Файл: Самостоятельная работа. Почему микроэкономику можно назвать наукой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 727
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предположим, что цены ресурсов остаются неизменными, а бюджет производителя постоянно растет. Соединив точки пересечения изоквант с изокостами, мы получим линию «путь развития».
-
Чем определяются пределы технологической субституции труда и капитала? Изобразите ответ графически.
-
Что такое конкурентная фирма?
Конкурентная фирма - фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.
-
Назовите условие максимизации прибыли конкурентной фирмы.
Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно - конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек.
-
Кривая рыночного предложения конкурентной фирмы более эластична в краткосрочном или долгосрочном периоде? Почему?
Кривая предложения конкурентной фирмы в длительном периоде более эластична, чем в коротком. Это свидетельствует о большей чувствительности фирмы к изменению цен в длительном периоде и объясняется тем, что у фирмы больше времени и возможностей приспособиться к изменениям на рынке, сменить любые используемые факторы производства.
-
Приведите пример монополии, созданной государством.
Примером государственной монополии в России является – РЖД, Почта России, компании по нефтепереработке и нефтедобыче и иные примеры. С точки зрения науки такая ситуация означает, что государственная организаций (государственная корпорация) является единственным поставщиком товаров и услуг, а конкуренция на рынке невозможна ввиду естественных причин, либо по причине законодательного запрета конкуренции в конкретной отрасли.
-
Дайте определение естественной монополии.
Естественная монополия-это монополия в отрасли, в которой высокие инфраструктурные затраты и другие барьеры для входа относительно размера рынка дают крупнейшему поставщику в отрасли, часто первому поставщику на рынке, подавляющее преимущество перед потенциальными конкурентами.
-
Почему цена на товар монополиста больше его предельной выручки? Может ли предельная выручка быть отрицательной? Почему?
В условиях монополии предельная выручка всегда будет меньше цены: MR < P. Это объясняется тем, что монополист намеревается увеличить выпуск продукции на одну добавочную единицу, вынужден снижать цену. А, следовательно, общая выручка TR изменится не только из-за роста Q, но и из-за уменьшения P: Δ TR То есть В свою очередь.
Предельная выручка становится отрицательной, если спрос на товар является неэластичным по цене. Отрицательная предельная выручка может быть и в условиях монополии. При увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной.
-
Назовите три основных свойства монополистической конкуренции. В чём монополистическая конкуренция схожа с монополией? С совершенной конкуренцией?
Основные черты монополистической конкуренции:
-
наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей) -
свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок) -
разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу) -
совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка -
влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках
Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой – схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.
Основным сходством является то, что на том и на другом виде рынка много небольших фирм. Только в совершенной конкуренции фирмы более мелкие, а в монополистической конкуренции фирмы более крупные. Вступить на такие рынки несложно - это тоже их сходство.
Главные отличием модели монополистической конкуренции от совершенной конкуренции - это товар.
8) Что такое «дилемма заключённых»? как она помогает объяснить поведение фирм?
Дилемма заключённого (в теории игр) подразумевает ситуацию, в которой два действующих стратегически игрока делают неоптимальный выбор для обоих.
В бизнесе понимание её принципов ведёет к пониманию того, как принимать решения в целом. И, как следствие, к более благоприятным результатам.
С таким подходом можно научиться находить баланс между сотрудничеством и конкуренцией. Так, чтобы каждый оставался в выигрыше.
-
Какие виды действий фирм запрещают законы о конкуренции?
Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
-
Как производственная функция фирмы связана с предельным продуктом труда, как предельный продукт труда фирмы связан со стоимостью её предельного продукта, а стоимость предельного продукта фирмы – со спросом на труд?
Кривая предельного дохода dd имеет наклонную форму, которая показывает, что фактор оплачивается ниже стоимости его предельного продукта. Положение теории предельной производительности о том, что каждый фактор оплачивается в соответствии с его предельной производительностью или стоимостью предельного продукта, действительно только для условий чистой конкуренции, если функция производительности однородна в первой степени. Тогда стоимость предельного продукта равна предельному доходу или предельной стоимости продукта. В условиях же монополистической конкуренции кривая спроса отклоняется от горизонтали, поэтому предельный доход оказывается меньшим, чем стоимость предельного продукта, и все факторы (а не только труд) оплачиваются ниже стоимости их предельных продуктов. Цена фактора производства — труда, земли или капитала — равна стоимости предельного продукта этого фактора. Предельная стоимость продукта любого фактора, в свою очередь, зависит от доступного его количества. В силу убывающей доходности предлагающийся в избытке фактор характеризуется низким предельным продуктом, а соответственно, и низкой ценой, а фактор, предложение которого ограничено, — высоким предельным продуктом и высокой ценой. В результате, когда предложение фактора сокращается, его равновесная цена возрастает.
2) Какие события могли бы привести к сдвигам кривой спроса на труд? Кривой предложения на труд?
Изменения реальной заработной платы не вызывают сдвига самой кривой
спроса на труд. Сдвиг кривой спроса на труд происходит в результате воздействия факторов, изменяющих количество труда, которое хотят использовать фирмы при любом данном уровне реальной заработной платы.
Например, ранее в этой главе мы показали, что возможны благоприятные, или положительные, шоки предложения, подобные увеличению MPN для всех уровней труда, и неблагоприятные, или негативные, шокн предложения,
подобные снижению MPN для всех уровней груда. Благоприятные шоки предложения сдвигают кривую MPN вверх и вправо, вызывая рост величины
спроса на труд при любой данной реальной заработной плате; неблагоприятные шоки предложения вызывают обратную реакцию. Когда изменяется заработная плата, а другие факторы остаются неизменными, предложение труда движется вдоль кривой. Но когда изменяется один из других факторов, тогда сама кривая предложения труда сдвигается.
1.Почему считается, что общественные блага являются разновидностью товара с внешним эффектом?
Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей. При наличии положительного внешнего эффекта общественное благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг.
Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навя-зываются некомпенсируемые и социальные издержки, т. е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта общественное благо продается и покупается в большем объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг.
Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. Государством регулируются внешние эффекты либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий и дотаций (положительные внешние эффекты)
2.Почему экономисты полагают, что не существует оптимального решения проблемы внешних эффектов? Проблемы общественных благ?
Внешних эффекты могут быть положительными, так и отрицательными. При отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше. Поскольку внешние эффекты приводят к
неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. То есть оптимального решения нет.
Проблемы общественных благ.
Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается.
Выявление общественных предпочтений граждан;
Определение оптимального объема производства;
Финансирование производства общественных благ;
·Решение проблемы безбилетника.
3.Чем отличаются сетевые рынки от обычных продуктовых
Сетевые рынки, являясь местом и способом распространения сетевого продукта, одновременно выступают фактором сетевой монополизации в условиях внедрения современного научно-технического прогресса. Выгодность проявления сетевой монополии обуславливается максимизацией внешнего сетевого эффекта, однако это не снимает проблемы монопольного регулирования, что проявляется в определенных моментах поведения потребителей и их издержках по приобретению и использованию продукта и влечет за собой разработку соответствующих стратегий.
Обычные продуктовые – магазины, ларьки, киоски.
4.Можно ли устранить провалы рынка? В какой мере решение проблемы провалов рынка порождает новые вопросы, например, провалы государства?
Устранить провалы рынка можно только с помощью государственного вмешательства. Именно административное регулирование может решить рыночные проблемы, поскольку законодательные нормы создают единое правовое поле для всех граждан и организаций.
В ряде случаев государственное вмешательство может привести не к повышению, а, наоборот, к снижению экономической эффективности. Большие
информационные трудности возникают в ситуациях с внешними эффектами. Государственное вмешательство в работу рыночного механизма иногда оказывается чрезмерным: размеры штрафов, налоговых ставок и субсидий могут быть сильно завышены, что приводит к снижению экономической эффективности. Экономическое регулирование от лица государства осуществляют чиновники, которые в своих действиях могут руководствоваться личными интересами, отличными от общественных. Например, представители какого-либо государственного органа, отвечающего за снабжение населения определенным общественным благом (допустим, речь идет о национальной обороне), могут быть лично заинтересованы в расширении масштабов деятельности своего ведомства, в увеличении размеров его финансирования из средств государственного бюджета. Это связано с тем, что рост финансирования вызывает, как правило, повышение окладов, увеличение числа подчиненных, расширение ведомства, что, в свою очередь, сулит продвижение по службе работникам данного ведомства. Отсюда деятельность какого-либо государственного органа может стать чрезмерной и не оправданной с точки зрения экономической эффективности. Мы уже не говорим о коррупции — явлении, достаточно распространенном в среде государственных чиновников. Поэтому государственное управление экономикой —