Файл: Особенности игровой деятельности у дошкольников 56 лет с нарушением речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Курсовая работа на тему: «Особенности игровой деятельности у дошкольников 5-6 лет с нарушением речи»

Специальность 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология»

Выполнила:

Студентка С. ?. Усанова

Группа 2ДД курс 2

Руководитель: Е. И. Викторова

г. Чебоксары 2023 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1 Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушением речи в психолого-педагогической литературе………………………….….……4

1.1 Особенности игровой деятельности детей 6-7 лет……….……………….…4

1.2 Особенности игровой деятельности у детей с нарушением речи 5-7 лет…8

1.3 Диагностические методики по изучению игровой деятельности у детей 5-7 лет…………………………………………………………………………………11

Глава 2. Экспериментальное исследование и оценка игровой деятельности у дошкольников……………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы...………………………………………...…………..………21

Приложение 1 ……………………………………………………………………22

Приложение 2 …….……………………………………………………………...23

Введение

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. В данной работе затронута проблема развития речи игровой деятельности в дошкольном возрасте, так как данный вид деятельности является ведущим.


Цель моего исследования: выявить особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Предмет исследования: особенности игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями.

Гипотеза. Предположим, что игровая деятельность детей с выраженными нарушениями речи сформулирована на довольно низком уровне, не соответствует возрастной норме по многим показателем. С целью проверки гипотезы была организована экспериментальная работа.

Для раскрытия цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретический аспект по теме исследования.

  2. Подобрать диагностические методики.

  3. Провести диагностику игровой деятельности у детей с нарушениями речи и в норме.

  4. Проанализировать полученные результаты и сравнить развитие игровой деятельности у детей с нарушениями речи с результатами детей без нарушений речи.

Методы исследования: теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа данных.

Практическая значимость исследования заключается в практическом применении результатов исследования воспитателями, дефектологами и другими педагогами.

Этапы исследования: выбор темы курсовой работы, поиск литературы по теме исследования, теоретический анализ выбранной литературы, составление плана курсовой работы, планирование исследовательской работы, проведение эксперимента, написание курсовой работы.

Организация исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1 Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушением речи в психолого-педагогической литературе.

1.1 Особенности игровой деятельности детей 6-7 лет

Эльконин Д.Б. отметил, что «игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап умственных действий с опорой на речь»

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В развитии игровой деятельности выделяются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Развитие игровых действий происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами - к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами - и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам. Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему: игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста; игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью; развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.


Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность.

В период от пяти до семи лет игра старших дошкольников вступает в пору своего расцвета. В сюжетно-ролевой самодеятельной игре усложняются сюжеты; она приобретает все более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами. Дети активно участвуют в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых воспитателями. Характерная черта ребенка этого возраста — стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности. В играх-фантазиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Иногда эти игры могут принимать вид совместного рассказывания. В старшем дошкольном возрасте наряду с совместными сюжетно- ролевыми играми развиваются индивидуальные, а иногда и совместные режиссерские игры с игрушками. Дети создают все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что ребенок либо не берет на себя никакой роли, либо принимает на себя по очереди роли всех персонажей и, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как «режиссер». Эта своеобразная позиция ребенка и позволяет назвать игры такого типа режиссерскими. Одновременно в старшем дошкольном возрасте дети осваивают игры с правилами. К ним относятся различные по содержанию и педагогической направленности дидактические, досуговые и народные игры. Эти игры очень важны для развития произвольности, внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоения различных знаний. Эти игры всегда включают несколько участников, способствуя развитию умения действовать с партнерами. Ребенок легко запоминает правила и действует в их рамках; контролирует свои и чужие действия, усваивает способы регуляции совместной деятельности (например,
выбор очередности в игре с помощью считалки, жеребьевки и т.п.), учится адекватно переживать удачу и неуспех. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка. В старшем дошкольном возрасте игра становится разнообразной по видам. Ведущими в условиях детского сада остаются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры (поиграем в моряков, в путешествие, в ателье мод, в цирк и т. п.). Строится сюжет, возникают и распределяются в процессе самой игры роли, которые «обрастают» ролевыми действиями, согласованными с действиями партнеров. В этих играх активно формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности. Возникновение и развитие самодеятельных ролевых игр связано с расширением кругозора ребенка.

Необходимо внимательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам, возникающим по ходу игры и вне ее. Вместе с тем не следует настойчиво вмешиваться в игру, если у детей нет потребности в непосредственном участии воспитателя. Воспитатель может принять прямое участие в игре при затруднениях в развитии сюжета, в случае конфликтов из-за распределения ролей или в тех случаях, когда дети сами просят его войти в игру с какой-то определенной ими ролью. Для самодеятельных игр очень важна такая предметно-игровая среда, которую дети могут легко по своему желанию трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры. Это происходит, если предоставить детям игровые модули (жесткие и мягкие, например набор «Модуль-игра»), а также обычные сюжетно-образные игрушки и разнообразные предметы-заместители. Самодеятельные сюжетно-ролевые, как и режиссерские игры, не нуждаются в специальной организации и тематическом планировании со стороны педагога, но требует его поддержки. В обучающих сюжетно-ролевых играх, возникающих по инициативе взрослого, воспитатель заранее определяет тему и конкретный сюжет игры, выделяет и распределяет роли, характер взаимодействия персонажей, подбирает атрибутику и игрушки. Дети следуют заданным требованиям в русле хорошо знакомого им сюжета. Игра часто проходит с активным участием педагога, который иногда берет на себя не первую роль, но руководит игрой изнутри. Эти игры ценны тем, что дают воспитателю возможность закрепить знания детей о труде взрослых, о конкретных явлениях, об этически ценных взаимоотношениях людей, а детям дают пример ролевого взаимодействия.


1.2 Особенности игровой деятельности у детей с нарушением речи 5-7 лет.

Психологическое развитие детей с нарушенными, так и сохранными речевыми возможностями, подчинено  общим закономерностям возрастных изменений и протекает в условиях ведущего для каждого возраста вида деятельности, благодаря которому формируются  новые психические образования  и зона ближайшего развития ребёнка.

Для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, вызывает быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.

Дети с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в групповую игру.

Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.