Файл: Особенности игровой деятельности у дошкольников 56 лет с нарушением речи.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
комбинированного вида № 159 "Дельфинчик" г. Кирова. Исследование проводилось методом наблюдения игровой деятельности, что позволило определить уровень освоения игры у дошкольников с нормой и нарушением развития речи.
Сравнительный анализ игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи и дошкольников с нормальным развитием речи свидетельствует, что уровень игры дошкольников 5-6 лет по содержанию и способу действия в игре подобный тому, который присущ детям с нормальным развитием более раннего возраста. Дети с нарушениями речи хотят контактировать с ровесниками, однако в игровой деятельности взаимодействие детей происходит либо в виде совместной двигательной активности (дети вместе бегают, рисуют), или наблюдают за игрой ровесника и копируют его действия. Действуя таким образом, ребенок, как правило, не понимает замысла его игры и передает только внешний аспект действий. Дошкольники с нарушениями речи чаще играют сами. Уровень взаимодействия с ровесниками в игре отвечает самым низким показателям, имеющих место у детей с нормальным развитием 4-6 лет. По развитию умения выполнять предметно-содержательную сторону игры и налаживать взаимодействие с ровесниками дети с нарушениями речи составляют неоднородную группу. Одна группа детей самостоятельно организовывает целенаправленную игру, дети же из другой группы не способны самостоятельно организовать длительную игру. Интерес к одной игре неустойчивый. Ребенок выполняет отдельные, несвязные действия. Дошкольники с нарушениями речи играют с игрушками молча, лишь иногда сопровождают свои действия копированием звуков или эмоциональными возгласами. В общении с ровесниками они почти не называют игрушки или действия, заменяя их указательными словами или жестами. В процессе рассматривания игрушек обычно единичные, то есть эмоциональное отношение ребенка к игрушке отображается в виде возгласов, копирование звуков, слов.
Заключение
Определение игры как ведущего вида деятельности связано не с тем, сколько времени ребенок проводит, играя, а с тем, что игра способствует удовлетворению его основных потребностей; в ходе игры происходит зарождение и развитие других видов деятельности; а сама игра в наибольшей степени способствует психическому развитию, и игра способствует развитию взаимоотношений детей.
Выражается проблема общего недоразвития речи тем обстоятельством, что часто грамматическая, лексическая и звуковая стороны речи имеют неполноценный характер, со скудным речевым запасом слов, поздним началом речи, дефектами в фонемообразовании, произношении, аграмматизмом. В таком случае дети могут понимать обращенную к ним речь, однако отвечать на обращение не могут. В связи с этим, у детей при нарушении речи в психическом развитии характерна ограниченность в мышлении. Детям с нарушениями речи в психоэмоциональном отношении характерны негативизм, замкнутость, с бурными эмоциональными срывами, либо астеничностью, апатией, неустойчивостью своего внимания.
Дети с нарушениями речи не стремятся к активному взаимодействию даже в процессе игровой деятельности. Речевое взаимодействие детей было абсолютно стереотипным и бедным. При рассмотрении речевой активности детей, мной сделано заключение, о том, что дошкольники с нарушениями речи овладевают только элементарными формами разговора со сверстниками: отсутствие высказывания, размышления, необходимое обоснование.
Список литературы
1. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции // Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. Вып.1 - Саратов: слово, 2002 - с.12-15;
2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, под ред.Т.А.Марковой. М.:Просвещение,1982.С.285.
3. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее
воспитание детей в игре.- М.: Просвещение , 1989.- 286 с. 21. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей / Н. В. Новоторцева. Ярославль: Гринго, 2015. - 235 с
4. Основы специальной психологии : учеб. пособие для образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. В. Кузнецова, Л. II. Переслени, В. Г. Петрова [и1 др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - Москва : Академня, 2017. - 480 с
5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей : [сб. статей] / под ред. А. В. Запорожца ; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М. : Просвещение, 1976.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
7. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа речевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советский психологов периода 1946-1980 гг. /Под. ред. ИИ. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Московского университета, 1981
8. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Л.И. Аксеновой, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., под ред.Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001 - с.400;
Приложение 1
Таблица 1
"Игра со взрослым"
Приложение 2
Таблица 2
" Индивидуальная ролевая игра"
Сравнительный анализ игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи и дошкольников с нормальным развитием речи свидетельствует, что уровень игры дошкольников 5-6 лет по содержанию и способу действия в игре подобный тому, который присущ детям с нормальным развитием более раннего возраста. Дети с нарушениями речи хотят контактировать с ровесниками, однако в игровой деятельности взаимодействие детей происходит либо в виде совместной двигательной активности (дети вместе бегают, рисуют), или наблюдают за игрой ровесника и копируют его действия. Действуя таким образом, ребенок, как правило, не понимает замысла его игры и передает только внешний аспект действий. Дошкольники с нарушениями речи чаще играют сами. Уровень взаимодействия с ровесниками в игре отвечает самым низким показателям, имеющих место у детей с нормальным развитием 4-6 лет. По развитию умения выполнять предметно-содержательную сторону игры и налаживать взаимодействие с ровесниками дети с нарушениями речи составляют неоднородную группу. Одна группа детей самостоятельно организовывает целенаправленную игру, дети же из другой группы не способны самостоятельно организовать длительную игру. Интерес к одной игре неустойчивый. Ребенок выполняет отдельные, несвязные действия. Дошкольники с нарушениями речи играют с игрушками молча, лишь иногда сопровождают свои действия копированием звуков или эмоциональными возгласами. В общении с ровесниками они почти не называют игрушки или действия, заменяя их указательными словами или жестами. В процессе рассматривания игрушек обычно единичные, то есть эмоциональное отношение ребенка к игрушке отображается в виде возгласов, копирование звуков, слов.
Заключение
Определение игры как ведущего вида деятельности связано не с тем, сколько времени ребенок проводит, играя, а с тем, что игра способствует удовлетворению его основных потребностей; в ходе игры происходит зарождение и развитие других видов деятельности; а сама игра в наибольшей степени способствует психическому развитию, и игра способствует развитию взаимоотношений детей.
Выражается проблема общего недоразвития речи тем обстоятельством, что часто грамматическая, лексическая и звуковая стороны речи имеют неполноценный характер, со скудным речевым запасом слов, поздним началом речи, дефектами в фонемообразовании, произношении, аграмматизмом. В таком случае дети могут понимать обращенную к ним речь, однако отвечать на обращение не могут. В связи с этим, у детей при нарушении речи в психическом развитии характерна ограниченность в мышлении. Детям с нарушениями речи в психоэмоциональном отношении характерны негативизм, замкнутость, с бурными эмоциональными срывами, либо астеничностью, апатией, неустойчивостью своего внимания.
Дети с нарушениями речи не стремятся к активному взаимодействию даже в процессе игровой деятельности. Речевое взаимодействие детей было абсолютно стереотипным и бедным. При рассмотрении речевой активности детей, мной сделано заключение, о том, что дошкольники с нарушениями речи овладевают только элементарными формами разговора со сверстниками: отсутствие высказывания, размышления, необходимое обоснование.
Список литературы
1. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции // Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. Вып.1 - Саратов: слово, 2002 - с.12-15;
2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, под ред.Т.А.Марковой. М.:Просвещение,1982.С.285.
3. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее
воспитание детей в игре.- М.: Просвещение , 1989.- 286 с. 21. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей / Н. В. Новоторцева. Ярославль: Гринго, 2015. - 235 с
4. Основы специальной психологии : учеб. пособие для образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. В. Кузнецова, Л. II. Переслени, В. Г. Петрова [и1 др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - Москва : Академня, 2017. - 480 с
5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей : [сб. статей] / под ред. А. В. Запорожца ; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М. : Просвещение, 1976.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
7. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа речевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советский психологов периода 1946-1980 гг. /Под. ред. ИИ. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Московского университета, 1981
8. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Л.И. Аксеновой, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., под ред.Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001 - с.400;
Приложение 1
Таблица 1
"Игра со взрослым"
Имя | Диагноз | Возраст | Количество баллов |
1.Алексей | ОВЗ | 5 | 2 |
2. Алексей | ОВЗ | 5 | 2 |
3. Илья | ОВЗ | 6 | 3 |
4. Антон | ОВЗ | 6 | 3 |
5. Даниил | ОВЗ | 5 | 2 |
6. Савелий | ОВЗ | 6 | 3 |
7. Виктория | - | 5 | 4 |
8. Ника | - | 6 | 4 |
9. Злата | - | 5 | 4 |
10. Константин | - | 6 | 3 |
11. Ростислав | - | 5 | 4 |
12. Артем | - | 6 | 4 |
Приложение 2
Таблица 2
" Индивидуальная ролевая игра"
Имя | Диагноз | Возраст | Количество баллов |
1.Алексей | ОВЗ | 5 | 3 |
2. Алексей | ОВЗ | 5 | 2 |
3. Илья | ОВЗ | 6 | 3 |
4. Антон | ОВЗ | 6 | 3 |
5. Даниил | ОВЗ | 5 | 3 |
6. Савелий | ОВЗ | 6 | 3 |
7. Виктория | - | 5 | 4 |
8. Ника | - | 6 | 3 |
9. Злата | - | 5 | 4 |
10. Константин | - | 6 | 3 |
11. Ростислав | - | 5 | 4 |
12. Артем | - | 6 | 3 |