Файл: Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды — после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа.

Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце «поворачивается на лето», предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название — календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель — обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

Существенную роль в общественной жизни крестьян и городского населения у русских, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ — подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой. Еще в начале XX в. обрядовый календарь, содержащий многие напластования отдаленных времен, на большей части территории расселения русских сохранял свою традиционную специфику, хотя многие архаические обряды к тому времени ушли из жизни, а смысл других был забыт, и они, смешавшись с необрядовыми бытовыми формами, воспринимались как праздничная забава. Общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях, имевших множество локальных различий.


В Давние времена человек познавал себя через природу, а природу наделял человеческими свойствами. Он одухотворял и придавал особую магическую силу солнцу и огню, земле и временам года, разнообразным природным процессам, стихиям и животным. Земля, вода, лес заселялись добрыми и злыми духами. Вера в загробную жизнь и взаимосвязь живых и мертвых способствовала возникновению культа предков.

Почти все языческие божества, полубожества, духи обладали общей «чертой характера»: они были привередливы и не постоянны. В одних случаях «помогали», в других «вредили» человечеству, поэтому их нужно было задобрить, расположить к себе жертвоприношениями и магическими действиями - обрядами, сопровождавшимися определенными словами и песнопениями. Обряды сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, обряды духовно сплачивали народ: общественный, общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, троицы, свадеб и горе похорон. Особенностью обрядов является их удивительная устойчивость, основанная на вере в магическую силу ритуалов. Бережно передаваемые из рода в род, обряды выполняли роль исторической памяти, осуществлял связь поколений. В обрядах воплотилось не только народное мировоззрение, но и народная психология и этика, эстетический вкус и практическая мудрость, наконец, трудовые навыки.

В фольклористике принято народную обрядность делить как бы на два раздела: обряды, обусловленные хозяйской деятельностью людей (земледелием, животноводством, рыболовством, охотой.) и обряды семейные, связанные с главными этапами жизни человека - с рождением, вступлением в брак, проводами в армию, смертью.

Основным занятием русского крестьянства было земледелие, оно и обусловило большинство трудовых обрядов. Земледельческие ( аграрные ) обряды приурочены к работам крестьянина в течении всего года, поэтому их принято называть календарными.

Цели и задачи курсовой работы

Цель курсовой работы: Раскрыть календарные праздники, обряды летнего периода.

Задачи:

изучить и проанализировать литературу и периодические издания по данной теме;

показать общие и особенные праздники и обряды летнего периода;

рассмотреть праздник как феномен культуры;

выявить обрядовую поэзию в праздниках и обрядах.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения народного 

художественного творчества в календарных обрядах


1.1  Характеристика календарных  праздников и обрядов весенне-летнего цикла.

В условиях современности актуальными являются вопросы, связанные с традиционным народным художественным творчеством. Его история включает явления всей жизни прошлого, получившие материальное воплощение: жилище и хозяйственные постройки, мебель, орудия труда, домашнюю и курительную утварь, средства передвижения, ткани, одежду, предметы народного прикладного искусства, предметы религиозных культов и др. История календарно-обрядового народного художественного творчества тесно связана с эволюцией традиционного быта и нравов, историей религий.

Основными видами народного художественного творчества этносов выступали ремесло, обрядовый и игровой фольклор и др.: «…в родных напевах, – пишет И.П. Сахаров, – которые так сладко говорят русской душе о родине и предках; в наших сельских думах, которые так умильно вспоминают о горе дедовском; в наших сказках, которые так утешно радуют русских детей; в наших играх, которыми утешается молодёжь после тяжких трудов; в наших свадьбах, в которых так резво веселится пылкая душа мужающих поколений; в суеверных поверьях нашего народа, в которых отражается общая мировая жизнь, – вмещается вся русская жизнь».

Большую роль народное художественное творчество играло в календарных обрядах и праздниках. Рассмотрим далее определение данных понятий.

Праздник – сложная социокультурная система, охватывающая различные стороны духовной жизни общества и состоящая из множества структурных элементов, связанных между собой и изменяющихся во времени и пространстве.

Праздники – сложное, содержательно насыщенное явление народной жизни. Они ярко раскрывают богатство духовного мира народа, его лучшие народные качества. По своему живому, общительному характеру тувинцы расположены к праздникам. Общность условий жизни, близость к природе, а точнее – растворение в ней, подлинные взаимопонимание и взаимопомощь, характерные для прошлой жизни тувинцев, наполняют традиционно – обрядовые действия высоким, вдохновенным, поэтическим чувством, которое охватывает, вероятно, почти всех участников праздничного действия.


В разных языках праздник преимущественно трактуется как «святой, священный день (евр., англ., польск., укр.)», «хороший, благоприятный день» (бур., монг.), «праздный день» (русск., бел.) и т.д. Истинной причиной возникновения праздников как элемента общечеловеческой культуры является результат накопления людьми, человечеством в целом культурного опыта, объективно нуждающегося в качественно иных, чем обыденная жизнь, проявлениях.

Обряды и праздники – важнейший элемент традиционно-бытовой культуры народа.

Обряд (ритуал) – совокупность символичных стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определённые коллективные чувства. Ритуалы возникли ещё в первобытном обществе, где они были важной формой объективизации мифов. В отличие от других социальных действий ритуал не имеет непосредственного предметного результата.

Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение, и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно - эстетический фон на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, не смотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий. Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный миру. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются сейчас редко, даже в узловые моменты жизни человека, семьи, народа, государства, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Обрядами отмечались все трудовые циклы – пахота, сев, жатва, сбор урожая, охота, путина. Каждый обряд содержал в себе большой запас художественных средств народного праздничества.


В широком смысле слова обряд – это строй, порядок, уклад жизни семьи, трудовых коллективов. С помощью обрядов и обычаев определялись и регулировались все отношения, вся производственная деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались народные песни и танцы, художественные символы и орнаменты, народный эпос. Возникая на основе производственной деятельности людей, обряды являлись и средством их общения, и средством выражения коллективных и общественных эмоций. В противоположность религиозным народные обычаи и обряды соответствовали общественным, демократическим потребностям общества. В них отражались характерные черты трудовой деятельности и быта народа, его языка и искусства, и опыт, передаваемый новым поколениям. Люди пытались задобрить силы природы: солнце, чтобы оно хорошо согревало посевы; дождь, чтобы он вовремя поливал урожай; ветер, чтобы не было ураганов и бурь и. т. д. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни. До прихода христианства на Русь эти обряды были чисто языческими, а после крещения Руси в 988 году жизнь народа протекала в рамках православного христианского годового круга.

Слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare - «выкликать».

Календарь – исторически сложившаяся система членения, счета и регламентации годового времени, организующая обрядовый цикл (календарные обряды), хозяйственную и бытовую практику, в значительной мере также и верование, и бытование фольклора.

В структурном генетическом отношении народный календарь представляет собой сложное переплетение многих относительно автономных моделей: распорядка христианских праздников, постов и мясоедов, календарей солнечного, лунного и вегетативного; земледельческого, скотоводческого, охотничьего, пчеловодческого и т.д., брачного (свадебного) и поминального, демонологического, фольклорного. Каждая из этих моделей образуют особый цикл и соотносится с особым кругом верований о природе и человеческой жизни; вместе с тем они взаимосвязаны. Сам народный славянский календарь с его названиями месяцев родился безусловно в земледельческом обществе, так как он делит время по ходу земледельческих работ: сечень, сухой, березозол, травень, кветень, серпень, вресень (от «врещи» -молотить). Поэтому он назывался у славян месяцеслов. В былинном эпосе главнейшая фигура богатыря – Микула Селянинович, пахарь. Вместе с тем, возникла необходимость создания солнечного и лунного календарей у славян. Славянский солнечный календарь построен на астрономических расчетах зодиакальных знаков, а не созвездий, так как смена времен года и отличие природных явлений основаны на движении Земли вокруг Солнца и высоты его расположения над горизонтом. Разница между действительным расположением известных 12-ти созвездий и аналогичных им знаков Зодиака объясняется прецессией равноденствия. Это понятие, часто сокращаемое до «прецессии», относится к