Файл: Особенности игровой деятельности у дошкольников 56 лет с нарушением речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для детей с первичными речевыми нарушениями характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучения её элементам. В связи с этим развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. Например, по данным исследователей, в дошкольном возрасте у детей с выраженными нарушениями речи сосуществующими формами ведущей деятельности является - предметная и игровая, а в младшем школьном возрасте - игра и учение. Тем не менее, для дошкольников с нарушениями речи, как и для их нормально развивающихся сверстников, наиболее активный и значимой деятельностью является игра. Охватывая сенситивные периоды жизни детей с нарушениями в развитии, игра повышает их реабилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации первичных речевых и связанных с ними вторичных недостатков. Как зона ближайшего развития ребёнка, игра является средством его всестороннего развития и познания окружающего мира. Однако нарушение речевого развития создаёт трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности. У детей с выраженными нарушениями речи в более позднем возрасте по сравнению с нормой, но в более ранние сроки, чем у детей с первичными недостатками интеллекта, формируется интерес к предметной деятельности, эмоционально - избирательное отношение к миру понимание обращенной речи. А именно эти особенности, как известно, во многом определяют становление и развитие игры как деятельности в дошкольном возрасте. Такие дети имеют сохранный интеллект, а значит потребность в игре у них такая же, как у нормально развивающихся сверстников. Но как справедливо отмечает В.И. Селиверстов, дошкольники с нарушениями речи нередко и отличаются от ровесников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. То есть дети с нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении действий с предметами, нарушают последовательность игровых действий, опускают их основные части. Дети с речевыми нарушениями (особенно с выраженными системными) отличаются от своих сверстников и особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии абстрактно - логического мышления. Перечисленные особенности ведут к затруднению, а нередко и к неумению вовремя включиться игровую деятельность, переключиться с одного сюжета на другой. Л.С. Выготский соотносил появление замысла игр с переходом дошкольников к творческой деятельности, с развитием творческого воображения. Исследования В.П. Глухова показали, что дети с нарушениями речи по уровню развития продуктивной творческой деятельности отстают от нормы. В целом для дошкольников данной категории характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Отмечается более низкий уровень пространственного ориентирования образами. Такое отставание в развитии творческого воображения в значительной мере затрудняет формирование навыков полноценного сюжетосложения в процессе ролевой игры. Для детей с речевыми нарушениями характерно использование штампов в игровой деятельности и однообразность сюжетов. Более того, таким дошкольникам требуется больше времени (чем их нормально развивающие сверстникам) для включения в игровую деятельность. В её процессе отмечаются паузы, наблюдается истощаемость деятельности.


1.3 Диагностические методики по изучению игровой деятельности у детей 5-7 лет

Игровая деятельность – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И (по определению А.Н.Леонтьева) является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, т.е. такой деятельностью, благодаря которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.

Игровая деятельность, анализируется по следующим критерия:

Распределение ролей (может ли ребенок самостоятельно распределить роли без конфликтных ситуаций или только при помощи взрослых);

Основное содержание игры (выполняет ли действие с определенным предметом, направленное на другого, в соответствии с реальностью или связанных с отношением к другим людям);

Ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы; (роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка, роль называется или определяется игровыми действиями);

Игровые действия (игровые действия многообразны, логичны, имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета или игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия)

Использование атрибутики и предметов–заместителей (использование многофункциональных предметов и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов самостоятельно или использование атрибутики при подсказке взрослого);

Выполнение правил (соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры, правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации или ребёнок категорически не соблюдает правила);

Взаимоотношение детей в игре (насколько ребёнок коммуникативный или любит играть в одиночку).

Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой. В работе можно использовать различные методики диагностирования сформированности игровой деятельности у дошкольников. Используя их, педагоги могут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.



В своей курсовой работе я буду использовать методики д.п.н. Елены Антоновны Стребелевой.

"Игра со взрослым".

Данная методика предназначена для выявления уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.

Проведение обследования.

Взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.

Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Оценка в баллах.

1 балл - не включается в игру со взрослым;

2 балла - включается в игру со взрослым, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия;

3 балла - включается в игру, выполняет ряд предметно - игровых действий с игрушками;

4 балла - включается в игру, может организовать сюжетную игру.

" Индивидуальная ролевая игра"

Данная методика направлена на выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной сюжетно - ролевой игры.

Оборудование: в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.

Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.

Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).


Оценка в баллах.

1балл - ребёнок принимает игру на самом элементарном уровне;

2 балла - ребёнок принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;

3 балла - ребёнок принимает задание, действует с интересом с игрушками,

Может развернуть простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;

4 балла - ребёнок принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть; ребёнок способен удерживать специфическое поведение определённой роли.

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей (проводят в естественных условиях)

Обработка данных:

1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач

- как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстников, возникает по инициативе самого ребенка);

- обсуждает ли замысел игры с партнером, учитывает ли их точку зрения;

- насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры;

- статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре;

- умеет лит сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложит ее другим детям.

2. Содержание игры:

- что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми);

- насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

3. Сюжет игры:

- насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество;

- какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету;

- сколько событий ребенок объединяет в один сюжет;

- насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет;

- как проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры;

- каковы источники сюжетов игры.

4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

- обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры);

- какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика);


- каковы отличительные особенности ролевого диалога (отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушкам, реальному или воображаемому партнеру);

- передает ли и какие характерные особенности персонажа;

- как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные, второстепенные. Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли;

- что предпочитает: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость, характер взаимоотношений;

- есть ли любимые роли и сколько он может

выполнять ролей в разных играх.

5. Игровые действия и игровые предметы:

- использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы заместители и преобразует их для использования в игре;

- дает и словесное обозначение предметам заместителям, насколько легко это делает;

- кто является инициатором выбора предмета-заместителя;

- использует ли в игре образные предметы и игрушки. Как часто. Есть ли любимые игрушки?;

- характеристика игровых действий: степень обобщенности.

6. Игровые правила:

- выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком;

- как соотносит ребенок выполнение правил со взятой на себя ролью;

- следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре;

- как относится к замечаниям партнера по поводу выполнения правил.

7. Достижение результата игры

8. Конфликты в игре:

- по поводу чего возникают;

- способы разрешения.

9. Игровая среда:

- готовит игровую среду заранее или подбирает игрушки в ходе игры;

- использует ли предложенную игровую среду.

10. Роль взрослого в руководстве игрой:

- как часто обращается ребенок к взрослому;

- предлагает ли поиграть.

Глава 2. Экспериментальное исследование и оценка игровой деятельности у дошкольников.

Задачей исследования является сравнение игровой деятельности дошкольников с нормой развития и дошкольников с нарушением речи. Констатирующий эксперимент был организован с целью определения уровня освоения игры у дошкольников с нормой развития речи и у дошкольников с нарушением развития речи. Обследование проводилось течение недели в апреле 2023 года. Для исследования были сформированы 2 группы - экспериментальная 1 и экспериментальная 2. Экспериментальная группа 1 включала 6 дошкольников с нарушениями речи и экспериментальная группа 2 - 6 дошкольников с нормой развития речи, детского сада