Файл: Сравнение целых чисел.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.
Тема: Сравнение целых чисел

Технологическая карта

Этап урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

1.Организационный.

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки.

Аутотренинг.



Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.

Настраиваются на рабочий лад.




Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2.Мотивационный
Актуализация знаний
Фронтальная работа.

Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока.


Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).

Выдвигают предположение о теме урока.

Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу.

Записывают тему урока в тетрадь.

.Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение положительных и отрицательных чисел.

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

3. Планирование действий по достижению цели.

Фронтальная работа.

Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать?

Предлагает выполнить практическую работу.

Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность….

Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план.

Умение применять знания полученные ранее для изучения нового.

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.

Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание.

4. Реализация намеченного (изучение нового материала).
Работа в паре

Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу;

Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы,

применяют полученные знания на практике.

Умение понимать и формулировать правило сравнения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль», применять правило при выполнении заданий

Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение

5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Фронтальная работа

Организует работу по составлению алгоритма сравнения чисел с разными знаками. Предлагает разобрать неравенство, которое не смогли решить в начале урока.

Организует отработку навыков сравнения чисел с разными знаками № 536, 538 в тетрадях и на доске.



Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.


Умение применять правило сравнения чисел с разными знаками при проверке решения примеров.

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

6. Закрепление изученного.

Тест

Предлагает выполнить тест с последующей самопроверкой. (На ноутбуках).

Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся

Выполняют тест, выполняют самооценку.

Применять правило сравнения чисел с разными знаками.

Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.

П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

7. Итог урока

Предлагает подвести итог урока на применение правила сравнения чисел с разными знаками и отрицательных чисел.

Отвечают на вопросы, приводят примеры

Применять правило сравнения чисел с разными знаками и отрицательных чисел при выполнении заданий

Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Р:принимать и осуществлять учебную задачу

П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение

К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания.

8. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации


Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.

Работают дома с текстом.

Знать правило сравнения чисел с разными знаками, уметь применять его при выполнении заданий

Л.принятие социальной роли обучающегося

Р. Адекватно осуществляют самооценку.

П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

К. выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.

9. Рефлексия.

Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.

Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму.


Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.





Л: независимость и критичность мышления;

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность

П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.



Тип урока: урок открытия новых знаний
Предмет: математика

Класс: 5
Учитель: Гришмановская Т.Н.
Тема урока: «Сравнение целых чисел»
Цель урока: формирование навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Задачи урока: сформировать навыки сравнения чисел с разными знаками.
Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):


  • познакомить учащихся с правилом сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками

  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;

  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;

  • повторить и закрепить правила по данной теме;


Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):


  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.


Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)


  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей; развивать математическую грамотность.

  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.


Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие «Путешествие в исторический музей танка»
Формы работы учащихся: Фронтальная, в паре, индивидуальная
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для практической работы, магнитная доска, листы самооценки.


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап (5мин)

Вступительное слово учителя: (1 слайд)

Здравствуйте ребята, я получила приглашение посетить исторический музей танка Т -34. Почему именно туда, спросите вы? Потому что в этом году исполняется 70 лет со дня Победы.

Добираться в музей мы будем на паровозе (2 слайд).Вагонов много, но мы ведь не одни.

На каком из них вы совершите своё путешествие – предстоит выбрать вам самим: 1 вагон « -3 + 2», 2 вагон « -287 > -300», 3 вагон «-3 * 2».

- какое действие с целыми числами вам знакомо?

- значит чем мы будем заниматься во время путешествия? А можете ли вы утверждать, что данная запись « -287 > -300» верна?

- можете ли вы с помощью координатной прямой узнать, какое число из них расположено левее, а какое правее?

- что мы должны для этого сделать?

- Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?
- итак, цель нашего увлекательного путешествия: (3 слайд)

Научиться сравнивать числа с разными знаками

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.

- Займите места в вагоне. Скоро мы окажемся в музее. Что нужно знать посетителю такого места? Как себя вести в музее? Можно ли без разрешения трогать экспонаты?

Проведем небольшой экзамен на готовность к посещению музея.

- Возьмите маршрутные карты, после каждого испытания оцените себя и своего товарища, в конце путешествия мы посмотрим, кто как оценил свою работу, и совпадет ли оценка с оценкой вашего друга.

- оцените себя по 1 пункту в листе самооценки


  • Выбирают вагон, ставят тему урока



  • Сравнение




  • Сравнивать положительные и отрицательные числа; нет.




  • Это не возможно. Нужно найти правило, которое нам поможет.




  • Повторить, какие числа относят к положительным, отрицательным; какие числа называют противоположными; как расположены числа на координатном луче; повторить, как сравнить числа с помощью координатного луча.




  • Найти правило, которое нам поможет сравнить числа с разными знаками



  • Учащиеся вспомнили правила поведения в музее, готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.




  • Оценивают себя

2 Актуализация знаний. (Слайд 4) Устно:

А знаете ли вы, кто был главным конструктором танка Т -34?

  • Разгадайте кроссворд и по вертикали увидите фамилию конструктора танка.

Ответы:

 

 

 

 

 

 

1 с

 о

 р

 о

2 к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 м

 о

 д

 у

 л

 ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 б

 о

 л

 ь

 ш

 е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 к

 а

 л

 ь

 к

 у

 л

 я

 т

 о

 р

 

 

 

 

 

 

6 п

 о

 л

 о

 ж

 и

 т

 е

 л

 ь

 н

 ы

 е

7 о

 т

 р

 и

 ц

 а

 т

 е

 л

 ь

 н

 ы

 е

 

 

 

 

 



- оцените в маршрутных картах вашу готовность к поездке:

Все верно называл «2б»

Были небольшие затруднения «1б»

Многое непонятно «0б»

Думаю, что к путешествию вы готовы. Прошу занять свои места.

(5 слайд)
Внимание, с музея поступил сигнал SOS: «Случайным образом исчезли некоторые данные о танке Т-34-76: какую скорость развивал танк; масса танка; количество экипажа; толщина брони. Просьба ко всем, кто находится близко к памятнику такого танка, помогите».

- поможем? Тем более мы как раз сейчас будем проезжать мимо станции «Пулемётная», стоянка поезда 2 минуты. Около станции находится тот самый памятник.

Решено! Экипажу быть в полной боевой готовности.

- Внимание! За 2 минуты мы должны помочь охраннику памятника открыть нам калитку, исправив поломку замка. Возьмите по 1 сломанному механизму:

  1. Указать неверное неравенство

  2. Какое из чисел нельзя вписать вместо *

  3. Записать числа в порядке возрастания

  1. Указать неверное неравенство

  2. Какое из чисел нельзя вписать вместо *

  3. Записать числа в порядке убывания






- проверим ваши решения. (6 слайд)

- оцените в маршрутных картах ваш результат:

все верно выполнил «2б»

1 ошибка - «1б»

2 ошибки - «0б»

Молодцы! Бегите скорее к памятнику и запишите нужную нам информацию для музея. Вы справились и с этим заданием. Продолжаем наше путешествие.

Посмотрите в окна нашего поезда, какая замечательная природа нас окружает, какие интересные места можно было бы ещё посетить и узнать о них много интересного. Как много пролетает мимо нас памятников, монументов, хранящих свою историю.

А ещё свою историю хранят документы, наклейки, плакаты, листовки и т.д.

- определите, какой носитель информации мог содержать в себе символ Победы нашего народа (7 слайд)
(работа в паре) перед вами 5 карточек с заданиями. Выполните действия и выберите верный ответ из предложенных:

  1. записать числа -4, 0,11,-3 в порядке возрастания.

Варианты ответа: а) 0, -3,-4,11 б) 11,0,-3,-4 в) -4,-3,0,11.


А)

Б)

В)

л

к

м



2) какие из точек расположены на одинаковом расстоянии от начала отсчета: А(-5), В(15), С(10), Е(5), К(9), Д(-18)


А и Е

А и К

В и Д

А

Е

О


3) выбрать наибольшее число:

а) -16, б) -33 в) -43 г) -11


В)

Г)

А)

В

Р

К


4) сравни числа: а) -5 и 5 б) 0 и -10 в)-1236 и 2056


К

М

В

<, >, <

<, <,<

=, >, >


5) выбрать наименьшее число:

а) -16, б) -33 в) -43 г) -11


В)

Г)

Б)

В

Р

А


- получилось слово - «МАРКА» (8-9 слайд)

- оцените себя участвовал в работе – 1б

Не участвовал в работе – 0б
- Удобно ли сравнивать такие числа как -1236 и 2056 с помощью координатной прямой? Как же разрешить нам эту проблему?




  • нет




  • разгадывают кроссворд.



  • Проверяют ответы



  • оценивают


Выполняют задания на карточках

Оценивают

Выполняют карточки с заданиями, расшифровывают название (марка)

М
А
Р


-5 < 5 т.к. -5 лежит левее, 0 > -10 т.к. 0 лежит правее, 3 задание вызывает затруднение

К
А

Оценивают себя

Нет; найти правило

3. Планирование действий по достижению цели. (Фронтальная работа)
Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?
Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать?
- Т.е. найти правила, которые нам помогут без труда сравнить любые числа



  • Сообща.




  • Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…

  • Можно найти в учебнике, в интернете,…

4. Изучение нового материала (сам. работа, работа в паре)
Наконец-то мы прибыли. Прошу вас посетить музей, но помните, что в музее нужно вести себя достойно, экспонаты руками не трогать, разве что с разрешения музейного работника.

Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сравнения чисел с разными знаками.

- Просмотрите слайд-лекцию, сделайте вывод .
- попробуйте сформулировать правило сравнения чисел с разными знаками.

- Поработайте в паре, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры, проверьте правильность решения.
- Поставьте баллы в лист самооценки: Все верно называл «2б»

Были небольшие затруднения «1б»

Многое непонятно «0б»


В ноутбуках открывают «Сравнение целых чисел» и самостоятельно изучают новый материал


  • Выполняют работу в парах, делают выводы.

  • Работают в паре, сравнивают формулировки, решают примеры товарища, оценивают.




5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

(написано на доске)

Давайте вернемся к 4 заданию: сравнить числа -1236 и 2056 , проговорить правила, приводя примеры на доске:

А) -1236 и 2056

Б) -12 и -105

В) -1005 и 0

Г) 125 и 0

Сотрудник музея: молодцы, с заданием справились, потому расскажу вам немного из истории танка Т-34, а вы мне кое в чем поможете.

( 10 слайд)

Внимание! Впереди нас стоит знаменитый истребитель танковТ-34-57 (11 слайд)

Задача туристам: необходимо подняться на машину, чтобы посмотреть, где находятся места для экипажа и сколько их. Можете посидеть, посмотреть в прицел. Чтобы подняться на танк, необходимо преодолеть 3 трудности:

  1. нужно как следует размяться. (физминутка)

  2. Поднимаемся не торопясь, по очереди, поднимаем люк, располагайтесь поудобнее.

(работа у доски) сравнить числа № 536 стр.168,

№ 538 стр.169 (12 слайд)

  1. Не забывайте про самооценку.

Сделал все примеры сам- 2б

Сделал больше половины сам- 1б

Сделал меньше половины сам- 0б

  • проговаривают правило (отрицательное число всегда меньше положительного т.к. оно лежит левее), решают неравенство.




  • читают свои записи, подготовленные ранее для музея (скорость танка, масса и т.д.)




  • сравнивают, объясняют как сравнили проговаривая правило.



  • Выставляют баллы.

6. Закрепление полученных знаний. (13 слайд)
Внимание! Мы подошли к двум противникам Т-34.

Каждый танк был снабжен боеприпасами. Танк Т-34 оснащался

несколькими видами снарядов. А какими именно, вам предстоит узнать самим.

- Работа с тестом на ноутбуках вариант 19.1, вариант 19.2

- оцените себя: 10-11 баллов оценка «5»

8 – 9 баллов оценка «4»

5– 7 баллов оценка «3»

0 – 4 баллов оценка «2»
Молодцы! Вы справились с тестом, а вот и снаряды (14 слайд)

- Ну что ж, экскурсия подошла к концу. Пора возвращаться домой.

- На память вам работники музея приготовили буклеты с фотографиями различных танков в годы ВОВ.(15 слайд)

- Путешествие прошло продуктивно. Вот мы с вами и дома!

- Владимир Мономах сказал такие слова: «Что умеете хорошего, то не забывайте, чего не умеете – учитесь…»

- относятся ли эти слова к нашей теме урока: сравнение целых чисел?


Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.


Рассматривают снаряды

Да, если научились сравнивать числа с разными знаками – не забывайте, если что-то не усвоили – учитесь, разбирайтесь.

7. итог урока(16 слайд) «Лесенка достижений»

- понравилось путешествие?
- какую цель мы поставили в начале путешествия?
- достигли ли вы этой цели?
- закончите предложение: «Я знаю по теме…»

«Я знаю, что любое положительное число…..»
« Я знаю, что нуль больше….»

«Я знаю, что из двух отрицательных чисел меньше то…..»
«я умею по теме..»



- да
- Научиться сравнивать положительные и отрицательные числа с помощью правила
- да
- что числа можно сравнить с помощью координатной прямой и без неё (с помощью правила)

- больше отрицательного; больше нуля
-любого отрицательного числа

- которое стоит левее
- сравнить числа с разными знаками, с одинаковым знаком, с нулём


8. Домашнее задание. (17 слайд)
Вы можете записать домашнее задание на выбор:

П.35 выучить правила.

1 ) Сравнить числа № 2 стр. 182; №54 стр.169

2) №54 стр.169 и тест «Проверь себя»

3) придумать творческое задание на тему военных действий (тест, кроссворд, игра и т.д.).

  • Выбирают и записывают домашнюю работу.



9. Рефлексия.

В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно.
Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.
Если вы хотите участвовать в большой жизни,

то наполняйте свою голову математикой,

пока есть к тому возможность.

Она окажет вам потом огромную помощь

во всей вашей работе.

(М.И. Калинин)

Спасибо за урок! (18 слайд)







Лист самооценки.


№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

Оценка одноклассника

1

Формулировка темы урока, цели и задач урока

Я сам смог определить тему, цель и задачи урока - 2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.




Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.





2

«Кроссворд»
Устный счет

Все верно называл – 2 балла

Были небольшие затруднения – 1 балл

Многое непонятно – 0 баллов




Принимал участие в устном счёте- 1 балл.

Не принимал участие - 0 баллов.




3

«Механизмы»

Выполнение индивидуальной практической работы

Все выполнил сам - 2балла

1 – 2 ошибки – 1 балл.

3 ошибки и более – 0 баллов.





Все верно называл – 2 балла

Были небольшие затруднения – 1 балл





4


«Символ Победы»

Работа в группе по закреплению изученного

Проверка правильности решения

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.





Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.





5

Разбор новой темы



Все понятно – 2 балла

Были небольшие затруднения – 1 балл

Многое непонятно – 0 баллов




Справился с заданием– 1 балл.

Не справился с заданием– 0 балл.





6

«Истребитель танков»
Выполнение № 536, № 538

Сделал все сам 2 балла.

Сделал больше половины сам – 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.




Справился у доски с заданием 1 балл.

Не справился у доски с заданием 0 баллов.




7

«Снаряды»

Выполнение тестовой работы

Набрал 10 - 11 баллов - оценка «5»

Набрал 8 - 9 баллов - оценка «4»

Набрал 5 - 7 баллов - оценка «3»

Набрал 0 - 4 баллов - оценка «2»




Не оценивается






Поставьте себе оценку:

если вы набрали 9-11 баллов - «5»
6 – 8 баллов – «4»

3 – 5 баллов – «3»
За урок ставится оценка по подсчету баллов, за тест – вторая оценка.