Файл: Южный Урал в бронзовом веке Природа и климат региона в бронзовом веке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ямники знали ткачество, гончарство, умели изготавливать каменные орудия труда и оружие, плавить медную руду и получать бронзу. Археологи­ческие раскопки привели к открытию повозок на четырех колесах, которых влекли волы. Колеса были деревянными, как и их оси. Повозка перекрыва­лась сверху войлоком. В этом походном жилище и передвигались скотоводы с места на место. Лошадь ямные племена запрягать, видимо, еще не умели-Во всяком случае, не найдены принадлежности конской уздечки, без чего управлять конем невозможно.



  • Синташтинская культура бронзового века на Южном Урале;

Названа в честь поселения Синташта, Челябинская область.

Ареал: компактная территория (400*200 км) вдоль восточного склона Уральского хребта. Известно 20 укреплённых центров (т.н. «протогорода», что неправомерно), самые известные: Синташта, Аркаим, Устье (Челябинская область), Алданское (Оренбургская область).

Поселения: скорее всего поселения синташтинцев были многофункциональными центрами (сакральными, металлургическими, военными). Жилища построены из глины и бревенчатых каркасов, иногда сырцового кирпича. В глубине жилища располагались очаг, колодец, хозяйственные ямы.

Захоронения: курганы и грунтовые могильники (Синташта, Кривое озеро, Большекараганский) расположены на краю терассы или на водоразделе у слияния небольших рек. Захоронения в курганах расположены линейно или по кругу. В ряде случаев они образуют ярусные комплексы. Захоронения – индивидуальные или коллективные – совершены в грунтовых ямах, подбоях, катакомбах, иногда в деревянных камерах, перекрытых брёвнами. Положение: слабо скорченное на левом боку, иногда – вытянутое на спине с согнутыми в коленях ногами.

Известны экстраординарные захоронения: колесничные комплексы, сопровождаются захоронениями 1-3 пар коней в могиле или специальном отсеке. В мужских захоронениях много предметов вооружения, а также орудий.

Керамика: горшки с широкой горловиной и острорёберные банки, орнамент в виде желобков, треугольников, ромбов, меандров. По размерам сосуды делятся на два типа: небольшие (до 7 л), и крупные (от 8 до 50 л).

Изделия: Медные и бронзовые боевые топоры, наконечники копий, кинжалы, плоские и желобчатые тёсла и долота, и др. Основные категории изготавливались по стереотипам ЦМП.

Хозяйство: высокий уровень придомного и отгонного скотоводства, металлургии и металлообработки.


  • Абашевская культура бронзового века на Южном Урале;

Аба́шевская культу́ра — археологическая культура бронзового века второй половины II тыс. до н. э. на территории европейской части России от Калужской области до южной Башкирии. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы. Основу хозяйства составляло скотоводство, в том числе и коневодство. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте и земледелии. Места поселений абашевской культуры найдены в Приуралье и на Дону. Поселки состояли из слабоуглубленных в землю построек с двух- и четырехскатными крышами, крытыми камышом. Погребальный обряд, являющийся одним из определяющих признаков археологической культуры, у абашевцев был весьма устойчив. Костяки лежали, как правило, на спине с подогнутыми ногами. Во время погребения ноги, по-видимому, были подтянуты пятками к тазу и стояли коленями вверх. Руки согнуты в локтях, кистями лежали на груди и тазовых костях, а иногда положены на плечи, редко вытянуты вдоль тела. Встречаются скорченные на левом и правом боку (Абашево, Васюковский могильник), а также вытянутые на спине (Абашево, Катергино). В большинстве своем покойники ориентированы головой на юго-восток и восток, в единичных случаях — на северо-восток и северо-запад, очень редко встречается южная ориентировка. Могильные ямы обычно имеют прямоугольную форму размером в среднем 1,5×0,8 м, редко встречаются большие могилы (2х1,5 м, глубина ям колеблется от 0,35 до 0,9 м ко дну. Дно выстилали берестой, иногда покрывали дерево песком или слоем извести. Стенки могильных ям обкладывали деревом или обмазывали глиной (Катергино). В некоторых случаях внутрь овальной формы могильной ямы вставляли прямоугольную деревянную камеру размером 1,75×0,75 м (Тебикасы). В заполнении могильных ям встречаются угольки и зола, под курганной насыпью прослеживаются остатки кострищ. Из этих поминальных костров, разложенных около могил, брали угольки для совершения погребального ритуала. Огонь служил символом очищения покойного при переходе в другой мир. Могилы перекрывали деревом и оставляли без насыпи, как курганные захоронения. Впоследствии над могилами насыпали общий курган. Под одним курганом находятся один-два погребения, редко были коллективные могилы. Высота курганов обычно составляет 0,8-1,2 м. На правом побережье Волги могильники насчитывают несколько десятков курганов (Таушкасы, Пикшики), в Тохмеевском могильнике — 50 курганов.



  • Алакульская культура бронзового века в Южном Зауралье;

Эпоха Среднего и Позднего Бронзового века.

Датировка: 17—13 вв. до н.э.

Культура относится к андроновской культурно-исторической общности. Входит в круг культур степной бронзы.

Названа по эпонимному могильнику на оз. Алакуль.

В своем развитии проходит ряд этапов:

     1 - ранняя ступень с керамикой раннеалакульского типа (могильник Верхняя Алабуга) и петровского (XVII-XVI вв. до н.э.);

     2 - средняя или классическая ступень с посудой типа Алакульского могильника (XV- ХIV вв. до н.э.);

     3 - поздняя с керамикой позднеалакульского (бишкульского) типа (вторая пол. XIV - XIII вв. до н.э.).

Культура охватывает территорию от верховьев рек Урал и Миасс на Западе до междуречья Ишима и Иртыша на Востоке; от границы лесостепи и южнотаежной зоны Зап. Сибири на Севере до пограничья степей и полупустынь на Южного Казахстана.

Культура оформилась в лесостепных и северостепных районах Юж. Зауралья и Сев. Казахстана.

Основу составляли местные племена энеолита и Ранней бронзы с керамикой одиновско-крохалевского и вишневского типов.

Трансформация культуры происходила в условиях усиленных контактов с населением синташтинских и абашевских племен, в меньшей степени - полтавкинских лесостепного и степного Поволжья, раннесрубных культур катакомбного круга.

В результате взаимодействия сформировался петровский культурный тип, на базе которого в процессе дальнейшей трансформации оформилась Алакульская культура.

Алакульский могильник насчитывает 66 курганов с земляной насыпью высотой от 0,15 до 1,5 м, диаметром 13-40 м. Могильные ямы - грунтовые, с обкладкой на дне из бревен в один венец, в ряде случаев с деревянным перекрытием, располагались кольцеобразно вокруг ц. погребений. Захоронения скорчено на левом боку, в нескольких случаях на правом боку с преобладанием юж. и юго-зап. ориентации, с сосудами (от 1 до 5), обычно у изголовья.

На краю могил - черепа и кости ног овцы, реже - крупного рогатого скота, в одном случае - двух костяков лошади.

Инвентарь: бронзовые украшения - желобчатые браслеты, с закрученными в спирали концами, головной обруч, бляхи с тисненым орнаментом, крестовидные и очковидные привески, полушарные бляшки, бусы, пронизи, обоймочки; из орудий - бронзовые булавы, костяной дисковидный псалий, кремневый наконечник стрелы.

Погребальные сооружения разнообразны: в лесостепи - земляные курганы с грунтовыми могильными ямами, деревянным перекрытием и обкладкой из бревен в 1-2 венца дна; в юж. р-нах господствовали каменные конструкции в надмогильных и могильных сооружениях - курганы и круглые кольца, прямоугольные и круглые оградки, каменные ящики и цисты из плит. Характерной являлась круговая планировка семейных кладбищ с могилами взрослых мужчин и женщин в ц., детскими, подростковыми и женскими могилами - по периферии (от 3 до 40).


Посёлки небольшие (10 жилищ) на мысовых террасах или возвышениях в поймах. Чаще всего жилища располагались вдоль реки довольно плотно друг к другу. Жилища полуземляночного типа или близкой к нему формы, с котлованами глубиной 0,6-1,2 м, пл. немногим более 100 кв.м. В лесостепной зоне для сооружения жилищ использовалось дерево, в степной зоне - камень.

Специфическая алакульская посуда - горшки с уступчиком на плечиках, орнаментированных зонально, резным способом.

Характерные предметы вооружения: из бронзы - ножи-кинжалы с намечающимся перекрестием, двулопастные втульчатые наконечники стрел; из камня - булавы, наконечники стрел подтреугольной формы; из кости - черешковые наконечники стрел разл. форм, кинжалы, копья, дротики.

Скотоводство составляло основу экономики: разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей; вспомогательную роль - мотыжное земледелие, охота на промысловых животных (лось, косуля, сайгаки и др.), рыболовство, собирательство.

На разных этапах преобладали различные направления культурных связей: в ранний период - юго-зап. и зап. (синташтинская, абашевская, раннесрубная, cрубная культуры); в классический и поздний периоды - сев.-зап. и сев. направления (связи с федоровским, черкаскульским нас.), на Ю. - с родственным тазабагъябским нас. Юж. Приаралья.

Наиболее тесными и длительными были связи с федоровскими племенами, сосуществовавшими с алакульскими в классический и поздний периоды на одной тер. В результате этого взаимодействия при участии черкаскульцев происходит синтез и дальнейшая трансформация алакульских культурных признаков, оформившихся в новое культурное образование алексеевско-саргаринского типа эпохи финальной бронзы.

Существует также точка зрения о более позднем возникновении федоровской культуры в результате дальнейшего развития Алакульской культуры, что явилось базой для сложения алексеевско-саргаринской культуры.

  • Срубная культура бронзового века на Южном Урале;

 Срубная культура -археологическая культура эпохи поздней бронзы (17-12 вв. до н.э.). Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья.

Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. 
Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников.

Захоронения:

Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.

В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.

1. Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.).

Поселения:

Для поселений характерны каркасные наземные жилища.

Хозяйство:

Хозяйство имеет признаки патриархально-скотоводческого способа производства.

Захоронения:

Могильные ямы имели квадратную форму. Часто обнаруживаются деревянные перекрытия, подстилки и подсыпки (пепел, мел, охра, органика и др.), кости животных. Умершие лежали на дне могилы в скрученном положении (обычно на левом боку), головой на север, руки, согнутые в локтях, размещенные перед лицом (поза адорации).

Инвентарь:

Похоронная керамика представлена посудой горшковой и баночной форм. Инвентарь состоит из оружия (топоры, копья, кинжалы, наконечники стрел), орудий труда (ножи, топоры, скребки) и разнообразных украшений.

2. Наивысшего расцвета срубная культура достигает во второй период (15-14 в. до н. э.).

Поселения:

Наземный тип зданий остается преобладающим.

Завершающий этап срубной культуры (14-12 в. до н. э.) характеризуется глубокой и разнообразной перестройкой материальной и духовной культуры.

Наблюдается резкое сокращение числа памятников. Возможно, срубное население приняло участие в формировании ряда культур позднего бронзового века.

Из-за того, что срубные племена на всей территории своего распространения вступали в контакт с местным населением возникали локальные отличия в их культуре.