Файл: Тип урока урок открытия новых знаний. Тема Доли. Цель создание условий для ознакомления с понятием доли, с тем, как образуются и называются доли. Задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока
Математика, 3 класс, 1 часть, УМК «Школа России».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: Доли.

Цель: создание условий для ознакомления с понятием «доли», с тем, как образуются и называются доли.

Задачи:

1) знакомить с понятием «доли», с тем, как образуются и называются доли;

2) развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развивать слуховую и зрительную память, логическое мышление;

3) воспитывать интерес к изучению математики, чувство товарищества и взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие «доли», знать, как образуются и называются доли.

Метапредметные:

– познавательные УУД: уметь работать с материалом, предоставленным учителем, использовать добытые знания, анализировать материал;

– регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, оценивать результаты своей деятельности, контролировать свою деятельность, самоопределение к деятельности;

– коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать учителя, вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

Личностные: адекватно оценивать свою деятельность, воспитывать сильные качества личности, проявлять сознательный интерес к изучению математики.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки.
Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент.

– Ребята, урок начинается, приготовьтесь и мы с вами начинаем. Улыбнитесь друг другу и садитесь.

Руки?

Локти?

Спина?

– На месте.

– У края.

– Прямая.


Р.: самоопределение к деятельности.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

– Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин. На какие равные части делили целый апельсин? (1 слайд).
– Кто знает, что это такое?
– Где в жизни вы встречали это слово?
– Ребята, словосочетания «равные части» иногда заменяют словом «доли». В математике такие равные части от целого называют доли.

Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
– Верно, посмотрите на доску. Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что получилось. Как распилили бревно бобры?
– Значит какое сегодня обязательное требование к делению целого на части?
– Молодцы! Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял еж? Какую долю бревна взял бобер?
– Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?
– Значит, какая цель стоит перед ним?


– На дольки.


– Дольки мандарина, лимонные дольки.

– Про доли.
– Не ровно.

– Части должны быть равными.

Ответы детей.

– Нет.

– Узнать, как называть и записывать доли.

П.: уметь работать с материалом, предоставленным учителем.

П.: анализировать материал.
Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Актуализация знаний.

– Посмотрите на запись на доске.

(2 слайд).

27 : 3 > 9 24 : 4 > 8

28 : 8 = 4 20 : 4 < 5

14 : 1 = 14 21 : 7 = 3
– Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки.
– Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражения.
– Чем отличаются данные выражения друг от друга? На какие две группы можно разделить данные выражения?
– Какое действие с числами выполняли?


Ответы детей.


П.: работать с различным материалом.
П.: анализировать.

4. Первичное усвоение новых знаний.

– Теперь давайте с вами обсудим нашу новую тему. Посмотрите на доску, какие мысли у вас возникают при виде яблока?
– Вот я бы одна его есть не стала, а поделилась бы с вами. Что мне сделать, если оно одно?
– Смогу ли я разделить яблоко на две равные части?
– Как мы его разрежем?
– Как сказать по-другому?
– А как мы с вами можем назвать равные части?
– На сколько равные части разделили яблок?
– Как можно назвать одну часть?
– Посмотрите на запись на доске, как мы с вами можем записать доли.

(3 слайд).
– Что эта запись обозначает?
– Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:). Но в математике есть еще один знак деления, он называется «дробная черта – и, соответственно, числа, записанные с этим знаком, называются дробными».
– Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

А число над чертой?
– Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т. к. от целого взяли одну равную часть.
– Сейчас давайте с вами сделаем вывод. При чтении дроби сначала произносится верхняя часть в виде количественного числительного, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, четвертая и т. д.

В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равные части (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.


– Вкусное, сладкое и тд.

– Разделить его.

– Да.
– Пополам.
– На две равные части.

– Доли.

– На две.
– Половина, одна вторая.

Мнения детей.

Ответы детей.


К.: вступать в диалог с учителем.

Л.: проявлять сознательный интерес к изучению математики.

К.: слушать и слышать учителя.

5. Первичная проверка понимания.

– Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос?
– Вернемся к апельсинам. Сколько было апельсинов?
– На сколько равные части разделили апельсин?
– Какая доля апельсина досталась ежу?
– Что мы сделали с апельсином?
Физкультминутка

Дружно встали – 1, 2, 3!

Мы теперь все молодцы!

А теперь пришла пора –

Разомнется детвора.
– Сейчас мы вместе попробуем выполнить такую работу.

Нарисуем с вами круг и разделим его на две части. Как мы с вами это сделаем?
– Верно. Сколько половин в целом круге?

– Какие это части?
– И получили мы с вами…
– Нарисуйте другой круг и разделите его на 4 равные части. Как вы его разделите?
– Сколько в целом круге четвертых долей?
– А теперь закрасьте синим карандашом. Как можно назвать эту часть?
– А как мы с вами ее запишем?
– Что обозначает эта запись?


– Как прочитать эту запись?
– Сколько четвертых долей в половине?
– Какая доля больше, половина или четверть?
– Как мы это с вами запишем?
­– Теперь открываем учебник на странице 92, задание №2.

Рассмотрим, на какие равные части разделен один и тот прямоугольник. Назовите доли прямоугольников , начиная с наименьшей. Наименьшая у нас какая будет?
– Затем?
– Верно. Какая дольше меньше одна третья или одна шестая?
– Одна третья или половина этого прямоугольника?
– Какая доля больше, одна третья или одна шестая?
– Верно ребята, молодцы.


– Да.

– 1.

– На 2.

– Половина, одна вторая.
– Разделили.


– Проведем линию.

– В целом круге 2 половины.
– Равные.
– ½.


– Проведем две линии.

– 4.


– Одна четвертая.
– ¼.
– Что целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.
– Одна четвертая.

– 2.

– Половина.
½ > ¼.

1/6.
¼, 1/3, ½,

– Одна шестая.

– Одна третья.

– Одна шестая.

К.: вступать в диалог с учителем.

П.: использовать добытые знания.

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

6. Первичное закрепление.

Ребята, сейчас вам нужно выполнить самостоятельное задание, я каждому раздам карточки с заданием, вам нужно закрасить часть фигуры, соответствующей дроби.
– Все выполнили задание?
– Теперь давайте с вами проверим. В квадрате сколько частей закрасили?
– В круге?
– В прямоугольнике? И т.д

(слайд).
– В конце урока сдаем все листочки мне на стол.


Выполняют задание.
– Да.


– 1.


П.: использовать добытые знания.

Л.: проявлять сильные качества личности.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

– Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Страница 93, № 9. Нужно начертить квадрат и делить его на доли. Выполнять строго по записи из учебника!

Записывают домашнее задание.



К.: слушать и слышать учителя.

8. Рефлексия (итоги урока).

– Ребята, вот наш с вами урок подходит к концу.

Что мы с вами сегодня делали на уроке?
– Какую цель мы с вами ставили в начале урока?


– Мы с вами достигли этой цели, мы узнали?
– Что такое доли?
– Как называется черта, чтобы записать доли?
– Верно, Молодцы!

Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему все понятно поднимите зеленую карточку, кто считает, что что-то не до конца понял, поднимите желтую карточку, а кто совсем ничего не понял на уроке, поднимите красную карточку.
– Я очень рада, что сегодня все поняли новую тему. Урок окончен.


– Изучали новую тему.

– Узнать, что такое доли, как их называть и как их записывать.

– Да.
– Часть целого.

– Дробная черта.

Поднимают карточки.


Л.: адекватно оценивать свою деятельность на уроке.