Файл: Литература. Часть первая.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предлагаемый курс лекций представляет собой расшифровку магнитофонной записи и предназначается, в первую очередь, студентам очного и заочного отделений Православного Богословского Института.
Иерей
Введ ение
Литература.
Часть первая
Разд ел I
1. Понятие од огматическом богословии. Предмет догматического богословия. Понятие од огматах
1.2. Свойства догматов. Теологично сть (вероучительно сть).
1.2.2. Богооткровенно сть.
1.2.3. Церковность. Законообязательно сть (общеобязательность. Догматы и богословские мнения. Догматы и догматические формулы и богословские термины. Догматические системы (исторический обзор. Причины появления догматов. Основные принципы раскрытия содержания догматических истин. Назначение догматов. Усвоение догматических истин человеческим сознанием. Развитие догматической науки. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Теория догматического развития. Православный взгляд на развитие догматической науки. Задачи и метод богословской догматической науки
Литература
Разд ел II
1. Священное Писание о Священном Предании. Понятие о Священном Предании. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Понимание Священного Предания в современном православном богословии. Формальное предание. Древние символы и исповедания веры. Соборные вероопред еления.
2.3.3. Творения святых отцов и учителей Церкви. Литургическая практика Церкви. Символические книги Православия Раздел. Богопознание в жизни христианина. Естественный и сверхъестественный путь богопознания. Естественное богопознание (естественное Откровение. Сверхъестественное богопознание. Характер и границы богопознания. Споры о характере и границах богопознания в IV веке. Евномианская доктрина. Учение о богопознании великих Каппад окийцев и святого Иоанна
Златоуста
2.2. Споры о характере и границах богопознания в XIV веке. Доктрина Варлаама Калабрийского
2.2.2. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии Часть вторая
Разд ел I
1. Истина бытия Божия. Учение о существе Божием
2.1. Содержание учения о существе Божием
2.2. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих
2.2.1. Самобытность. Неизменяемость. Вечность. Неизмеримость и везд еприсутствие
2.3. Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих
2.3.1. Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому
Его существу. Истинность наших представлений о Боге. Катафатические свойства Божии
2.3.3.1. РАЗУМ, ПРЕМУДРОСТЬ И ВСЕВЕДЕНИЕ. СВЯТОСТЬ И СВЕТ. ВСЕМОГУЩЕСТВО. ВСЕБЛАЖЕНСТВО
2.3.3.5. БЛАГОСТЬ, ЛЮБОВЬ И МИЛОСТЬ. ПРАВДА БОЖИЯ ЛЮБОВЬ И ПРАВДА БОЖИИ В ИХ СООТНОШЕНИИ. Антропоморфизмы Священного Писания
Разд ел II
1. Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии. Аналогии Пресвятой Троицы в мире. Краткая история догмата о Пресвятой Троице. Доникейский период в истории троичного богословия. Монархианство.
3.1.1.1. ДИНАМИЗМ ИЛИ АДОПЦИАНСТВО.
3.1.1.2. МОДАЛИЗМ
3.1.2. Учение Оригена о Троице

3.2. Тринитарные споры IV столетия. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Само сатский
3.2.2. Доктрина Ария. Полемика с арианством в IV столетии. Учение о пресвятой Троице великих Каппад окийцев. Троичная терминология. Духоборчество. Тринитарные заблуждения после Вселенского Собора. Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом
Завете
4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога
Отца.
4.1.3. Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и
Сына
4.2. Свидетельства Нового Завета
4.2.1.Указания на троичность Лиц без указания Их различия. Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные
Лица в отдельности. Верование древней Церкви в Троичность Божества. Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве и равенстве
Божественных Лиц. Божественное достоинство Бога-Отца
6.2. Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом. Свидетельства Самого Господа Иисуса Христа. Свидетельства апостолов о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом. СВИДЕТЕЛЬСТВА АПОСТОЛА ИОАННА
6.2.2.2. СВИДЕТЕЛЬСТВА АПОСТОЛА ПАВЛА
6.2.3. Толкование так называемых уничижительных мест Еванглия
6.2.4. Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом. Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Святого Духа и Его равенстве с Отцом и Сыном. Основные возражения против Божественного достоинства Святого
Духа и Его равенства с Отцом и Сыном. Различие Божественных Лиц по ипо стасным свойствам. Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц. Отношения между Отцом и Сыном. Тринитарное положение Святого Духа. Личные (ипо стасные) свойства. Троичность Божественных Лиц и категория числа (количества. Почему Бог троичен в Лицах. Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхожд ения

10. Учение о монархии Отца. Римо-католическое учение о филиокве
12. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире
Часть третья
Разд ел I
1. Бог как творец мира. Нехристианские концепции происхождения мира. Дуализм. Пантеизм. Сущность христианского учения о происхождении мира. Основные возражения против учения о творении мира из ничего. Вечность Божественного замысла о мире. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру. Творение и время. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Побуждение и цель творения. Почему Бог сотворил мир. Для чего Бог сотворил мир. Блаженство твари, как цель творения мира. Слава Божия, как цель творения мира. Совершенство творения. Бог как промыслитель мира. Понятие о Промысле Божием
2.2. Действительность Промысла Божия. Основные возражения против действительности Промысла. Ложные учения о Промысле. Действия Промысла Божия. Мирохранение
2.5.2. Мироправление
2.6. Предметы Божественного Промысла и виды Промысла. Образы Божественного промышления о мире. Естественный образ промышления
2.7.2. Сверхъестественный образ промышления
2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. О возможности познания Промысла Божия человеком. Основные виды творений Божиих
3.1. Мир духовный или ангельский. Ангелы в Свщ. Писании. Возражения против бытия ангелов. Сотворение ангелов Богом. Время сотворения ангелов. Природа ангелов. Свойства ангельской природы. Духовность и бестелесность. Отношение ангелов к пространству и времени

3.1.6.3. Бессмертие. Совершенство ангельской природы. Число ангелов. Небесная иерархия. Архангелы. Промысл Божий о мире духовном. Промысл Божий од обрых ангелах. Промысл Божий в отношении злых духов. Человек. Сотворение человека Богом.
Двуед инство человеческой природы.
Брак.
Богоустановленный способ размножения людей. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого.
Преад амизм и полигенизм.
3.2.4. Состав человеческой природы дихотомия и трихотомия. Значение тела в составе человеческой природы. Мнения о происхождении человеческих душ. Мнение о предсуществовании человеческих душ. Мнение о творении человеческих душ. Мнение о рождении человеческих душ. Свойства человеческой души. Духовность. Самостоятельность. Разумность и сознательность. Бессмертие. Свобода. Отличие души человеческой отд уш животных. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Назначение человека по отношению к Богу. Назначение человека по отношению к самому себе. Назначение человека по отношению к безличному творению. Состояние человека до грехопадения. Совершенство человеческой природы до грехопадения. Попечение Божие о человеке до грехопадения и его необходимость. Был ли Адам до грехопадения бессмертен. Различал ли Адам добро и зло до грехопадения Раздел. Содержание учения о Боге Спасителе. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого.
Участие Лиц Прсв. Троицы в спасении человека. Учение Церкви о Христе Спасителе. Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения. Господь Иисус Христос есть истинный Бог

3.1.2. Господь Иисус Христос есть истинный человек. Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа.
Докетизм
3.1.2.3. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству. Православное учение о Лице Искупителя. Краткая история догмата. Образ ипо стасного соединения во Христе двух естеств
3.1.4. Следствия ипо стасного соединения двух природ в Иисусе Христе. По отношению к Нему Самому. По отношению к Пресвятой Троице. По отношению к Деве Марии. Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения, или о таинстве Искупления. Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания. Необходимость Искупления для спасения человека. Этимология слова искупление. Цель Искупления. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие Искупления. Искупление — Откровение Божественной любви к человеку. Библейские и святоотеческие образы Искупления. Существующие теории Искупления. Юридическая теория Искупления. Нравственная теория Искупления. Учение об Искуплении современных православных богословов. Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем,
связано для Него с величайшим подвигом. Как примирить учение о Божественном милосердии с идеей Божественной правды и справедливости. Составляющие Искупления. Боговоплощение
3.2.5.2. Учение Господа нашего Иисуса Христа. Чудеса Спасителя. Крестная смерть. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом. Воскресение Господа Иисуса Христа. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа. Освобождение от наказания. Очищение от грехов. Примирение с Богом. Плоды искупительного подвига по отношению к
следствиям падения. Дарование полноты благ
Разд ел III
1. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом Спасения. Содержание учения о Боге — Освятителе
3. Учение о благодати как о силе, нас освящающей. Понятие о благодати в свете Свщ. Писания. Участие Лиц Святой Троицы в разд аянии благодати. Виды благодати. Всеобщая благодать. Собственно церковная благодать. Оправдывающая благодать. Благодать сохраняющая и возрождающая духовную жизнь. Особые дарования благодати. Отношение благодати к свободе. Ложные учения об отношении благодати к свободе. Пелагианство
3.4.1.2. Учение блж. Августина
3.4.2. Православное учение об отношении благодати к свободе. Значение веры и добрых дел в устроении спасения. О Церкви как орудии, через которое Господь совершает наше спасение. О Церкви как посреднице в деле освящения. Понятие о Церкви Христовой. Понятие о Церкви Христовой на земле. Основание Церкви Господом Иисусом Христом. Цель и назначение Церкви. Иисус Христос Глава Церкви, и Святый Дух — Параклит.
Христологический и пневматологический аспект Церкви. Господь Иисус Христос Глава Церкви. Святой Дух в жизни Церкви. Христологический аспект Церкви. Пневматологический аспект Церкви. Христологический и пневматологический аспекты Церкви в их единстве. Существенные свойства истинной Церкви Христовой. Единство Церкви. Святость Церкви. Соборность, или кафолично сть Церкви. Апостольство Церкви. Богоучрежд енная церковная иерархия. Апостолы. Епископы. Пресвитеры. Диаконы. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Союз между Церковью земною и Церковью небесной

4.10.1. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле. Почитание святых. Почитание мощей святых угодников Божиих
4.11. Почитание святых икон. Понятие о Таинствах как средствах освящения человека. Таинство Евхаристии. Установление таинства Евхаристии. Евхаристия как таинство. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах. Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве. Евхаристия как Жертва. Выводы литургического характера. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн
Разд ел IV
1. О Боге как суд ии и мзд овозд аятеле для каждого человека в частности. Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Мзд овозд аяние после частного суда. Состояние душ праведных после частного суда. Состояние душ грешников после частного суда. Молитвы Церкви за усопших. Загробная участь младенцев. Римо-католическое учение о чистилище. О Боге как суд ии и мзд овозд аятеле для всего человеческого рода. Неизвестность времени Второго пришествия. Признаки Второго пришествия. Распространение Евангелия во всем мире. Обращение Израиля ко Христу. Явление пророка Илии
2.2.4. Усиление зла. Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Падение нравственности. Общественные бедствия и войны. Природные бедствия. Антихрист и время его пришествия. Представление об антихристе в свете Священного Писания и
Священного Предания. Брань антихриста с царством Христовыми поражение его от
Го спод а. Второе пришествие Христово. Воскресение мертвых, его действительность Иерей Олег Давыденков ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Курс лекций
Введение Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом что такое богословие Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понимают сущность и назначение богословия Слова богослов, богословие, «бого словствовать» — встречаются ли они в тексте
Священного Писания — Нет. Замечательный факт с одной стороны мы говорим о том, что источником нашего вероучения является Священное Писание, ив тоже время сами эти термины — богослов, богословие, «бого словствовать» — не встречаются нив Ветхом
Завете, нив Завете Новом.
Сам термин богословие это античный греческий термин, греки называли богословами тех, кто учило богах.
В христианстве возможно двоякое осмысление термина богословие. Во-первых,
бого словие можно понимать как слово Бога о Самом Себе, а также и о сотворенном Им мире.
В таком случае богословие оказывается по содержанию тождественным Божественному
Откровению. Второе, более распространенное, значение этого слова — учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге. По существу такое учение является нечем иным, как свидетельством обо смыслении тем или иным автором Божественного Откровения.
В древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице.
Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о
Церкви, о Втором Пришествии и т. д .) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (οίκονομία) греч. — искусство управления домом дом закон, те. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира.
Сегод ня под богословием понимается совокупность религиозных наук, среди которых различают основное, сравнительное нравственное, пастырское, но богословием в собственном смысле этого слова является догматическое бого словие.
Несколько слово самом термине богослов. Насколько было почетно наименование
«бого слов в древности говорит факт, что среди сонма святых Православной Церкви только три угодника Божиих удостоены этого высокого звания. Во-первых, это Иоанн Бого слов,
автор четвертого Евангелия, который заложило сновы учения о Пресвятой Троице и явился тем звеном, которое связует Божественное Откровение со святоотеческим богословием. Во- вторых, это святитель Григорий Богослов, который защищал православное учение о Святой
Троице вовремя ожесточенных тринитарных споров IV столетия и воспел Пресвятую Троицу в своих поэтических произведениях. И, наконец, Симеон Новый Богослов, под вижник,
живший на рубеже X-XI веков, который на основании личного опыта воспел в своих
«Божественных гимнах соединение человека с Триединым Божеством.
Таким образом, в богословии не слишком много богословов. Само слово богословие в христианском лексиконе появляется не сразу. Еще мужи апостольские и апологеты второго столетия относились к нему настороженно, поскольку оно напоминало им о философских спекуляциях языческих мыслителей. Первым слово богословие ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский. Этим термином он обозначил учение о Святой Троице. Окончательно закрепилось это слово в христианском словаре несколько позднее, во сновном благодаря александрийской богословской школе,
таким ее представителям как Климент Александрийский ив особенности, Ориген (1, Однако святые отцы, пользуясь термином богословие, часто употребляли его в
значении, заметно отличающемся оттого, в каком мы понимаем его сегодня. Например,
Евагрий Понтийский, автор IV века, пишет Если ты богослов, то будешь молиться истинно,
а если истинно молишься — то ты богослов, Святой Диад ох Фотикийский (V век) говорил, что богословие сообщает душе величайший изд аров, соединяя ее с Богом неразрушимым союзом [1, У некоторых святых отцов можно найти настоящие гимны богословию, например, Петр
Дамаскин называет богословие наивысшей из восьми степеней духовного созерцания,
эсхатологической реальностью будущего века, которая позволяет нам выйти из самих себя в экстатическом восхищении, Таким образом, для святых отцов богословие значит нечто большее, чем оно означает для нас. Хотя святые отцы и небыли чужды современного понимания этого слова, то есть понимания под богословием систематического изложения христианского вероучения с использованием способностей человеческого разума, поскольку разум есть дар Божий и отрицать его не следует, но такое понимание было вторичным.
Прежд е всего, богословие понималось как видение Бога Троицы, что предполагает не только работу человеческого ума, но и всецелое участие человеческой лично сти.
След овательно, оно должно включать и способность интуитивного духовного по стижения,
того, что на святоотеческом языке называется греческим словом «νοΰς» (ум, и участие человеческого сердца, естественно, в библейском и святоотеческом, а не в анатомическом смысле этого слова. Можно сказать, что у святых отцов теология) практически является синонимом слова теория (θεωρία), созерцание, что предполагает непосредственное общение с живым Богом, а, значит и неразрывную связь с молитвой.
Другой существенный момент святоотеческого учения о богословии богословие обязательно должно являться составной частью всецелого служения человека Богу.
Под линное богословие это не умозрительные схемы и учебники, подлинное богословие всегда живо, поэтому оно всегда литургично, мистично, д оксологично.
Современный греческий автор Христос Яннарас, обобщая опыт отцов греческой Церкви,
пишет о бого словии:
«Это есть дар Божий, плод внутренней чистоты духовной жизни христианина.
Бого словие отождествляется с видением Бога, с непосредственным видением личного Бога,
личным опытом преображения твари нетварной благодатью. Богословие не есть теория мира,
метафизическая система, но выражение и формулирование опыта Церкви, не интеллектуальная дисциплина, а опытное общение, причастие (Цит. по [1, Хотя в Священном Писании слово богословие и не встречается, тем не менее мы можем найти в Библии немало мест, где говорится о природе богословия. Остановимся на пяти библейских текстах, которые позволяют нам отчасти понять, в чем же состоит сущность богословия. Ин. 1, 18: Бога не видел никто никогда Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Гал. 4, 9: Ныне же, познавши Бога, или лучше, получив познание от Бога. 1 Кор. 13, 12: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гад ательно»…
4. Мф. 5, 8: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Пс. 45, 11: Остановитесь и познайте, что Я — Бог»…
В этих пяти библейских текстах мы можем выделить четыре ключевых слова, которые и постараемся последовательно рассмотреть в течение сегодняшней лекции. Эти слова суть следующие дар, дарование от Бога μυστήριον — тайна или таинство (возможен
двоякий перевод ); καθάρσις — очищение ήσυχία — покой, молчание, отрешенность В VII веке святой Фалассий Ливийский писало, желании всех желаний, о благодати богословия, те. о том, что богословие не есть некое человеческое исследование Божественной жизни, но прежде всего наш ответ на Божественное Откровение.
Об этом говорит нам Пролог Евангелия от Иоанна источник богословия находится в Боге.
Поэтому богословие это не столько наши попытки познать Бога, сколько взыскание и испытание Богом нас. Особенностью богословия является то, что в отличие отд ругих наук,
которые имеют дело с неким пассивным объектом, предметом богословской науки является Сам Бог, Который никогда не есть пассивный объект богопознания, но всегда активный Субъект его.
Для святых отцов было характерно ощущение того, что источник богословия находится не в человеческом уме, не в человеческом сознании, а в Боге. Так, Ориген говорил, что богословие есть дыхание, излияние и сияние окрест Бога. Другой представитель александрийской школы, Дид им Слепец, называет богословие силой, славой и
«энергией» Божества [1, Подлинное богословие стало возможно только благодаря
Боговоплощению,
пришествию на Землю Сына Божия, который открыл нам истинное ведение о Боге. Поэтому святые отцы называют Господа Иисуса Христа богословом, например, свт. Григорий Палама говорил, что Бог не только нас ради воплотился, но и стал богословом. И мы можем быть богословами только в силу полученной от Него харизмы. Подлинный богослов всегда есть, по слову отцов θεοδιδάκτος, то есть, обученный Богом, а не только наученный от людей или хотя бы даже и от Писаний.
Ориген так пишет о Христе Он есть Тот, Кто бого словствуя, открывает истины о Боге
Своим верным ученикам а мы, пользуясь следами, которые они оставили после себя в своих писаниях, обретаем таким образом исходную точку, отталкиваясь от которой сами принимаемся за богословие (Цит. по Поскольку богословие есть дар Божий, оно требует от человека прежде всего доверия Богу и веры в Него. Хотя разум в деле богопознания и имеет существенное значение,
правильно развиваться он может только в пределах веры. Поэтому для каждого человека,
приступающего к изучению богословия, необходимо всегда держать в уме формулу Ансельма
Кентерберийского «credo ut intelligent» (верю, чтобы понимать, а не наоборот. Об этом же говорит и святой апостол Павел Верою познаем, что веки устроены словом Божиим».…
(Евр. 11, 3) Вера, доверие Богу, является необходимым инструментом богопознания. Mysterion. У великих Каппад окийцев мы можем встретиться со странным на первый взгляд выражением тайна богословия Что здесь имеется ввиду Почему богословие называется тайной Тайна — это непросто совокупность каких-то неразрешимых проблем и головоломок. Это есть нечто такое,
что действительно открывается нашему пониманию, хотя и не может никогда быть открыто нам безо статка по той причине, что это нечто простирается в божественную бесконечно сть.
Святой Фалассий объясняет это следующим образом. Богословие есть тайна потому, что
«оно превосходит наше разумение, наши попытки выразить человеческим языком то, что далеко выходит за пределы человеческого понимания.
Поэтому протопресвитер Иоанн Мейенд орф говорит о сущности богословия, что оно есть одновременно и созерцание Бога и выражение Невыразимого».
Аналогичную мысль высказывал в IV веке святитель Василий Великий Любое богословское утверждение нед о стигает Цели по причине понимания говорящего. Наше понимание немощно, а язык наш еще менее совершен (Цит. по [1, 4-5]).
Если мы забываем об этой ограниченности нашего понимания и пытаемся подменить неизреченное Божественное Слово человеческой логикой, тогда наше слово перестает быть теологией, и, как говорили святые отцы, понижается до уровня технологии то есть,
буквально, работы ремесленника».
Именно поэтому богословское выражение, по слову ап. Павла, всегда должно быть
«гад ательно» (1 Кор. 13, 12). Богословие вынуждено пользоваться антиномиями, парадоксами именно потому, что оно простирает свой язык за свойственные ему пределы. И поскольку областью богословия является Божественная тайна, то богословское мышление должно быть одновременно и отрицательными положительным. Именно сочетание апофатики и катафатики делает возможным некоторое представление о Боге, позволяет нам соприкоснуться с божественной тайной.
Вот несколько примеров подобного рода выражений Areopagiticum, рубеж V-VI века «Сверхсущественным образом Он существует и познается сверх всякого постижения, лишь как совершенно непознаваемый и вовсе несуществующий. Именно это совершенное незнание в лучшем смысле слова и образует истинное знание Того, Кто превосходит всякое знание (Письмо 1, Послание к Гаю) (Цит. по, 31]).
Ambiqua, прп. Максим Исповедник Бесконечность это несомненно нечто, имеющее отношение к Богу, ноне Сам Бог, который бесконечно выше самой бесконечности (Цит. по, Таких примеров в святоотеческих текстах можно привести великое множество, и для человека, чуждого патристической традиции, эти высказывания представляются не более,
чем игрой слов. Действительно, они и будут казаться нам подобного рода игрой, если мы упустим из виду, что подлинное богословие невозможно без катарсиса. Katharsis. С одной стороны, богословие есть дар, нос другой оно требует от человека соработничества, синергии человеческой и божественной воли. Ибо мы соработники (συνεργοί) у Бога (1 Кор. 3, Подлинное богословие всегда богочеловечно. Если источник богословия всегда находится в Боге, тов чем должно выражаться человеческое соработничество? Прежде всего в обращенности, открытости человеческого сердца к божественной любви, в преображении всей жизни человека через вселение Святого Духа. Поэтому богословие это непросто ученое занятие, которому можно предаваться несколько часов в неделю, а всеобъемлющий образ жизни. Не может быть подлинного богословия без стремления к совершенству.
Поэтому, по единодушному мнению святых отцов, подлинные богословы это,
несомненно, святые.
След ует отметить, что наименование богословия наукой порождает некую двусмысленность. Ив самом деле можем ли мы назвать богословие наукой наряду, например,
с геологией, ботаникой, математикой и т. п Очевидно, что нет, потому что во всех естественных науках от ученого требуется прежде всего собрать факты с максимально возможной точностью, затем с бесстрастной строгостью их проанализировать и сделать некоторые выводы. При этом нравственная жизнь ученого принципиального значения не имеет.
Бого словие, конечно, тоже научно. Оно научно в том смысле, что стремится к точности и интеллектуальной строгости, но само по себе это не составляет сущности бого словия.
Вот, например, что говорит прп. Иоанн Кассиан: Проникнуть во снование и сердцевину небесных слов, созерцать в них глубокие и сокрытые тайны очищенным взглядом сердца этого нед о стигнет ни человеческая наука, ни мирская образованность, но только чистота
души через просвещение Святым Духом Собеседования) (Цит. по [4, В отличие отд ругих наук богословие всегда требует личностного отношения к Богу.
Оно охватывает человека во всей его полноте и непросто охватывает и увлекает, но еще и требует от человека внутреннего преображения.
У Евагрия Понтийского мы находим замечательный образ того, что есть подлинное богословие. Евагрий уподобляет богослова возлюбленному ученику Спасителя, который на
Тайной Вечери возлежал на груди Своего Спасителя. Он говорит:
«Груд ь Господня есть ведение Бога, и припадающий к ней станет богословом (Зерцало иноков и инокинь, 120) [2, Без такого теснейшего личного общения с Богом богословие неизбежно вырождается в псевд обого словие (ψευδοθεολογία). Св. Диад ох сказал, что нет ничего более скудного и бедного, чем философствующий о Боге ум, сам находящийся вне Бога (Цит. по [1, Каждый богослов призван вступить на этот путь самоочищения, путь катарсиса. Что включает в себя этот путь Во-первых, конечно, покаяние, что означает не только изменение ума (буквальное значение греческого слова «μετανοία»), но и кризис, суд человека над собой,
привод ящий к полной переориентации личности, ее радикальному обновлению.
Прп. Иоанн Лествичник учит, что покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни, Это говорит о том, что покаяние не может быть, как полагают протестанты,
од нократным мгновенным актом. Покаяние, с одной стороны, действительно есть акт обращения, нос другой это непрерывный процесс, это и исходный пункт нашего движения к Богу, но и нечто такое, что должно присутствовать в человеке в течение всей его земной жизни, чего человек не может оставить до последнего своего взд оха.
Человек, желающий заниматься богословием, должен стремиться уподобиться авве
Сисою, который, несмотря на свою очевидную для окружающих святость, умирая, сказал:
«Не знаю, положил ли я хотя бы начало покаянию (Цит. по [1, Богословие невозможно не только без покаяния, но и без того, что в святоотеческой литературе именуется словом «аскезис», те. непрестанного аскетического усилия в самом широком смысле этого слова.
Занятие богословием предполагает работу человека над собой. Святитель Григорий
Назианзин учит:
«Желаешь ли со временем стать богословом соблюд и заповеди и не выступай из повеления, ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию (Цит. по [6, А его современник, святитель Григорий Нисский, говорит, что если мы хотим заниматься богословием, наша жизнь должна соответствовать нашей вере ибо не может быть
«право славия» без «правод елания» [1, В чем смысл вообще любой аскетической практики В том, чтобы привести человека к отказу от эгоцентризма, к обретению того, что на традиционном церковном языке называется смирением. Без смирения невозможна жизнь в сообществе, основанном на таинствах
Крещения и Евхаристии. Значение аскезы в деле богопознания состоит в том, чтобы расчистить сердцевину человеческой личности от всех греховных наслоений, которые скрывают от человека свет Божества, не позволяют ему стать причастником Святого Духа.
Прп. Максим Исповедник говорит:
«Переход ящий от аскезы к внутренней свободе стяжает созерцание в Духе Святом истины существ и вещей (Ambiqua) (Цит. по [4, Наконец, подлинного богословия не может быть без молитвы. Поучению практически всех отцов Церкви богословие и молитва самым тесным образом связаны между собой. Всем
нам хорошо известны слова благоразумного разбойника, которые он произнес на кресте:
«Помяни меня, Господи, когда приид ешь в Царствие Твое (Лк. 23, 42). Эти слова у нас,
наверное, никогда не ассоциировались с бого словием.
Но вот святой Модест Иерусалимский (VII век) эти слова благоразумного разбойника прямо называет богословием, теологией. Подлинное богословие всегда тесно связано с молитвой, прославлением Бога, желанием человека самому стать гимном во Славу Божию.
Поэтому свт. Григорий Нисский считает, что богословие соединяет нас с ангелами,
назначение которых есть по преимуществу славословие, а святой Диад ох говорит, что богословие делает душу соучастницей ангельской Литургии [1, Еще две цитаты по этой же теме. Прп. Исаак Сирин (й аскетический трактат):
«Никогд а не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори Господи, дай мне ощутить могущество
Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл (Цит. по [4, 99]).
Ориген, Письмо к святителю Григорию Чудотворцу Итак, вложи все твое усердие в чтение Писания с верой и с искренним прилежанием, угодным Богу. Недостаточно стучать и искать, но чтобы стяжать понимание Божественных вещей прежде всего потребна молитва»
(Цит. по [4, Очевидно, что язык святых отцов весьма отличен от языка современного христианина.
Неред ко можно услышать, как человек, обнаруживший свое невежество в вопросах богословия, после сделанного ему замечания едва лине с гордостью заявляет Я, знаете лине богослов. Но богослов есть тот, кто молится. Эта мысль Евагрия должна предостерегать христиан от подобного рода высказываний, ибо в действительности они говорят тем самым:
«Я не молюсь и не стремлюсь к этому. Hesychia. Святые отцы говорят, что не может быть подлинного богословия без внутреннего безмолвия и сердечной тишины. В Пс. 45, 11, о котором мы говорили, слову
«о становитесь в греческом тексте соответствует глагол «σχολάσατε». Это слово употреблялось в древности в различных смыслах, среди прочего оно могло иметь следующее значение проводить время в беседах сучеными и философами, быть слушателем и учеником, 3, col. Действительно, подлинное богословие это не только разговор о Боге, но и слушание
Бога, которое предполагает безмолвие. Святитель Григорий Богослов задается вопро сом:
«Когд а же можно. Имеется ввиду возможность заниматься богословием. И отвечает на него Когда мы бываем свободны от внешней тины и мятежа Ибо действительно нужно упразд ниться, чтобы разуметь Бога (Пс. 45, 11) [8, Подобного рода мысли могут показаться искусительными. Мы привыкли считать, что богословие это именно некоторое теоретическое занятие, нечто сродни философии, а исихазм ассоциируется у нас с христианской мистикой, с высочайшими вершинами ее. Нов действительности в традиции Восточной Церкви противопоставления богословия и мистики никогда не существовало.
«Бого словие и мистика отнюдь не противополагаются; напротив, они поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй если мистический опыт есть личностное проявление общей веры, то богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым. Вне истины, хранимой всей Церковью, личный опыт был бы лишен всякой достоверности, всякой объективности это было бы смесью истинного и ложного, реального и иллюзорного, это был бы мистицизм в дурном смысле этого слова. С
д ругой стороны, учение Церкви не имело бы никакого воздействия надушу человека, если бы оно как-то не выражало внутреннего опыта истины, данного в различной мере каждому верующему. Итак, нет христианской мистики без богословия и, что существеннее, нет богословия без мистики [9, Если все, что было сказано выше о богословии, соответствует действительности, можно задаться вопросом Кто из нас имеет смелость заниматься богословием или называть себя богословом Можно поставить вопрос и под ругому: Может ли в таком случае богословие быть учебной дисциплиной, преподаваемой в академии ив богословском институте и можно ли вообще устраивать экзамены по богословию, оценивать знания учащихся, выставляя им пятерки, четверки и даже иногда двойки Действительно, вопрос не праздный, потому что занятия богословием требует от человека большой ответственности. Особенно это касается тех, кто не только изучает богословие, но кому предстоит богословие препод авать.
Святитель Григорий Богослов так предостерегает тех, кто вступает на этот небезопасный путь:
«Любомуд рствовать о Боге можно не всякому, — да не всякому. — Это приобретается недешево и не пресмыкающимися по земле Присовокуплю еще можно любомуд рствовать не всегда, не перед всякими не всего касаясь, но должно знать когда, перед кем, и сколько.
Любомуд рствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Дня нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу [8, Поскольку я, например, не соответствую ни одному из вышеназванных требований, то единственным утешением для меня может быть следующая схема, представленная другим святителем Григорием — Григорием Паламой. Схема эта следующая всех желающих быть богословами святитель Григорий разделяет натри категории. Первая — это святые, то есть те, кто достиг полноты личного опыта богообщения, это богословы в подлинном смысле слова. Ко второй относятся те, кто не имеют такой полноты, но доверяют опыту святых.
Такие люди также могут быть хорошими богословами, так сказать, богословами второго уровня. Наконец, к третьей святитель Григорий относит тех, кто и опыта не имеют, и опыту святых нед оверяют. Они являются плохими богословами или, попросту говоря, не богословами вообще.
И хотя большинство из нас далеки от святости, ничто не мешает нам к святости стремиться и быть богословами во втором значении этого слова. Мы можем доверять святыми свидетельствовать о том, как они жили и как они говорили. Вот именно такое богословие, на втором уровне, возможно ив Богословском институте.
В чем же цель существования такого богословия в общепринятом смысле слова Святые отцы, которых мы считаем своими учителями в богословии, часто начинали бого словствовать не под оброй воле, а под влиянием внешних обстоятельств. Практически все святые отцы Православной Церкви — это аскеты, подвижники, которые ставили перед собой практические жизненные цели, в планы которых обычно не входило написание учебников и систематических научных трудов. У святых отцов встречается мнение о том, что бого словствовать, находясь на высотах духа, невозможно. Заниматься собственно богословием можно только тогда, когда человеку присуща средняя мера в возбуждении духовном (Св. Диад ох) [3, Иеромонах, впоследствии архимандрит, Софроний Сахаров так передает нам слова прп.
Силуана Афонского, своего учителя:
«Можно суверенностью сказать, что никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, если бы не стояла
передним задача научить ближнего, если бы любовь не порождала надежды, что хоть кто- нибудь, хотя бы одна душа услышит слово и, восприняв покаяние, спасется [10, Кроме задачи научить ближнего, есть и другая задача, которая в наши дни является даже более актуальной — не только научить другого, передать ему свой опытно и защитить опыт
Церкви от различного рода искажений. Как мы видим, обе эти задачи, научение ближнего и защита опыта Церкви, являются практическими. Богословие существует нед ля того, чтобы приумножать богословское знание, ад ля решения вполне конкретных задач духовной жизни.
«В противоположность гно сису, где познание само по себе является целью гно стика,
христианское богословие в конечном счете всегда только средство, только некая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание.
Эта конечная цель есть соединение с Богом или обожение, о котором говорят восточные отцы. Мы приходим, таким образом, к заключению, которое может показаться парадоксальным христианская теория имеет значение в высшей степени практическое, и чем мистичнее эта теория, чем непо сред ственнее устремляется она к высшей своей целик единению с Богом, тем она и практичнее [9, Действительно, богословие не может быть сведено к теории. Хотя богословие и использует теоретическое рассуждение, оно им нив коей мере не ограничивается, ибо конечная цель богословия непросто приобретение некоей суммы знаний о Боге, хотя,
конечно, не надо делать вывод , что приобретение этих знаний вообще необязательно, а в том, чтобы привести человека к живому общению с Богом, к той полноте видения, где слова становятся излишними.
Конечно, утех, кто только приступает к изучению богословия, имеется масса различного рода недоумений и вопросов на богословские темы. Естественно, эти вопросы необходимо снимать, искать на них ответы. Потому что, как говорит апостол Иаков, Человек с двоящимися мыслями ее тверд во всех путях своих (Иак. 1, 8). Невозможно учиться духовной жизни с расколотым сознанием. Однако нужно всегда иметь ввиду что на путях чисто логического, рационального знания богословские вопросы никогда не смогут быть разрешены, потому что падший человеческий ум устроен таким образом, что сколько бы мы ни отвечали на его вопрошания, он будет все время ставить перед нами новые и новые вопросы, требуя от нас все большего и большего уточнения нашей веры, все более точных формулировок для богооткровенной истины, таким образом уводя нас от подлинной духовной жизни, превращая ее в чисто интеллектуальное упражнение.
Поэтому было бы уместно закончить первую лекцию словами Спасителя Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ив тот день вы не спросите Меня ни о чем (Ин. 16, Очень хорошо было бы, если бык моменту окончания института все вы достигли той полноты ведения, такого духовного состояния, о котором говорится в этих евангельских стихах
Литература.
1. Еп. Каллист Диоклейский. Священное Писание и святые отцы о богословском образовании. Перс англ. б. г, Машинопись, ПСТБИ.
2. Творения аввы Евагрия. Акетические и богословские трактаты. М, 1994.
3. Архим. Алипий (Кастальский-Борозд ин), архим. Исайя (Белов). Догматическое богословие Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
4. Клеман О. Истоки Богословие отцов Древней Церкви. Перс франц, Москва. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. СПб., 1995.
6. прот. Г. Флоровский. Восточные Отцы IV века. М, 1992.
7. Вейсман АД. Греческо-русский словарь. СПб., 1882.
8. Свт. Григорий Богослов. Творения. Репринт, т. 1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
9. Ло сский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М, 1991.
10. Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952.
Часть первая Введение в догматическое богословие
Раздел I Догматическое богословие как наука
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

1. Понятие о догматическом богословии.
1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (д огматов),
принимаемых всей полнотой Православной Церкви.
Рассмотрим эволюцию самого понятия догмата. Само слово догмат происходит от греческого глагола δοκείν, который в инфинитиве звучит как д окейн» или д окин», в зависимости от транскрипции древнегреческих слов по Рейхлину, либо по Эразму
Роттерд амскому. Слово д окин» буквально означает думать, считать, полагать, может иметь также значение верить, а слово догмат происходит от перфекта глагола (что можно перевести на русский язык как определено, решено, «положено»,
«установлено».
Сам термин догмат имеет дохристианскую историю, он использовался в античной греческой философии, где под понятием догмат понимались философские аксиомы, т, е.
по стулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система.
Естественно, что в разных философских школах были разные догматы. Например,
Платон в своем известном труде, который назывался Государство, называет догматами правила и нормы, которые относятся к человеческим понятиям о справедливости и о прекрасном. Сенека этим же термином обозначало сновы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек. И, наконец, поскольку этот термин содержит в себе некий оттенок обязательности, им обозначали постановления высшей государственной власти.
В Новом Завете мы встречаем употребление слова догмат в двух смыслах. Во-первых,
оно может пониматься как некоторое постановление, в частности, в Евангелии от Луки словом догма назван указ кесаря Августа Октавиана о проведении переписи в восточных провинциях Римской империи (Лк. 2, 1), а в книге Деяний Постановления первого
Иерусалимского Апостольского Собора названы «τά δόγματα», те. множественное число от δόγμα» (Деян. 16, У апостола Павла в его посланиях к Коло ссянам (Коли Ефесянам (Еф. 2, 15) слово
«д огмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.
Именно такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков. Именно в таком, Павловом смысле слова этот термин употреблялся священномучеником Игнатием Антиохийским, священномучеником Иустином Фило софом,
Климентом Александрийскими Оригеном.
Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин догмат закрепляется за истинами вероучительными. В IV веке мы встречаем это различие у свт. Кирилла
Иерусалимского, у свт. Григория Нисского и на рубеже IV—V вв. у свт. Иоанна Златоуста. Все они называли догматом только тов Откровении, что относится к области веры, а не нравственности В дальнейшем объем этого понятия был еще более редуцирован, ив последующие века под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались. Свойства догматов.


1.2.1. Теологичность (вероучительность). Итак, первое свойство догматов это Теологичность («вероучительно сть»). Это свойство догматов по сод ержанию.
Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е.
главный предмет, о котором говорит нам догмат это Бога все остальные пред меты,
которые присутствуют в содержании догмата, те. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, постольку, они имеют отношение к Богу.
Именно этим догматы отличаются отд ругих истин христианства, те. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д . Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательные способности человеческого разума, поэтому дать им твердую опору, и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение. Богооткровенность. Поэтому следующим свойством догматов является Богооткровенность, которая есть свойство догматов по способу их получения, те. догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения.
Именно этим догматы в принципе отличаются от любых научных или философских истин. Потому что философские и научные истины основываются на пред по сылках,
являющихся продуктом работы познающего человеческого разума. Все догматы основаны на богооткровенных предпосылках, которые почерпаются из Божественного Откровения.
Именно этим догматическое богословие как наука отличается от философии, метафизики и различных наук о природе и человеке.
Апо стол Павел в Послании к Галатам (Гал. 1, 11-12) таки говорит:
«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа».
Поэтому любые научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными и по мере развития человеческого знания могут либо вообще отвергаться, либо каким-то образом изменяться или восполняться. В отличие от них догматы, как основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны.
По скольку свойством догмата является Богооткровенно сть, догматом может почитаться только такая вероучительная истина, которая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповед ана его апостолами. Так, мнение, высказанное каким-нибуд ь даже очень уважаемым отцом церкви, само по себе не может быть возведено на степень догмата веры. Церковность.


Число вероучительных истин весьма велико, в тоже время вероучительных истин,
которые мы называем догматами, не так ужи много. Счем это связано Это связано с третьим свойством догматов, а именно с церковностью догматов. Можно сказать, что церковность есть свойство догматов по способу их существования.
Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение.
В самом деле, вне Церкви не может быть догматов, потому, что догматы основываются на предпосылках, заимствованных из Откровения, а Откровение дано не каким-то частным лицам в отдельности, ад аровано Церкви. Именно Церковь посредством Предания, как способа сохранения и распространения Откровения содержит богооткровенную истину.
Поэтому апостол Павел называет Церковь столпом и утверждением истины. И
поэтому только Церковь, как хранительница Предания, способна к правильному истолкованию Священного Писания, только она может безошибочно устанавливать за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры, те. д огмата.
Отсюд а следует вывод , что вне Церкви догматы существовать не могут. Поэтому в протестантских сообществах, где пресеклось апостольское преемство, и нет богоустановленной церковной иерархии, говорить о каких-либо догматах в строгом смысле слова невозможно.
Хотя богооткровенная истина и заключена в Откровении, и сама по себе божественна,
без специального церковного акта она не может взойти на степень неоспоримой для всех истины или догмата. Поэтому, если бы не было Церкви с богод арованными ей правами и средствами, необходимыми, чтобы сообщать истинам веры догматическую санкцию, не было бы и догматов. Законообязательность (общеобязательность. Это свойство характеризует отношение христианина к догматами их сод ержанию.
Законообязательно сть можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как формальную
Законообязательно сть. Церковь в своем земном аспекте представляет собой некоторую организацию, некое человеческое сообщество, которое управляется в соответствии с определенными правилами и нормами, не признавая которых нельзя являться членом Церкви.
Поэтому формальная Законообязательно сть догматов проявляется в том, что признание истинности догматов это обязанность всех членов Церкви. Например, когда человек вступает в Церковь, те. принимает Крещение, он три раза произносит Символ веры, который,
безусловно, является вероучительным документом догматического характера. Таким образом, признание истинности догматов есть элемент Церковной дисциплины. Здесь просматривается некоторая аналогия между Церковью как человеческим сообществом и различными светскими обществами и организациями.
Апо стол Павел (Тит. 3, 10-11) говорит Еретика, после первого и второго вразумления,
отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоо сужден Особое внимание следует обратить на слово «самоо сужден, чуть ниже мы остановим свое внимание на этом слове.
В действительности Церковь всегда снисходительно относилась к человеческой немощи, Церковь долго терпит грехи человеческие, к слабостям человеческого естества нисходит, но тем не менее Церковь всегда предельно жестко относилась к тем, кто сознательно стремится исказить Церковное учение
В этом, несомненно, проявляется забота Церкви о своих членах. Такая забота Церкви о своих членах была бы непонятной, если бы законообязательно сть догматов носила чисто формальный характер. Но формальная законообязательно сть догматов обусловлена их сотериологической законообязательно стью, те, догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению, они необходимы для спасения, это как бы есть тот фундамент, на котором строится духовная жизнь христианина.
Именно поэтому апостол Павел говорит, что еретик не осуждая, то есть он непросто отлучен от Церкви решением, постановлением какого-то церковного органа, а
«самоо сужден. Человек, извращающий догматы, так или иначе сам себя подводит подо суждение, те. отлучает в большей или меньшей степени себя от Бога, потому что догматы есть нечто иное, как те нормы и правила, которые позволяют человеку религиозно верно организовать свою духовную жизнь.
Вот как пишет Владимир Ло сский о сотериологической необходимости д огматов:
«Вся сложная борьба зад огматы, которую в течение столетий вела Церковь,
пред ставляется нам, если посмотреть на нее с духовной точки зрения, прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты соединения с Богом [1,10].
Прп. Силуан Афонский говорил Догматическое сознание органически связано совсем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия [2, После того, как рассмотрены все четыре свойства догматов, определим, что такое догмат. Догмат — это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. Догматы и богословские мнения Следует отметить, что Церковь никогда нед огматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать, по крайней мере, Православная Церковь. У католиков проявляется противоположная тенденция догматизировать все, что только можно д огматизировать.
Для Православия всегда был характерен обратный подход догматизировать только самое необходимое, самое существенное для нашего спасения.
Од нако, помимо догматов в Божественном Откровении содержится много таинственного и не вполне ясного. Наличие этой области таинственного в Божественном
Откровении обуславливает существование так называемых богословских мнений.
Богословское мнение — это суждения по вопросам веры, которые могут быть высказаны или каким-то церковным органом, например, Собором, или каким-то отдельным богословом, или группой богословов, те. суждения по вопросам веры, которые не имеют общецерковного признания.
Од нако не следует это понимать в том смысле, что в догматическом богословии возможен произвол, безответственная фантазия. Богословское мнение находится под строгим контролем со стороны Церковного Пред ания.
По отношению к богословским мнениям применяются следующие критерии критерий истинности богословских мнений, который означает согласие со Священным Преданием, и критерий допустимости богословского мнения, те. непротиворечие со Священным
Пред анием. В принципе догматическое богословие может терпеть любое богословское мнение, которое не находится в противоречии со Священным Пред анием.
Примеров богословских мнений можно привести много, это и вопрос о составе человеческой природы (д ихотомисты и трихотомисты, тете, кто считает, что человек,
человеческая природа слагается изд вух составляющих души и тела, и трихотомисты,
которые считают дух самостоятельным началом, самостоятельной субстанцией в человеке,
которая отлична отд уши и не менее радикально, чем душа отлична от тела).
Можно сюда же назвать вопросы, связанные, например, с бесплотностью ангелов и человеческих душ, те. являются ли ангелы чисто бесплотными существами, или они обладают некой особой тонкой ангельской телесно стью.
Также и вопрос о происхождении человеческой души, с одной стороны,
креационистский подход, согласно которому каждая душа в определенный момент творится
Богом из ничего, с другой, мнение о рождении, согласно которому душа каждого человека,
приход ящего в мир, происходит неким таинственным образом отд уш его родителей и т. д Во сновном, это таинственные вопросы онтологии, которые вряд ли могут получить окончательное разрешение в веке семи которые не имеют существенного значения для человеческого спасения.
След ует отличать от богословских мнений некоторые вероучительные истины, которые признаются всей полнотой Православной Церкви, но которые в строгом смысле не являются догматами, поскольку никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими Соборами,
од нако имеют значение, не меньшее, чем догматы, которые на Соборах обсуждались. Не обсуждались они, как правило, по то простой причине, что относительно этих истин в
Церкви никогда не было никаких серьезных споров, собирать по поводу них Вселенский
Собор было бы бессмысленно.
Какие это истины Например, творение Богом мира из ничего, тварно сть и бессмертие человеческой души, богоустановленно сть церковных таинств и т. д . Все это вероучительные истины, которые, несомненно, всей полнотой Церкви признаются, и их значение не ниже, чем д огматов.
В богословской литературе вы можете встретить такие выражения как, например,
«д огмат воскресения, догмат искупления, догмат о Церкви. В принципе, это корректные и допустимые выражения.
От частных богословских мнений, которые встречаются утех или иных бого словов,
нужно отличать ложные богословские мнения, которые могут встречаться не только у простых богословов, но и у святых отцов, поскольку само по себе наименование того или иного учителя отцом Церкви еще не гарантирует того, что у этого человека потому ли иному вопросу не могло быть ошибочных мнений.
Почему это возможно Прп. Варсонофий Великий следующим образом пытается объяснить факт наличия даже у святых мужей ошибочных мнений. Он пишет след ующее:
«Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины
Божий, ибо Апостол говорит имеется ввиду Апостол Павел Отчасти знаем и отчасти пророчествуем (1 Кор. 13, 9). Святые, получив утверждение свыше, изложили новое (свое)
учение, но вместе стем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, те. учение неправое Они (Святые) не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей Духом ли святым внушено было то, что им преподавали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слови, таким образом, мнения учителей их перемешались сих собственным учением (Цит. По [3, Действительно, часто ложные мнения, высказываемые тем или иным уважаемым отцом
Церкви, являются не продуктом его собственной богословской работы, а некритическим
заимствованием у какого-нибуд ь учителя прошлого.
Теперь рассмотрим некоторые определения и разберем некоторые основные понятия,
которые нам понадобятся для изучения курса догматического богословия. Догматы и догматические формулы и богословские термины Когда мы говорим од огматах, мы должны четко различать собственно догмат по его содержанию отд огматической формулы.
Собственно догмат это содержание, сама онтологическая истина, которая содержится в догмате, ад огматическая формула — это словесное выражение онтологической,
вероучительной истины, как бы сказать, языковая плоть, в которую облекается истина. Хотя сам догмат по своему содержанию никакому изменению не подлежит, догматические формулы в принципе могут изменяться.
Например, II Вселенский Собор дополнили переработал Символ, который был принят на Вселенском Соборе, само содержание догмата о Пресвятой Троице при этом, естественно,
не изменилось, но была сообщена новая догматическая формула, новый способ выражения вероучительной истины.
Поэтому, когда мы говорим о том, что догматы неизменны, мы должны понимать, что сами догматические формулы в зависимости от условий и обстоятельств могут так или иначе изменяться.
Кроме того, мы должны иметь ввиду, что, когда мы изучаем догматы, догматическое богословие, нужно всегда ясно представлять, что само по себе изучение догматических формулировок, их заучивание, нив коей мере нельзя отождествлять с постижением самого содержания догмата. Скажем, если человек заучил догматическую формулировку догмата о
Пресвятой Троице из Катихизиса митрополита Филарета Московского, отсюда вовсе не следует, что он познал, что есть Пресвятая Троица.
Богословские термины (богословская терминология)
Когд а святые отцы Церкви вели борьбу за чистоту Православной веры, они вынуждены были выработать специфическую терминологию. Часто эти термины не встречаются на страницах Писания, не являются заимствованными из богод ухновенных книг, но тем не менее они позволяют четко выразить посредством слова богооткровенную истину.
Таких терминов можно привести довольно много. Самый распространенный это
«Троица», (Τριάς), термин, введенный святителем Феофилом Антиохийским во второй половине II века, это и термин единосущие, введенный Вселенским Собором,
и многие другие термины Богородица, Богочеловек (θεάνθρωπος) термины Вселенского Собора, описывающие модус соединения двух природ вед ином лице Господа нашего Иисуса Христа и т. д Иначе говоря, богословские термины — это искусственно Розданные понятия с совершенно точным содержанием, которые позволяют нам четко выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка.
Интересно об этом пишет современный греческий автор c Яннарас. Он проводит такую аналогию между подвигом Пресвятой Богородицы, которая предоставила для Бога-Слова свою плоть, с подвигом святых отцов.
«Как Пречистая Дева предоставила Свою плоть для того, чтобы могло вочеловечиться
Божественное Слово, так великие отцы в святости и чистоте помыслов принесли свой интеллектуальный дар истине Откровения, облекшейся благодаря им в историческую
плоть человеческого языка [4, 60].
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

1.5. Догматические системы (исторический обзор) Это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные вед иное целое. К догматическим системам предъявляются следующие требования.
Во-первых, отсутствие внутренних противоречий (догматическая система нед олжна быть внутренне противоречивой, там нед олжно быть положений взаимоисключающих).
Во-вторых, проведение четкой границы в процессе изложения между собственно догматами и богословскими мнениями. Это не значит, что при изложении догматической системы нельзя так или иначе опираться на богословские мнения их можно приводить, но при этом обязательно должно быть подчеркнуто, что это именно богословское мнение того или иного отца Церкви.
Кроме того, предполагается, что догматическая система должна представлять собою непросто набор святоотеческих и библейских цитат потому или иному догматическому вопросу, но и авторский текст, определенный комментарий, в котором автор пытается осмыслить содержание догматических истин. Сокращенная система догматического богословия называется катехизисом.
В истории христианской мысли первой попыткой построить догматическую систему была работа известного д ид аскала александрийской катехизической школы — Климента
Александрийского (конец II века, произведение под названием «Строматы». Но
Строматы — это все-таки не более, чем попытка построения системы, а не система в полном смысле слова.
Именно систему догматического богословия христианского вероучения во всей полноте впервые удалось построить преемнику и продолжателю дела Климента — Оригену.
Его труд О началах (Περί αρχών) — это, по существу, первая законченная система христианского богословия. Нет нужды говорить, что эта система оказалась несовершенной,
по скольку многие постулаты и предпосылки, на которых основывался Ориген, оказались ложными и даже впоследствии подпали под анафемы V Вселенского Собора. Несмотря на это, Ориген оказал огромное влияние на развитие последующего богословия, ив течение нескольких веков система Оригена оставалась но существу единственной целостной системой христианского богословия. Те же отцы Каппад окийцы учились на системе Оригена,
хотя они избежали тех крайностей, которые содержались в оригеновых текстах.
Из древних отцов, богословов, что называется, большого стиля, которые пытались построить системы догматического богословия, следует также отметить свт. Кирилла
Иерусалимского, его знаменитые «Огласительные слова. Это обстоятельный трудно недостатком его является невысокий богословский уровень, поскольку это произведение было обращено не к богословам, а к оглашенным, то есть тем людям, которые еще даже не вступили в Церковь.
Потом можно указать на Большое огласительное слово святителя Григория Нисского

(IV в) на Сокращение Божественных догматов блаженного Феодорита Киррского (первая половина V века).
Наиболее совершенным трудом, представляющим собой вершину систематизации святоотеческой богословской мысли, следует признать труд св. Иоанна Дамаскина