Файл: Сергеева Любовь Викторовна Место работы мкоу казанская сош общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практикум №2
1. Проектирование этапов учебного занятия по предмету на основании федеральной/примерной рабочей программы в соответствии с технологической картой урока.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ФРП или ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Сергеева Любовь Викторовна

Место работы

МКОУ Казанская СОШ



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ФРП или ПРП)

ФРП

Тема урока

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ФРП / ПРП):

Личностные

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


Предметные

- уметь находить сведения по теории литературы;

- иметь представление о понятиях «сказка», «виды сказок», «сказитель»;

- уметь работать с доступным справочным материалом, учебником;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученной темой;

- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Сказка (казка, байка, побасенка), сказочник (бахарь), собиратель сказок, виды сказок.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Книгопечатная продукция

Литература. 5 класс. В 2 частях. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М., Просвещение, 2022.


Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


- На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них.

- Послушайте фрагмент произведения и угадайте, в каком жанре представлено произведение (учитель читает фрагмент из сказки «Царевна-лягушка»)

- Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?

- А что такое сказка?

-Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители».

-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?

Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

-Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь.



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
-Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе?

-Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок.

- Кто часто бывают героями русских народных сказок?

-В детстве очень часто вы просили своих родителей рассказать сказку на ночь и слышали вопрос: какую хочешь услышать сказку про животных, про Ивана-царевича, про гусей-лебедей? Не случайно такой вопрос задавали родители: все сказки по своему сюжету делятся на волшебные, социально-бытовые, о животных.

Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы « Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы.


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Знакомились ли вы с этим жанром до этого урока?

- Может ли кто-нибудь сейчас сказать, что такое «сказка»?
- Как вы думаете, надо ли вам узнать, что такое «сказка»?
- Работаем по следующему плану.

1. Ты узнаешь, что такое «сказка», виды сказок, особенности сказок.

2. Выяснишь, кто такие сказители.

3. Научишься составлять памятку «Как рассказывать сказку».


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалами (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


1. Изучение понятия:

- Что, по-вашему, представляет собой жанр «сказка»?

- В чём его отличие от других жанров?
2. Составление опорного конспекта, работа с учебником.

- Познакомимся с материалом учебника. Запишем определение сказки, структуру себе в тетрадь. Обозначьте также приметы сказок (вымысел, занимательность, поучительность). Правильно ли мы обозначили их?
Зачитываются фрагменты трёх сказок.

- О чём или о ком эти сказки? В чём их сходство?

- В чём их различия?

- Как вы думаете, на какие виды делятся сказки?

- О каких видах сказок говорят исследователи?

- Жанр сказки имеет свои особенности, «премудрости». Найдите в материалах учебника что относится к особенностям сказок? Выпишите себе в тетрадь (в скобках кратко укажите примеры).
3. Беседа:

- Как вы думаете, кто является автором сказок?

- Как сказки дошли до нашего времени?

- Одинаковые ли это вещи – читать сказки и рассказывать их?

- Собиратель сказок и сказочник (бахарь) – одно и то же?

4. Сообщение учителя:

Подчёркивается, что талантливый сказочник – это знаток сказок, соавтор и настоящий актёр одновременно.

У каждого из сказочников своя манера сказывать сказку. Енисейский сказочник Ф.Н.Зыков утверждал, что главное в сказке – диалог, А.К. Новопольцев – «потешные элементы», И.Семёнов – стилевая обрядность. А.К.Барышникова – балагурное начало, ритм, рифма. Н.О.Винокурова сопровождает сказания жестами, мимимкой, вводит тексты песен, пейзаж, Ф.Аксаментов, наоборот, придерживается принципиальной нераскрашенности сказа. (Сообщение сопровождается слайдами презентации).
5. Работа в парах.

- Вы правильно догадались о том, кто же такой сказитель сказок. Но как же правильно рассказывать сказку?

- Я предлагаю вам составить памятку «Как рассказывать сказку», чтобы вам было немного полегче, можно объединиться с соседом по парте. Памятку можете оформить на отдельном листе.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда) /Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Структура сказки:

Присказка -

Зачин –

Концовка -

 

Сказитель –

Собиратель –

Формулы –

Постоянный эпитет -

2. Предлагает работу с раздаточным материалом.

- Чем отличаются разные виды сказок, чему учат?



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


1. На карточках предлагается подобрать к словам постоянные эпитеты, которые встречаются в сказках.

Поле, девица, молодец, вода, жемчуг, земля, море, волк, заяц, лиса.
2. Ответить устно. Чем помогают эти волшебные предметы героям сказок?

Скатерть-самобранка, меч-кладенец, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, молодильные яблоки, перо Жар-птицы, волшебно блюдечко и наливное яблочко.
3. Ответить на вопросы и привести примеры:

- Какова роль зачина в сказке?

- Каково значение присказки (присловья) в сказке?

- В чём состоит особенность сказочной концовки?

- Почему употребляются постоянные эпитеты?

- Почему в сказках используются троекратные повторения?


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

  1. Если бы вы были художником, какую иллюстрацию бы нарисовали к своей любимой сказке? Словесно опишите её.

2. Устный ответ учащегося на вопрос: Какой поступок героя (героини) восхищает вас? Почему?



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Тестовая работа

Виды народных сказок:

А) волшебные, реалистические, сентиментальные;

Б) волшебные, бытовые, о животных;

В) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе

2. Композиция народной сказки:

А) зачин, присказка, концовка;

Б) зачин, основная часть, концовка;

В) зачин, основные события, присказка, концовка

3. Сказки, в которых говорится о бедных и богатых, где крестьянин оказывается умнее самого царя:

А) бытовые;

Б) волшебные;

В) о животных

4. В каких сказках героям помогают волшебные предметы?

А) бытовые; Б) волшебные; В) о животных

5. Древнейший вид сказок, в которых животные являются изображением человеческого мира:

А) бытовые; Б) волшебные; В) о животных

6. Самый любимый герой бытовых сказок:

А) царь;

Б) крестьянская девушка;

В) солдат

7. Какой герой всегда является в сказках отрицательным?

А) Баба-Яга; Б) Кощей Бессмертный; В) царь

8. Кто в сказке «Царевна-лягушка» дал Ивану-царевичу волшебный клубок?

А) старичок

Б) Баба-яга

В) Василиса Премудрая

9.  Почему Журавль задумал жениться?

А) показалось скучно жить одному

Б) показалось страшно жить одному

В) не хотел сам заниматься хозяйством

10. «Стали жить-поживать да добра наживать» - это:

А) концовка; Б) присказка; В) зачин

11. К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»:

А)бытовая сказка; Б)волшебная сказка; В)сказка о животных;

12. Чем отличается литературная сказка от народной?

А) не используются чудесные превращения;

Б) имеет автора;

В) не имеет отрицательных героев

13. На ком хотел жениться журавль?

14. Что делали братья тем временем, пока Иван сражался с чудом-юдом:

15. Какие животные помогали Ивану – царевичу в сказке «Царевна-лягушка»?

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Приём «Работа с вопросником» по сказке «Царевна-лягушка» стр.13 учебника

1) Как звали младшего сына царя? (Иван-царевич)

2) Как посоветовал царь своим сыновьям найти невест? (пустить по стреле, куда упадет стрела, оттуда и невесту брать)

3) Куда угодила стрела Ивана-царевича? (в болото)

4) Почему Иван-царевич бросился сразу бежать от лягушки, когда увидел в её лапках стрелу? (не хотел в жены лягушку, боялся, что его засмеют люди)

5) На ком женились братья Ивана? (средний — на купеческой дочери, старший — на боярышне)

6) Какое первое задание дал царь своим невесткам? (испечь по караваю)

7) Кем в самом деле была лягушка? (Василисой Премудрой)

8) Какой каравай испекла купеческая дочь? (сырой да кособокий).

9) Что сказал царь, нужно делать с ковром, который принес ему старший царевич? (прикрывать лошадей во время дождя)

10) В чем, сказала лягушка Ивану, она приедет на пир? (в коробчонке)

11) Чем удивила царя Василиса Премудрая, когда пошла плясать? (когда махнула левым рукавом — появилось озеро, правым — по озеру поплыли белые лебеди)

12) За что выгнал из горницы царь жен среднего и старшего сына? (за то, что они забросали гостей костями-огрызками, а ему чуть глаз не вышибли)

13) Почему Иван сжег лягушечью кожу? (хотел, чтобы Василиса Премудрая оставалась такой красивой, не превращалась в лягушку)

14) Как помог старик найти Василису Премудрую? (дал волшебный клубок, который привел Ивана к Кощею Бессмертному)

15) Почему Иван-царевич не убил медведя, селезня, зайца и щуку? (он их пожалел, к тому же они обещали ему пригодиться)

16) Как Иван-царевич погубил Кощея Бессмертного? (отломил кончик иглы, в которой была его смерть)

17) К какому виду сказок относится данная сказка? (к волшебным)

18) Какой финал у сказки? (счастливый)



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Викторина «Русские народные сказки»:

  1. Кто всё время лежит на печи? (Емеля)

  2. Русская народная сказка «Сестрица … и братец Иванушка». (Алёнушка)

  3. Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).

  4. Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).

  5. Русская народная сказка «Молодильные …» (яблоки).

  6. Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)

  7. Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)

  8. Транспортное средство Емели. (Печь)

  9. Баба - … , костяная нога. (Яга)

  10. Чья смерть спрятана на конце иглы? (Кощея Бессмертного)

  11. Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)

  12. Кто отправил Ивана «туда, не знаю куда, искать то, не знаю чего»? (Царь)


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Заполни таблицу отличий фольклорной и литературной сказки (не меньше 3-х позиций):


Фольклорная сказка

Литературная сказка



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

 Вспомнить, какие цели ставили в начале урока?

- Удалось ли достичь их? Аргументировать свой ответ.

- Ответить на вопрос: нужно ли читать сказки?

- Взять цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметить «+» те высказывания, с которыми согласны.


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок ( конспект в тетради)





2. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Задание: разработайте пакет заданий к учебному занятию по выбранной самостоятельно теме учебного занятия (не менее 3 заданий на формирование разных видов запланированных результатов обучения).