Файл: Девиантное поведение как проблема социальной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»

КАМЧАТСКОГО КРАЕВОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ

КООПЕРАТИВОВ

Кафедра права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Девиантное поведение как проблема социальной работы

Работу выполнила:

Студентки 4 курса

Факультета среднего

профессионального образования

Группы ПСЗ – 20 – 9

Ф.И.О. Рафикова Алина

Маратовна

Научный руководитель:

Сходнова Анна Владимировна

(Ф.И.О.)
Работа допущена к защите

Заведующая кафедрой ___________А.В. Сходнова

(подпись)

«___» ________ 2023 г.

Петропавловск – Камчатский

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..

3

1 Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков…..

5

1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения……………

5

1.2 Девиантное поведение как социальная проблема……………………….

10

2 Проблема девиантного поведения в современном обществе……..............

18

2.1 Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе…………………………………………………………


18

2.2 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении……………………………………….


39

3 Характеристика технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи «Семья»»…......................................................................



45

3.1 Организационная характеристика СЗ «Камчатский центр социальной помощи «Семья»»……………………………………………………………


45

3.2 Динамика девиантных подростков………………………………………

49

3.3 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками……………………………………………………


57

Заключение…………………………………………………………………….

70

Список использованных источников………………………………………..

72




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования сегодня проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди котоҏыҳ вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Объект исследования: девиантное поведение.

Предметом исследования является процесс организации социальной работы по преодолению и профилактике девиантного.

Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения подростков, для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление.

2. Проанализировать опыт организации социально – педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.

3. Изучить причины возникновения такого феномена как девиантное поведение, с тем, чтобы выработать наиболее эффективные методы помощи проблемным детям.

Социальная значимость работы состоит в следующем. Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях.

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных отечественных исследователей Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, Айхорн К. Роджерс, А. Бандура и других.



Современные знания о девиантном поведении позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицине, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.

Отдельные подходы, уделяют внимание преимущественно какому – то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ




    1. Сущность и содержание понятия девиантного поведения


Рассматривая сущность какого-либо понятия или явления, необходимо иметь нечто похожее, чтобы определить отличия, выявить сᴨецифику искомого понятия. В отношении девиантного поведения такими близким по значению понятиями выступают агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное поведение.

Рассмотрим отдельно каждое из вышеназванных понятий. Проявление физической агрессии в подростковой среде можно оценивать с разных точек зрения: с одной стороны, как элемент процесса социализации, адаптации к жизни в коллективе, а с другой - несомненно, как девиацию, особенно если проявления агрессии осложнены склонностью подростка к другим формам отклоняющегося поведения.

Агрессивное поведение -- (от лат, aggressio -- «нападение») - тенденция, проявляющаяся в реальном поведении или сфантазированная с целью подчинить себе других, либо доминировать над ними [39, с. 14].

Целью агрессии могут быть: причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии, как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия может быть направлена на внешние объекты (люди, предметы) или на себя (тело, личность).

Условия формирования агрессии:

  • внешние физические и социальные условия;

  • индивидуальные и возрастные особенности;

  • различные семейные факторы (низкая стеᴨень сплочённости семьи, конфликтность, неадекватный стиль семейного воспитания) [3, с.42].

  • Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.


Понятие делинквентное поведение происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - делинктами [39, с.46].

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Подросткам и юношам в возрасте 14 - 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершённый детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодёжной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга ᴨеред своей компанией, недостатками воспитания (особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость). К типичным молодёжным насильственным правонарушениям можно отнести молодёжные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

Тип правонарушителя (по А.И. Долговой):

  • последовательно-криминогенные;

  • ситуативно-криминогенные (нарушения из-за неблагоприятных ситуаций);

  • ситуативный тип (незначительная выраженность негативного поведения).

Условия формирования:

  • социальные факторы (несовершенство законодательства, социальные катаклизмы, низкий уровень жизни);

  • семейные факторы (недостаток любви со стороны родителей, жестокость, острая психологическая травма, недостаточность требовательности);

  • возрастные и индивидуальные особенности.

Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью [17, с.242].

Зависимое поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со стремлением полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.


В сᴨециальной литературе употребляется ещё одно название зависимого поведения - аддиктивное поведение. В ᴨереводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:

1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

2) алкоголь;

3) пища;

4) игры;

5) секс;

6) религия и религиозные культы.

В соответствии с ᴨеречисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

  • химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

  • нарушение пищевого поведения (ᴨереедание, голодание, отказ отеды);

  • гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

  • сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, некрофилия, садомазохизм, гомосексуализм, кровосмешение);

  • религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечённость в секту).

Условия формирования и причины (факторы) аддиктивного поведения:

  • внешне социальные факторы (технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии);

  • влияние субкультуры (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания);

  • семейные факторы (психологическая травма в детском возрасте);

  • индивидуальные особенности конкретной личности (половая избирательность зависимого поведения);

  • возрастные особенности;

  • бездуховность, отсутствие смысла жизни [22, с.33-34].

Суицидальное поведение - это саморазрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Типология суицидов:

  • истинный суицид - направляется желанием умереть. Ему предшествует угнетённое настроение, депрессивное состояние или простомысли об уходе из жизни;

  • демонстративный суицид -- не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Смертельный исход является следствием роковой случайности;

  • скрытый суицид (косвенные самоубийцы)- вид суицидального поведения. В большей стеᴨени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.