Файл: Устройство, то и ремонт газораспределительного механизма ЛадаГранта Шимон Ярослав Васильевич.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 570
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Срезание зубьев случается по причине слабого натяжения ремня. Такая неисправность ГРМ к катастрофическим последствиям не ведет, но работа двигателя может быть нарушена. Машина может не завестись. Среди причин можно выделить также заклинивание шкива распредвала, а также несносность.
Выемки на зубцах ремня происходят по причине чрезмерно низкого натяжения. Еще это возникает из-за потерь натяжения в процессе эксплуатации.
Трещины спинки ремня. Здесь специалисты выделяют перегрев ремня, эксплуатацию в низких температурах. Кроме этого, причиной может стать изношенный направляющий ролик.
Износ краёв ремня. Если ремень визуально сильно изношенный с одного из краев, то, возможно, есть повреждения на фланце или несносность. В таком случае его нужно однозначно менять.
Цепь
Долгое время считалось, что цепь значительно надежней ременного привода. И это действительно так, но и цепь далеко не бессмертна. Случаются и неисправности цепи ГРМ. Если рвется ремень, то существует пусть небольшой, но шанс спасти мотор. В случае с обрывом цепи ситуация может быть значительно хуже. Цепь массивнее ремня, и если оборвется, то буквально перемалывает двигатель. Происходит сильное повреждение клапанов и поршней. В целом, неисправность цепи одна – она рвется.
Среди причин можно выделить качество масла. Ресурс цепи составляет 250 тысяч километров, но так долго они редко ходят. Широко известны случаи, когда цепь в двигателе обрывало при пробеге 100, а также 60 тысяч километров. Но это чаще заводской дефект в конкретных автомобилях. Нередко неполадки связаны не только с маслом, но и с ошибками инженеров.
Признаки износа. О изношенной цепи скажут несколько симптомов. Чтобы не пришлось делать капитальный ремонт двигателя (который обычно очень дорогой), необходимо по мере растягивания менять цепь. Если двигатель работает на холостом ходу грубо и неравномерно, то цепь уже «подходит». Такая работа мотора связана с тем, что изменились фазы газораспределения. Если цепь стрекочет в режиме холостого хода, то это также один из признаков, что вскоре могут случиться непоправимые неисправности привода ГРМ. Если после удаления крышки видно, что натяжитель вышел на свое максимальное расстояние, если на зубьях звездочек появится износ, то лучше всего выполнить замену цепи.
Техническое обслуживание и ремонт ГРМ
Замена ГРМ Лада Гранта 8 клапанов требуется раз в 75 тысяч километров пробега. Если игнорировать плановую замену ремня, натяжного ролика и помпы (насоса охлаждающей жидкости), то можно нарваться на серьезный ремонт двигателя Лада Гранта. Ведь обрыв ремня газораспределительного механизма практически всегда приводит к повреждению клапанов, седел клапанов и даже поршней. Поэтому к приводу ГРМ нужно относиться очень внимательно. Раз в 15 тысяч необходимо обязательно осматривать ремень на предмет разрывов, трещин, отслоений или замасливания.
После замены ремня, важно следить за качеством сборки и моментом затяжки болтов. Чрезмерное натяжение ремня снижает срок его службы, а также срок службы подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика. Недостаточное натяжение ремня тоже приводит к его преждевременному выходу из строя и может вызвать нарушение фаз газораспределения.
Замена ГРМ является важнейшим элементом грамотного обслуживания автомобиля. Ведь в случае проблем с приводом газораспределительного механизма, обрыва ремня, это гарантированный дорогостоящий ремонт двигателя Лады Гранта. Ведь встреча клапанов с поршнями особенно на 16-клапанном моторе Гранты неизбежна.
ГРМ16-клапанной версии мотора Гранты.
По данным производителя зубчатый ремень газораспределительного механизма Лады Гранта нуждается в проверке каждые 15 тысяч километров. Проблемы обычно возникают не из-за ремня, а из-за роликов, которые вырабатывают свой ресурс. Поэтому лучше лишний раз проверить привод ГРМ, чем потом заниматься дорогостоящим ремонтом двигателя.
Проверку состояния и регулировку натяжения ремня привода ГРМ Лада Гранта проводим на холодном двигателе (15–35 °С). Для осмотра ремня следует демонтировать верхнюю крышку привода. При этом для удобства лучше снять бачок омывателя стекла.
Распределительный вал в четырехтактном двигателе обеспечивает открытие и закрытие клапанов в головке цилиндров и, таким образом, контролирует газообмен в двигателе. Для этого на распредвале есть кулачки (как правило, их количество соответствует количеству клапанов в двигателе), которые преобразуют вращательное движение распределительного вала в движение хода клапанов. Если кулачок распредвала выдвигает клапан вниз (через толкатель или коромысло), открывается вход или выпуск в головке блока цилиндров двигателя. Затем клапан закрывается. Его задвигает назад пружина клапана.
Распределительный вал постоянно подвергается силам трения. Если распредвал окажется сильно изношенным, двигатель не будет развивать полную мощность. А выход распредвала из строя, как правило, приводит к дорогому ремонту, вплоть до замены головки блока, клапанов и даже ремонта блока цилиндров. Правильная дефектовка распределительного вала сэкономит немало времени и сил при ремонте.
Дефект 1. Сильный износ и задиры на рабочих поверхностях кулачков распределительного вала.
Причины:
— Работа двигателя с недостаточным давлением в системе смазки.
— Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере.
— Работа двигателя на некачественном масле.
— Сильный перегрев, приводящий к разжижению масла.
— Попадание в масло топлива (бензина или дизтоплива), приводящее к разжижению масла.
— Работа двигателя с засорённым масляным фильтром.
— Работа двигателя на грязном масле.
— Большой пробег двигателя.
— Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.
— Дефекты гидрокомпенсаторов.
— Дефекты и повреждения деталей привода клапанов (толкателей, штанг, коромысел).
— Неверно установленные фазы газораспределения.
Что делать:
Замена распределительного вала. Проверка, регулировка и при необходимости ремонт клапанного механизма. Замена гидрокомпенсаторов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и головки блока. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные производителем сроки, замена моторного масла и фильтра. Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.
Дефект 2. Прогиб распределительного вала.
Во всех вышеизложенных случаях обязательно проверяйте изгиб распределительного вала. Распределительный вал укладывается на призмы, установленные на металлической плите. С помощью стрелочного индикатора, установленного на стойке, проверяем прогиб опорных шеек, вращая распред вал рукой. Изгиб не должен превышать: для легковых моторов 0,005 мм; для грузовых моторов 0,01 мм. При большем прогибе распредвал подлежит замене!
Дефект 3. Трещины распредвала.
Причины:
— Попадание в цилиндр посторонних предметов.
— Разрушение ремня или цепи привода газораспределительного механизма.
— Неверно установленные фазы газораспределения.
Как правило, в результате описанных причин происходит соударение поршней и клапанов. Через детали привода клапанов энергия ударов передается распредвалу, что может привести к образованию трещин. В большинстве случаев трещины приводят к поломке распредвала прямо во время работы двигателя.
Что делать: При наличии трещин распределительный вал ремонту не подлежит! Замена распредвала.
Дефект 4. Выработка и царапины на поверхности под сальники распределительного вала.
Причины:
— Длительная работа двигателя.
— Попадание посторонних частиц в моторное масло.
— Неаккуратное обращение с распредвалом при замене сальников на двигателе.
Что делать:
При наличии незначительных царапин возможна шлифовка поверхностей под сальники. При наличии незначительной выработки устанавливаются новые сальники с небольшим осевым смещением. В противном случае — замена распредвала.
Дефект 5. Разрушение шпоночных пазов и посадочных мест под установочные штифты, а также под шкивы или шестерни привода распредвала.
Причины:
— Неправильная затяжка болтов, крепящих шкивы или шестерни.
— Биение шкивов или шестерён.
— Последствия аварии, при которой произошла деформация моторного отсека.
Что делать:
Замена распредвала.
Дефект 6. Разрушение резьбы в крепёжных отверстиях.
Причины: Неправильная затяжка крепёжных болтов.
Что делать:
Замена распредвала.
Обычно распределительный вал в двигателе автомобиля может служить весь срок службы автомобиля. Это означает, что распредвал может прослужить примерно 200 000-300 000 километров пробега автомобиля (именно такой средний срок службы устанавливают сегодня для большинства автомобилей многие автопроизводители). Тем не менее существуют случаи, когда распредвал выходит из строя намного раньше. Например, при заводском браке распредвала. Или же когда автовладелец использовал автомобиль в экстремальных условиях или часто ездил на высоких оборотах. Естественно, при появлении дефекта распредвала требуется его восстановительный ремонт или покупка нового компонента. Кстати, в прошлом восстановительный ремонт был популярным средством. Ведь помимо некоторой экономии денежных средств ремонт распредвала в некоторых автомобилях давал небольшой прирост мощности. Дело в том, что в свое время было модно растачивать распределительные валы, проводя их шлифовку и т. п. Сегодня же расточка и ремонт распредвала менее популярны.
Безопасные условия труда
Одно из требований инструкции касается средств индивидуальной защиты. Сотрудники станций по ремонту транспорта должны надевать СИЗ в зависимости от видов ремонта:
При разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:
- костюм защитный;
- фартук резиновый;
- сапоги резиновые;
- перчатки резиновые или силиконовые.
При ремонте и техническом обслуживании других узлов и агрегатов авто:
- костюм защитный (вискозно-лавсановый);
- рукавицы комбинированные.
При работе с этилированным бензином, горючими и химическими жидкостями дополнительно надевают:
- фартук прорезиненный, полиэтиленовый;
- перчатки резиновые.
Если ремонт проходит на улице:
- куртка с утеплителем;
- брюки либо полукомбинезон утепленные.
Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости, соблюдать правила личной гигиены. Мастерские по ремонту транспорта относятся к опасным для экологии и человека предприятиям. Поэтому мероприятия по охране труда, проводимые на СТО, направлены на снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье сотрудников мастерской.
К общим требованиям техники безопасности во время ремонта или диагностики транспорта на СТО относятся такие правила:
-
не работать под автомобилем, который приподнят на домкрате, но не установлен на подпорки; -
не смотреть на сварочную дугу без защитных затемняющих очков или маски сварщика; -
поддерживать порядок на рабочем месте, класть инструмент, расходные материалы, приспособления на свои места после использования; -
не отступать от правил охраны труда, чтобы быстрее выполнить поставленную задачу; -
перед поднятием автомобиля на платформе убедиться в исправности подъемного устройства, правильном распределении баланса машины между передними и задними опорами; -
не использовать подъемник, если паспортный вес автомобиля больше, чем грузоподъемность оборудования; -
подает автомобиль на смотровую яму только сотрудник СТО совместно с помощником, контролирующим процесс; -
для защиты от скатывания машины с подставок, домкрата используется стояночный тормоз транспорта и дополнительные противооткатные башмаки; -
не перепрыгивать смотровые ямы, переходить только в местах укладки специальных настилов; -
пятна масла, отработанных жидкостей засыпают древесными опилками для впитывания; -
запрещается курение, использование открытого огня в помещении и на территориях автомастерской; -
запрещено выполнять ремонт в подкапотном пространстве с запущенным двигателем авто, кроме тех случаев, когда это нужно для устранения неисправности; -
если работы проводятся с запущенным двигателем, на выхлопную трубу следует надеть патрубок вытяжки для отвода продуктов горения; -
перед разбортировкой колес из них спускается воздух.