Файл: Ревизия финансово хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Смета составляется в двух или трех экземплярах, один из ко­торых направляется в бюджетное учреждение, а второй остается в вышестоящей организации, утвердившей смету. При наличии централизованной бухгалтерии один экземпляр остается в центра­лизованной бухгалтерии. К смете бюджетного учреждения должен быть приложен тарификационный список педагогического, медицинского и другого персонала.

Изменения в смету может вносить главный распорядитель кредита, утвердивший смету, поскольку правом изменения годовых назначений по сметам отдельных учреждений пользуется та орга­низация, которая утвердила годовую смету.

Руководителю организации предоставлено право использовать предусмотренные сметами средства по каждому назначению в пре­делах годовых ассигнований независимо от поквартального распре­деления, за исключением ассигнораний на заработную плату и ка­питальные вложения.

Увеличение в указанном порядке квартальных расходов по од­ной статье допускается за счет соответствующего сокращения рас­ходов по другим статьям, кроме расходов на заработную плату, капитальные вложения и питание (а для учреждений, состоящих на государственном бюджете, и расходов на приобретение оборудования и ин­вентаря”, без превышения общей суммы квартальных ассигнований по всем статьям сметы в целом.

Бюджетное учреждение может иметь в своем распоряжении помимо средств, получаемых из бюджета, специальные средства, на что составляется отдельная смета доходов и расходов. Специ­альными являются средства, образующиеся из тех доходов уч­реждений, состоящих на бюджете, которые могут расходоваться на специальные цели без проведения по доходной и расходной части бюджета.

Образование и упразднение специальных средств учреждений, состоящих на республиканских и местных бюджетах, осуществляются в установленном порядке.

При проверке правильности планирования расходов на содер­жание бюджетных учреждении следует учитывать имеющиеся осо­бенности отдельных видов учреждений.

2. Ревизия кассовых и расчетных операций.

Работники (финансовых органов, включая контрольно-ревизион­ный аппарат, проводят большую работу по проверке правильности расходования и сохранности государственных средств, отпускаемых на содержание бюджетных учреждений.


Ревизиями и проверками в бюджетных учреждениях еще не­редко выявляются случаи неэкономного, незаконного расходования отпускаемых средств, а также не обеспечения их сохранности. Это вызывает необходимость усиления борьбы с нарушениями финансо­вой дисциплины и бесхозяйственностью, а также улучшения каче­ства проводимых ревизий и проверок в бюджетных учреждениях.

Для ревизий и проверок бюджетных учреждений рекомендуется следующий порядок их проведения.

По прибытии на место ревизующие после предъявления своих документов приступают к ревизии кассы и организуют проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей. Проверка прово­дится в присутствии кассира, счетного работника учреждения и желательно представителя общественности. От кассира необходимо получить письменное подтверждение о том, что он предъявил все имеющиеся в кассе ценности. Все деньги и другие ценности тща­тельно подсчитываются и об этом немедленно, не дожидаясь конца ревизии, составляется акт в трех экземплярах, в котором указы­вается сумма предъявленных наличных денег и других ценностей. В этом же акте указывается номер последнего чека, по которому получены деньги из банка, а также номер и содержание последней записи, проведенной по приходу и расходу кассовой книги. Если в кассе установлена недостача, необходимо предложить кассиру внести недостающую сумму, а излишки оприходовать. Имеющиеся в кассе частные записки не могут служить основанием для оп­равдания расходов, так как кассир без оформления в бухгалтерии документа не имеет права выдавать деньги из кассы кому бы то ни было.

В каждом бюджетном учреждении обычно отдельные должно­стные лица получают под отчет деньги для выплаты заработной платы, для производства хозяйственных и других расходов. Реви­зующий должен получить список лиц, которые в процессе ревизии должны отчитаться в числящейся за каждым из них сумме.

Ревизующий тщательно проверяет полноту оприходования де­нежных сумм, полученных по каждому чеку из банка. В этих целях в банке получают выписку из текущего счета и по ней све­ряют записи в бухгалтерии ревизуемого учреждения с копиями выписок из банка, имеющихся в делах бухгалтерии, так как бы­вают случаи, когда после получения выписки из банка в нее вно­сятся исправления, что искажает фактическое положение дел.

Следует тщательно проверить перечисление в конце года сумм с текущего счета бюджетного учреждения на счета торговых, за­готовительных, снабженческих организаций, колхозов и других хозорганов. Нередко бюджетные учреждения перечисляют хозорганам средства и списывают эти суммы прямо на расходы, вместо того, чтобы отразить их как дебиторскую задолженность. В начале будущего года за счет этих сумм они получают материальные цен­ности сверх предусмотренных ассигнований по утвержденным сме­там. В таких случаях необходимо проводить встречные проверки в соответствующих организациях.



Ревизующий должен проверить правильность оприходования сумм, получаемых не по чекам из банка. Это главным образом касается сумм по так называемым специальным средствам: плата родителей за содержание детей в детских учреждениях, доходы от подсобных производств и др. Необходимо, в частности, прове­рить, полностью ли оприходованы суммы, указанные в корешках (копиях) квитанций, приходных ордеров и других документов, со­ставляемых при поступлении в кассу денежных сумм. Ревизиями выявлялись случаи, когда в корешках квитанций о приеме денег от родителей за содержание детей в детских учреждениях записы­вались суммы в меньшем размере, чем фактически получено. По этим корешкам приходовались деньги по кассе. В квитанции, вы­даваемой на руки, а также в лицевом счете получаемая сумма ука­зывалась полностью.

Кроме того, следует установить, какие доходы поступают в бюджетные учреждения, правильность исчисления и полноту опри­ходования сумм по каждому доходному источнику.

Кассовые операция проверяются по оправдательным докумен­там за период с момента предыдущей ревизии. Каждый документ необходимо проверить с точки зрения законности операции, соот­ветствия расходов по смете и выделенным ассигнованиям, эконом­ного и целесообразного использования средств, правильности оформления документов и отражения операции по бухгалтерскому учету, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей.

При проверке правильности тарификации заработной платы учителей и других работников просвещения необходимо иметь в виду следующее.

Директора школ и руководители других учреждений просве­щения проверяют документы об образовании и стаже педагогиче­ской работы учителей, преподавателей, воспитателей и других пе­дагогических работников, составляют на них тарификационные списки и вместе с заверенными ими копиями этих документов представляют списки в вышестоящие организации.

Отделы народного образования ежегодно по состоянию на 1 сентября составляют сводные ведомости тарификации учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников на основании утвержденных тарификационных списков. Сводные ведомости представляются ежегодно вышестоящему отделу народ­ного образования или министерству просвещения: районными, го­родскими отделами народного образования — не позднее 15 сен­тября, а областными, краевыми отделами народного образования и министерством просвещения автономной республики — не позднее 1 октября. Копии сводных ведомостей направляются соответству­ющим финансовым органам.


Определение и утверждение размеров ставок заработной пла­ты и должностных окладов учителям, преподавателям и другим работникам просвещения производятся:

по учреждениям, состоящим на сельском, поселковом, район­ном или городском (городов, не имеющих районного деления) бюд­жете,—соответственно заведующим районным, городским отделом народного образования;

по учреждениям, состоящим на краевом, областном, городском бюджетах или республиканском бюджете автономных республик, - соответственно заведующим краевым, областным, городским отделом народного образования, министром просвещения автономной рес­публики.

При проверке правильности установления заработной платы ра­ботникам здравоохранения следует иметь в виду, что:

должностные оклады (ставки), размеры их повышения, а так­же размеры надбавок, доплат, коэффициентов к должностным ок­ладам (ставкам) работников определяются руководителями учреж­дений здравоохранения, а руководителей учреждения - вышестоя­щими органами здравоохранения;

руководители учреждений должны лично проверять представ­ленные работниками документы об образовании, стаже работы по специальности, присвоении квалификационной категории, разряда, наличии ученой степени, присвоении почетного звания “заслуженный врач республики”;

учреждения здравоохранения ежегодно должны составлять тарификационные списки по форме, приложенной к смете расходов учреждения.

При ревизии правильности начисления заработной платы учи­телям контролер ревизор должен проверить по платежным ведомос­тям, соответствуют ли ставки заработной платы ставкам, установ­ленным по тарификации с учетом последующих изменений, число оплаченных уроков - установленному учебному плану, правильно ли начислены суммы за кружковую работу, классное руководство, проверку письменных работ учащихся и др.

При ревизии правильности начисления заработной платы работ­никам здравоохранения ревизующий обязан проверить по платеж­ным ведомостям, соответствуют ли ставки заработной платы тарификационным спискам с учетом изменений, штатным расписа­ниям, графикам и табелям учета фактически отработанного вре­мени.

При проверке правильности выплаты заработной платы следует проверить правильность составления платежных ведомостей, нали­чие подписей, а также правильность итогов па каждой странице ведомости. В ревизионной практике имеются случаи, когда частные суммы не соответствуют общим итогам по ведомости, а получен­ные в связи с этим из банка излишние суммы присваивались. Не­обходимо проверить правильность удержания подоходного налога с каждого работающего и своевременность перечисления этих сумм в бюджет, а также сумм по социальному страхованию. Распоря­жения о перечислении этих сумм должны даваться одновременно с получением по чеку средств на выплату заработной платы.


При ревизии бюджетных учреждений необходимо также тща­тельно проверить: 1) не включены ли в платежные ведомости лица, фактически не работающие в организации, с. целью присвое­ния денежных средств, начисленных этим лицам. Ревизиями такие случаи устанавливались; 2) состояние расчетов с рабочими и слу­жащими по не выплаченным по каким-либо причинам заработной плате, пенсиям, пособиям по временной нетрудоспособности, т. е. по депонентским счетам. Ревизиями выявлялись факты, когда кас­сир бюджетного учреждения выписывал на имя депонента под­ложный расходный кассовый ордер, в котором подделывал подпись депонента, а полученные по чеку в банке деньги присваивал.

Следует обратить особое внимание на своевременность выплаты заработной платы. Каждый случаи задержки выплаты заработной платы работникам бюджетного учреждения должен быть зафикси­рован в акте с указанием причин и виновных должностных лиц. Одновременно в ходе ревизии необходимо принять меры, чтобы имеющаяся задолженность была погашена.

3. Проверка использования основных средств и материальных ценностей.

Ревизуя хозяйственную деятельность бюджетного учреждения, необходимо тщательно проверить сохранность и правильность ис­пользования не только денежных, но и материальных ценностей: инвентаря, оборудования, производственных и строительных мате­риалов, продуктов питания и др. Для этого необходимо выяснить, проводится ли инвентаризация материальных ценностей в установ­ленные сроки, когда была проведена последняя инвентаризация, выделены ли должностные лица, ответственные за сохранность этих ценностей, правильно ли эти ценности списываются в расход, обеспечивают ли складские помещения и кладовые сохранность ма­териальных ценностей.

С целью организации проверки фактического наличия ценнос­тей, имеющихся в бюджетном учреждении, ревизор договаривается с руководителем учреждения о назначении комиссии, в состав ко­торой должны быть включены наряду с материально ответствен­ными лицами счетный работник и желательно представитель об­щественности. Ревизору лично не рекомендуется подсчитывать, взвешивать ценности, но он должен внимательно следить за пра­вильностью и полнотой проведения этой работы и фиксировать результаты. Данные инвентаризации по каждому виду ценностей записываются в инвентаризационную ведомость с указанием коли­чества, веса или объема каждого вида ценностей. Инвентаризационные ведомости подписываются всеми членами комиссии, про­водившими инвентаризацию. Одни экземпляр ведомости передается в бухгалтерию. Проверяющему следует тщательно рассмотреть каж­дое отклонение, выяснить причины, предложить оприходовать вы­явленные излишки и записать на материально ответственных лиц всю сумму недостач и после получения объяснения поставить воп­рос о взыскании их с виновных лиц. Наряду с этим он проверяет правильность записей, внесенных в сличительную ведомость бух­галтером учреждения, и их соответствие бухгалтерским данным. При выявлении крупных недостач или хищений необходимо соста­вить промежуточный акт и, не дожидаясь конца ревизии передать материалы следственным органам.