Файл: Тема Общие вопросы реализации программы по математике в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Общие вопросы реализации программы по математике в начальных классах

  1. Примерная программа по математике (ФГОС): цели изучения математики в начальной школе, ценностные ориентиры содержания курса математики в начальной школе, место учебного предмета Математика в учебном плане, результаты изучения учебного предмета Математика

Основными целями начального обучения математике являются: Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает, как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий, позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность человека, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; Ценность труда и творчества; Ценность свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков; Ценность гражданственности; Ценность патриотизма.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Математика» отводится 4 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 136 часов (34 недели)

Предметные результаты

1) сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел;

2) сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;

3) развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от руки) и выполнять построение геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов; развитие наглядного представления о симметрии; овладение простейшими способами измерения длин, площадей;

4) развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях, приводить пример и контрпример
, строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных ситуациях;

5) овладение элементами математической речи: умения формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием связок "если ..., то ...", "и", "все", "некоторые";

6) приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными;

7) использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов.


  1. Примерная программа по математике (ФГОС): структура программы, основное содержание обучения (разделы), новое в содержании, тематическое планирование (структура и варианты) , характеристика видов деятельности учащихся.

Структура рабочей программы НОО: Титульный лист. Аннотация к рабочей программе. Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Содержание учебного предмета. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. Календарно-тематическое планирование.

Основное содержание обучения (разделы): Числа и величины Арифметические действия Текстовые задачи Пространственные отношения и геометрические фигуры Математическая информация

Каждый класс материал разделов изменяется материал углубляется.

По темам Числа и Величины, Арифметические действия начинается изучение нового концентра.

По теме Текстовые задачи постепенно водятся решения содержащие схемы, так же увеличивается количество действий в задаче, вводится проверка решения и оценка полученного результата и задачи с использованием долей Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения



По теме Пространственные отношения и геометрические фигуры происходит расширение материала раскрытие и углубление знаний по изученным в 1 классе материалам вводится понятия и навык Конструирование геометрических фигур и измерение площади следом развивается наглядные представления о симметрии.

Каждый год вводятся усложнения к изученным алгоритмам; истинным/ложным утверждениям; Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач.

Тематическое планирование (структура и варианты)

Структура: номер урока, раздел и тема урока, планируемые результаты, деятельность учащихся, материально-техническое обеспечение, дата.

Варианты:

  1. Предполагает равномерно распределённую работу по формированию универсальных учебных действий во всём их объёме.

  2. Предполагает равномерно распределённую работу по формированию универсальных учебных действий с углублением в области формирования предметных умений.

  3. Предполагает дополнительную систематизацию и расширение работы по формированию общеучебных универсальных действий

  4. Предполагает дополнительную систематизацию и расширение работы по формированию логических универсальных действий

Характеристика видов деятельности учащихся.

1. По форме организации: участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах, работают индивидуально.

2. По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят модель (рисунки, схемы, чертеж, выкладку, математические записи), отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают, дополняют.

3. По характеру познавательной деятельности (активности): действуют по образцу; планируют деятельность; переносят знания, умения в новую ситуацию; ищут другие способы решения; исследуют; моделируют; самостоятельно составляют; решают проблему.

4. По видам мыслительной деятельности: сравнивают, устанавливая различное или общее; анализируют, синтезируют, абстрагируют, конкретизируют, обобщают, доказывают, устанавливают закономерность и т.д.


5. По видам учебной деятельности: воспринимают или выделяют учебную цель, задачу; разъясняют, с какой целью на уроке выполнялась определенная практическая деятельность; устанавливают границу между известным и неизвестным; устанавливают несоответствие между условиями новой учебной задачи и известными способами действий и т.д.

3.ФГОС. Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов: главное отличие оценки достижения планируемых результатов по ФГОС от традиционных форм контроля и от оценки математической подготовки в соответствии со стандартом 2004 года, основная цель итоговой работы, форма заданий, отражающая направленность стандарта на формирование обобщенных способов действий, структура работы группы заданий), характеристика каждой группы заданий.

Главное отличие различных форм оценки достижения планируемых результатов состоит в том, что оценке подлежат только те знания и умения, которые в полной мере отвечают планируемым результатам, т. е. являются итоговыми по завершении начальной школы. В связи с этим в итоговую проверку не включаются как самостоятельные элементы такие знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений и, соответственно, контролируются либо в текущей и тематической проверке, либо, опосредованно, при проверке комплексных умений в итоговой работе.

Содержание итоговой оценки достижения планируемых результатов по математике в равной мере распределено между основными блоками содержания, т. е. ни одному из блоков не уделяется особого внимания. При таком подходе обеспечивается полнота охвата различных разделов курса, возможность выявить темы, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении младшими школьниками, а также установить типичные ошибки учащихся и тем самым выявить существующие методические проблемы организации изучения материала различных разделов курса.

Особое внимание уделяется оценке умения осознанно работать с условием задачи. Задания итоговой работы формулируются в виде текстовых задач, в которых описывается учебная или практическая ситуация. Выбранная форма заданий отражает направленность стандарта на формирование обобщенных способов действий, позволяющих учащимся успешно решать не только учебные задачи, но и задачи, приближенные к реальным жизненным ситуациям.


Основной целью итоговой работы является оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания для решения разнообразных задач учебно-познавательного и учебно-практического характера средствами технологии.

Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям:

- по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);

- по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;

- по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;

– по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
4. Урок математики в начальных классах: историческая справка, структура современного урока математики, этапы урока математики, традиционная структура урока и структура развивающего урока, схемы анализа урока математики.

Дореволюционные авторы в своих методических руководствах освещали содержание и методы обучения арифметике и не касались вопросов организации преподавания арифметике. В то же время, одним из значительных достижений советской методики начального обучения математике является то, что совместными усилиями методистов, математиков и психологов была создана новая программа по математике (в 1968 году). Современная структура уроков метаматематики выглядит так:

Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

I этап Организация начала урока

II этап Актуализация опорных знаний

III этап Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

IV этап Открытие нового знания

V этап Первичное закрепление во внешней речи

VI этап Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

VII этап Включение нового знания в систему знаний и повторение

VIII этап Рефлексия учебной деятельности

Этап урока отработки умений и рефлексии

I Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности

II Актуализация и пробного учебного действия

III Локализация индивидуальных затруднений

IV Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений

V Реализация построенного проекта

VI Обобщение затруднений во внешней речи

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VIII Включение в систему знаний и повторения

IX Рефлексия деятельности на уроке

Урок общеметодологической направленности

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

III. Выявление места и причины затруднения

IV. Построение проекта выхода из затруднения

V. Первичное закрепление во внешней речи

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

VII. Включение системы знаний в учебную деятельность и повторение

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Развивающего контроля

I. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности

II. Актуализация и самоконтроль

Анализ контрольной работы

III. Локализация индивидуальных затруднений

IV. Коррекция выявленных затруднений

V. Обобщение затруднений во внешней речи

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VII. Повторение и решение задач творческого уровня

VIII. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности