное красивое здание в г. Йош-кар-Оле. при нем сформировалась группа талантливых артистов (Анастасия Филиппова, Филипп Лебедев, Нина Конакова и др.), вырос первый национальный режиссер А. И. Маюк-Егоров.

Замечательный киноактер Йыван Кырла получил мировую известность, сыграв роль Мустафы в фильме "Путевка в жизнь".

С простейших обработок народных песен берёт своё начало профессиональное музыкальное искусство народа мари. Этому во многом способствовала неутолимая деятельность И.С.Ключникова-Палантая, композитора и хормейстера. Первый марийский композитор И. С. Ключнкиов-Палантай про-славился новаторским подходом к марийскому хоровому искусству, разработал многоголосное исполнение народных песен в собствен-ной обработке, со своим хором успешно выступил на первой Всесоюзной Олимпиаде хоров в Москве и занял 2-е место. Песни Палантая, его знаменитые обработки народных мелодий стали популярны-ми в народе, вошли в золотой фонд марийской культуры.



В двадцатые годы широко развернулась деятельность Якова Андреевича Эшпая, неутомимого собирателя марийского музыкального фольклора, активного пропагандиста хоровой музыки.

Тридцатые годы – новый этап в развитии национального искусства. Окончили Московскую государственную консерваторию будущие марийские композиторы

Н.Сидушкин, Я.Эшпай, Л.Сахаров, А.Искандаров; Московский государственный техникум им. Н.А. Римского-Корсакова – К.Гейст. С их приездом в Йошкар-Олу начинается интенсивный рост музыкальной культуры в республике.

В 1933 году на базе музыкального училища был создан первый профессиональный хоровой коллектив – Марийская хоровая капелла, заслуга в организации которой

принадлежит композитору А.И.Искандарову. После рождения филамонии (1938) хоровой коллектив соединился с танцевальной группой, существовавшей с 1929 года, и стал называться государственным ансамблем песни и танца "Марий Эл" (1939). В 1940 году при ансамбле был организован первый в республике профессиональный ансамбль гусляров, которым долгое время /1948-1955/ руководила одна из лучших исполнительниц на гуслях А.Р. Сидушкина.

В 1934 году по инициативе композитора Н.А. Смирнова–редактора музыкального вещания Марийского радио были сделаны первые звуковые записи народных песен и произведений марийских композиторов. Теперь уже более широкий круг слушателей мог познакомиться с профессиональной марийской музыкой.

Крупным деятелем художественной культуры страны стал художник А.В. Григорьев. Занимаясь огромной организаторской работой среди советских художников, руководя Ассоциацией художников революционной России и Союзом Советских художников, работая старшим инспектором по изобразительному искусству в Наркомпросе РСФСР, он, однако, находил время и для собственного творчества, создал ряд первоклассных произведений, которые хранятся в музеях и картинных галереях нашей страны и за рубежом. Известным художником был Константин Егоров, посвятивший свое творчество в основном отображению жизни и быта родного края древних времен.

Наряду с профессиональным искусством развивалась художественная самодеятельность. В городах и селах создавались и работа-ли драматические, хоровые, музыкальные и иные кружки.


Это время характерно не только несомненными достижениями в культурной жизни. Идеология "новой" культуры была довольно жестка. Ограничивалась деятельность старой интеллигенции, дети "кулаков" не допускались в учебные заведения, из духовной жизни из-гонялась религия, как христианская, так и языческая. Закрывались церкви, жестоко преследовались (даже сильнее, чем при царе) языческие моления, сжигались и вырубались во многих местах священные рощи, уничтожались другие культовые памятники марийцев.