Файл: Сергеева Любовь Викторовна Место работы мкоу казанская сош общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практикум №2
1. Проектирование этапов учебного занятия по предмету на основании федеральной/примерной рабочей программы в соответствии с технологической картой урока.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ФРП или ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Сергеева Любовь Викторовна |
Место работы | МКОУ Казанская СОШ |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 |
Место урока (по тематическому планированию ФРП или ПРП) | ФРП |
Тема урока | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ФРП / ПРП): | |
Личностные -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | |
Метапредметные - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | |
Предметные - уметь находить сведения по теории литературы; - иметь представление о понятиях «сказка», «виды сказок», «сказитель»; - уметь работать с доступным справочным материалом, учебником; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученной темой; - видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Сказка (казка, байка, побасенка), сказочник (бахарь), собиратель сказок, виды сказок. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Книгопечатная продукция Литература. 5 класс. В 2 частях. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М., Просвещение, 2022.Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||
- На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них. - Послушайте фрагмент произведения и угадайте, в каком жанре представлено произведение (учитель читает фрагмент из сказки «Царевна-лягушка») - Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке? - А что такое сказка? -Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители». -А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока? Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? -Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь. | ||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового -Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе? -Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок. - Кто часто бывают героями русских народных сказок? -В детстве очень часто вы просили своих родителей рассказать сказку на ночь и слышали вопрос: какую хочешь услышать сказку про животных, про Ивана-царевича, про гусей-лебедей? Не случайно такой вопрос задавали родители: все сказки по своему сюжету делятся на волшебные, социально-бытовые, о животных. Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы « Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы. | ||
Этап 1.3. Целеполагание | ||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Знакомились ли вы с этим жанром до этого урока? - Может ли кто-нибудь сейчас сказать, что такое «сказка»? - Как вы думаете, надо ли вам узнать, что такое «сказка»? - Работаем по следующему плану. 1. Ты узнаешь, что такое «сказка», виды сказок, особенности сказок. 2. Выяснишь, кто такие сказители. 3. Научишься составлять памятку «Как рассказывать сказку». | ||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалами (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||
1. Изучение понятия: - Что, по-вашему, представляет собой жанр «сказка»? - В чём его отличие от других жанров? 2. Составление опорного конспекта, работа с учебником. - Познакомимся с материалом учебника. Запишем определение сказки, структуру себе в тетрадь. Обозначьте также приметы сказок (вымысел, занимательность, поучительность). Правильно ли мы обозначили их? Зачитываются фрагменты трёх сказок. - О чём или о ком эти сказки? В чём их сходство? - В чём их различия? - Как вы думаете, на какие виды делятся сказки? - О каких видах сказок говорят исследователи? - Жанр сказки имеет свои особенности, «премудрости». Найдите в материалах учебника что относится к особенностям сказок? Выпишите себе в тетрадь (в скобках кратко укажите примеры). 3. Беседа: - Как вы думаете, кто является автором сказок? - Как сказки дошли до нашего времени? - Одинаковые ли это вещи – читать сказки и рассказывать их? - Собиратель сказок и сказочник (бахарь) – одно и то же? 4. Сообщение учителя: Подчёркивается, что талантливый сказочник – это знаток сказок, соавтор и настоящий актёр одновременно. У каждого из сказочников своя манера сказывать сказку. Енисейский сказочник Ф.Н.Зыков утверждал, что главное в сказке – диалог, А.К. Новопольцев – «потешные элементы», И.Семёнов – стилевая обрядность. А.К.Барышникова – балагурное начало, ритм, рифма. Н.О.Винокурова сопровождает сказания жестами, мимимкой, вводит тексты песен, пейзаж, Ф.Аксаментов, наоборот, придерживается принципиальной нераскрашенности сказа. (Сообщение сопровождается слайдами презентации). 5. Работа в парах. - Вы правильно догадались о том, кто же такой сказитель сказок. Но как же правильно рассказывать сказку? - Я предлагаю вам составить памятку «Как рассказывать сказку», чтобы вам было немного полегче, можно объединиться с соседом по парте. Памятку можете оформить на отдельном листе. | ||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда) /Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||
Структура сказки: Присказка - Зачин – Концовка - Сказитель – Собиратель – Формулы – Постоянный эпитет - 2. Предлагает работу с раздаточным материалом. - Чем отличаются разные виды сказок, чему учат? | ||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||
1. На карточках предлагается подобрать к словам постоянные эпитеты, которые встречаются в сказках. Поле, девица, молодец, вода, жемчуг, земля, море, волк, заяц, лиса. 2. Ответить устно. Чем помогают эти волшебные предметы героям сказок? Скатерть-самобранка, меч-кладенец, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, молодильные яблоки, перо Жар-птицы, волшебно блюдечко и наливное яблочко. 3. Ответить на вопросы и привести примеры: - Какова роль зачина в сказке? - Каково значение присказки (присловья) в сказке? - В чём состоит особенность сказочной концовки? - Почему употребляются постоянные эпитеты? - Почему в сказках используются троекратные повторения? | ||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||
Подберите соответствующие учебные задания | ||
2. Устный ответ учащегося на вопрос: Какой поступок героя (героини) восхищает вас? Почему? | ||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||
Подберите соответствующие учебные задания | ||
Тестовая работа Виды народных сказок: А) волшебные, реалистические, сентиментальные; Б) волшебные, бытовые, о животных; В) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе 2. Композиция народной сказки: А) зачин, присказка, концовка; Б) зачин, основная часть, концовка; В) зачин, основные события, присказка, концовка 3. Сказки, в которых говорится о бедных и богатых, где крестьянин оказывается умнее самого царя: А) бытовые; Б) волшебные; В) о животных 4. В каких сказках героям помогают волшебные предметы? А) бытовые; Б) волшебные; В) о животных 5. Древнейший вид сказок, в которых животные являются изображением человеческого мира: А) бытовые; Б) волшебные; В) о животных 6. Самый любимый герой бытовых сказок: А) царь; Б) крестьянская девушка; В) солдат 7. Какой герой всегда является в сказках отрицательным? А) Баба-Яга; Б) Кощей Бессмертный; В) царь 8. Кто в сказке «Царевна-лягушка» дал Ивану-царевичу волшебный клубок? А) старичок Б) Баба-яга В) Василиса Премудрая 9. Почему Журавль задумал жениться? А) показалось скучно жить одному Б) показалось страшно жить одному В) не хотел сам заниматься хозяйством 10. «Стали жить-поживать да добра наживать» - это: А) концовка; Б) присказка; В) зачин 11. К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»: А)бытовая сказка; Б)волшебная сказка; В)сказка о животных; 12. Чем отличается литературная сказка от народной? А) не используются чудесные превращения; Б) имеет автора; В) не имеет отрицательных героев 13. На ком хотел жениться журавль? 14. Что делали братья тем временем, пока Иван сражался с чудом-юдом: 15. Какие животные помогали Ивану – царевичу в сказке «Царевна-лягушка»? | ||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||
Подберите соответствующие учебные задания | ||
Приём «Работа с вопросником» по сказке «Царевна-лягушка» стр.13 учебника 1) Как звали младшего сына царя? (Иван-царевич) 2) Как посоветовал царь своим сыновьям найти невест? (пустить по стреле, куда упадет стрела, оттуда и невесту брать) 3) Куда угодила стрела Ивана-царевича? (в болото) 4) Почему Иван-царевич бросился сразу бежать от лягушки, когда увидел в её лапках стрелу? (не хотел в жены лягушку, боялся, что его засмеют люди) 5) На ком женились братья Ивана? (средний — на купеческой дочери, старший — на боярышне) 6) Какое первое задание дал царь своим невесткам? (испечь по караваю) 7) Кем в самом деле была лягушка? (Василисой Премудрой) 8) Какой каравай испекла купеческая дочь? (сырой да кособокий). 9) Что сказал царь, нужно делать с ковром, который принес ему старший царевич? (прикрывать лошадей во время дождя) 10) В чем, сказала лягушка Ивану, она приедет на пир? (в коробчонке) 11) Чем удивила царя Василиса Премудрая, когда пошла плясать? (когда махнула левым рукавом — появилось озеро, правым — по озеру поплыли белые лебеди) 12) За что выгнал из горницы царь жен среднего и старшего сына? (за то, что они забросали гостей костями-огрызками, а ему чуть глаз не вышибли) 13) Почему Иван сжег лягушечью кожу? (хотел, чтобы Василиса Премудрая оставалась такой красивой, не превращалась в лягушку) 14) Как помог старик найти Василису Премудрую? (дал волшебный клубок, который привел Ивана к Кощею Бессмертному) 15) Почему Иван-царевич не убил медведя, селезня, зайца и щуку? (он их пожалел, к тому же они обещали ему пригодиться) 16) Как Иван-царевич погубил Кощея Бессмертного? (отломил кончик иглы, в которой была его смерть) 17) К какому виду сказок относится данная сказка? (к волшебным) 18) Какой финал у сказки? (счастливый) | ||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||
Викторина «Русские народные сказки»:
| ||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||
Заполни таблицу отличий фольклорной и литературной сказки (не меньше 3-х позиций):
| ||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||
Этап 5.1. Рефлексия | ||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||
Вспомнить, какие цели ставили в начале урока? - Удалось ли достичь их? Аргументировать свой ответ. - Ответить на вопрос: нужно ли читать сказки? - Взять цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметить «+» те высказывания, с которыми согласны. | ||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||
Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок ( конспект в тетради) |
2. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Задание: разработайте пакет заданий к учебному занятию по выбранной самостоятельно теме учебного занятия (не менее 3 заданий на формирование разных видов запланированных результатов обучения).