Файл: Тема морфология, морфемика, словообразование, орфография упражнение Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примат - первенство, первое место.
Примадонна - певица, женщина-исполнитель в опере.
Претензия – претендование на что-либо, заявление о своих правах или требованиях.
Прецедент - пример, который может служить образцом для подражания в будущем.
Превалирование мнения одних людей над мнением других приводит к конфликту.
Престиж уважаемого человека может помочь в решении этого конфликта.
Привилегированные люди могут использовать свои особые права для решения вопросов в свою пользу.
Прейскурант на товары помогает покупателям выбрать лучшее предложение по цене.
Премьера нового фильма может привлечь множество зрителей.
В зоологии приматы занимают первое место по развитию мозга.
Претензии к человеку могут привести к судебному разбирательству.
Прецеденты в праве помогают судам принимать решения в новых случаях
Упражнение 3. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при-.
Превратить горькую правду в сладкую ложь.
Презирать своих оппонентов - это не знак уверенности, а показатель слабости.
Преодолеть препятствие - значит стать более сильным.
Претворить мечту в реальность - это настоящий успех.
Привыкнуть к новым условиям - значит адаптироваться к ним.
Пригласить друзей на вечеринку - это всегда здорово.
Приготовить обед для всей семьи - это приятное занятие.
Приостановить работу - значит остановить ее на некоторое время.
Превзойти себя - значит преодолеть свои собственные ожидания.
Превратиться в лучшую версию себя - это всегда здорово.
Тема. Глагол и деепричастие, правописание и употребление. Выполнение упражнений.
В каждом предложении деепричастный оборот не соответствует логике предложения.
1. Здесь следует использовать причастный оборот: Потеряв общественные деньги, она оправдывалась перед всем классом.
2. Здесь следует использовать простое предложение: Она слушала песни птиц и вдыхала аромат летнего вечера. Ей казалось, что жизнь прекрасна и все еще впереди.
3. Здесь следует использовать придаточное предложение времени: Когда она вспоминала о возможном, но ушедшем счастье, на её лице появилась печать тоски и давней обиды.
4. Здесь следует использовать придаточное предложение времени: Когда он рассматривал фотографии прошлых лет, ему не верилось, что все уже позади. 5. Здесь следует использовать простое предложение: Во время прохождения тяжелого горного перевала им не раз приходилось останавливаться и ждать остальных членов экспедиции.
6. Здесь следует использовать простое предложение: Когда он был ребенком, его всегда интересовали вопросы, связанные с техникой.
7. Здесь следует использовать простое предложение: Наш путь к вершине продолжался, несмотря на усталость и голод.
8. Здесь следует использовать сложное предложение с союзом "что": Шеф никогда не приходил в голову, что перед ним такой же человек, что у него есть свои горести и радости, проблемы и обиды.
9. Здесь следует использовать сложносочиненное предложение: Писатели описывают красоту русской природы и отмечают разнообразные особенности средней полосы России.
Тема. Употребление и правописание прилагательных. Правописание причастий.
Задание 1. Выполнение упражнений Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
Званый на обед; призванный помочь; названный брат; названный братом; никому не обещалось; званый ужин; ношеный пиджак; долго ношеный; неношенные вещи; некошеный луг; путанный ответ; распутанные нитки; стриженый в кружок; плетеное кресло; квалифицированная работа; кем-то заштопан; тренированный спортсмен; раненый в бою; легко раненый, уже обезврежен.
Пропущенные буквы – в глаголах на -вать и -ть. В глаголах на -вать пишется буква н после шипящих з, ж, ч, ш, а также в словах с приставками, оканчивающимися на гласную: званый, призванный, названный, распутанный, стриженый, квалифицированный, заштопанный, тренированный. В глаголах на -ть буква н пишется после гласных и шипящих: никому, долго, некошеный, ношеный, плетеное, раненый, легко раненый.
Тема. Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений. Правописание наречий. Слова категории состояния.
Упражнение 1. Данные слова и словосочетания замените синонимичными наречиями и объясните их написание.
Находиться недалеко от чего-либо; Находиться близко к чему-либо - находиться рядом, близко;
напрасно потратить силы; Напрасно потратить силы - потратить силы зря, напрасно;
стоять вытянувшись.; Стоять вытянувшись - стоять прямо, вытянувшись во весь рост.
наиграться в достаточной мере; Наиграться в достаточной мере - наиграться полностью, досыта;
разбить на мелкие кусочки; Разбить на мелкие кусочки - раздробить, измельчить;
пуститься со всех ног; Пуститься со всех ног - пуститься во все тяжкие, взяться за что-то с полной отдачей;
рассориться окончательно; Рассориться окончательно - рассориться навсегда, разойтись навсегда;
идти ощупью, ничего не видя; Идти ощупью, ничего не видя - идти на ощупь, нащупывая;
есть сухую пищу; Есть сухую пищу - есть по сухому, без напитка;
Синонимы записаны через запятую после оригинального слова или словосочетания. Написание синонимов соответствует стандартному правописанию.
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий, определите их синтаксическую функцию.
1.Там, высоко в горах, может быть, и бродили какие ветерки, у нас внизу было совсем тихо. Наречие «высоко» отвечает на вопрос «где?», относится к подлежащему и сужает пространственное значение глагола «бродили», наречие «внизу» отвечает на вопрос «где?», относится к подлежащему и сужает пространственное значение глагола «было».
2. Прошлое уходило куда-то вдаль, теряло свою цену. Наречие «куда-то» отвечает на вопрос «куда?», уточняет направление движения глагола «уходило», наречие «вдаль» отвечает на вопрос «куда?», уточняет направление движения глагола «уходило».
3. На утро, позавтракав молоком с хлебом и яйцами в спешке, пошли искать председателя колхоза. Наречие «в спешке» отвечает на вопрос «как?», характеризует образ действий глагола «пошли»
4. В переди стоящее село и стало нашей целью на завтра. Наречие «в переди» отвечает на вопрос «где?», уточняет место расположения глагола «стоящее», наречие «на завтра» отвечает на вопрос «когда?», характеризует время действия глагола «стало».
5. Это были зарева в дали догоравших окрестностей... Над огнем вились в дали птицы, казавшиеся кучею темных мелких крестиков на огненном поле. Наречие «в дали» отвечает на вопрос «где?», уточняет место расположения глагола «были», наречие «в дали» отвечает на вопрос «где?», характеризует место расположения глагола «вились».
6. Сначала маленькие елочки шли, потом выше, выше... Наречие «сначала» отвечает на вопрос «когда?», характеризует порядок действий глагола «шли», наречие «выше» отвечает на вопрос «куда?», уточняет направление движения глагола «шли».
7. Потолок в середине обуглен, и бумага с него оборвана. Наречие «в середине» отвечает на вопрос «где?», уточняет место расположения глагола «обуглен», несет дополнительную информацию о месте.
8. Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной, жаркой избы. Наречие «на цыпочках» отвечает на вопрос «как?», характеризует образ действий глагола «вышел».
9. Пальто Захара пришлось ему как раз в пору. Наречие.
10. Он толкнул своего соседа в бок. Наречие «в бок» отвечает на вопрос «куда?», уточняет направление действия глагола «толкнул».
11. И какой далекой, давней нам с тобой покажется война в миг, когда толкнем рукою ставни, сдернем шторы черные с окна. Наречие «в миг» отвечает на вопрос «когда?», характеризует время действия глагола «покажется», наречие «война» отвечает на вопрос «какой?», является дополнением к глаголу «покажется».
12. Я в раздумье побрел домой. Наречие «в раздумье» отвечает на вопрос «как?», характеризует образ действий глагола «побрел».
Тема. Служебные части речи. Предлог как часть речи
Упражнение 1. Перепишите, раскрывая скобки. Там, где нужно, поставьте дефис.
Выйти из комнаты, из-за болезни, узнать от друга, присесть к столу, по над лесом, по реке, взяться за дело, инспектор из министерства, невнимательный к людям, с нами, через реку, по лугу, за Днепром, у калитки, по затынув огород, со стола, без/безо всяких усилий.
Дефис используется в словосочетаниях, где слова связаны между собой значением и не могут находиться в тексте отдельно.
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.
Поступить наперекор желанию друзей, идти навстречу ветру, действовать согласно закону, вопреки предсказанию, благодаря прочным знаниям, нам дали несколько тетрадей, выдали по десять рублей, по приезде в город устроился в гостинице, тосковал по родному селу, грустил по вам, сделать доклад по возвращению, приехать на стройку по окончанию вуза, вопреки совету друзей, тужить по нему, действовать согласно предписанию, скучать по сыну.
Упражнение 3. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.
Вследствие сильного снегопада, делать наперекор желанию, по прибытии на место, узнать насчет подписки, перевести деньги на счет фирмы, в следствии по делу, в виду приближения осени, иметь в виду, письма вроде дневника, в соответствии с государственным образцовым стандартом, несмотря на преграды.
Правописание предлогов:
- Вследствие - предлог, пишется слитно.
- Наперекор - предлог, пишется слитно.
- По - предлог, пишется раздельно.
- На счет - предлог и существительное, пишутся раздельно.
- На - предлог, пишется раздельно.
- В виду - предлог, пишется слитно.
- Вроде - предлог, пишется слитно.
- В соответствии - предлог, пишется слитно.
- Несмотря на - предлог и деепричастие, пишутся раздельно
Самостоятельная работа №4. Подготовить доклад на выбранную тему
«Монолог и диалог. Особенности построения и употребления»
Монолог и диалог - две формы общения, которые имеют свои особенности и применения. Монолог - это форма высказывания одного человека без участия других, в то время как диалог - это форма общения, где два или более человека обмениваются мыслями и идеями. Важным элементом монолога является то, что его автор не ожидает ответа или обратной связи от слушателя, в отличие от диалога, который предполагает обратную связь и ответы. Монолог может быть более формальным, а диалог более неформальным и искренним. Оба метода могут использоваться вместе для создания более эффективного общения. Несмотря на различия, монолог и диалог имеют свое значение и могут помочь нам лучше понимать друг друга.