Файл: Девиантное поведение как проблема социальной работы.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»
КАМЧАТСКОГО КРАЕВОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
КООПЕРАТИВОВ
Кафедра права
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Девиантное поведение как проблема социальной работы
Работу выполнила:
Студентки 4 курса
Факультета среднего
профессионального образования
Группы ПСЗ – 20 – 9
Ф.И.О. Рафикова Алина
Маратовна
Научный руководитель:
Сходнова Анна Владимировна
(Ф.И.О.)
Работа допущена к защите
Заведующая кафедрой ___________А.В. Сходнова
(подпись)
«___» ________ 2023 г.
Петропавловск – Камчатский
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
1 Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков….. | 5 |
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения…………… | 5 |
1.2 Девиантное поведение как социальная проблема………………………. | 10 |
2 Проблема девиантного поведения в современном обществе…….............. | 18 |
2.1 Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе………………………………………………………… | 18 |
2.2 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении………………………………………. | 39 |
3 Характеристика технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи «Семья»»…...................................................................... | 45 |
3.1 Организационная характеристика СЗ «Камчатский центр социальной помощи «Семья»»…………………………………………………………… | 45 |
3.2 Динамика девиантных подростков……………………………………… | 49 |
3.3 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками…………………………………………………… | 57 |
Заключение……………………………………………………………………. | 70 |
Список использованных источников……………………………………….. | 72 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования сегодня проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди котоҏыҳ вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предметом исследования является процесс организации социальной работы по преодолению и профилактике девиантного.
Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения подростков, для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление.
2. Проанализировать опыт организации социально – педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.
3. Изучить причины возникновения такого феномена как девиантное поведение, с тем, чтобы выработать наиболее эффективные методы помощи проблемным детям.
Социальная значимость работы состоит в следующем. Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях.
Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных отечественных исследователей Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, Айхорн К. Роджерс, А. Бандура и других.
Современные знания о девиантном поведении позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицине, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.
Отдельные подходы, уделяют внимание преимущественно какому – то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
-
Сущность и содержание понятия девиантного поведения
Рассматривая сущность какого-либо понятия или явления, необходимо иметь нечто похожее, чтобы определить отличия, выявить сᴨецифику искомого понятия. В отношении девиантного поведения такими близким по значению понятиями выступают агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное поведение.
Рассмотрим отдельно каждое из вышеназванных понятий. Проявление физической агрессии в подростковой среде можно оценивать с разных точек зрения: с одной стороны, как элемент процесса социализации, адаптации к жизни в коллективе, а с другой - несомненно, как девиацию, особенно если проявления агрессии осложнены склонностью подростка к другим формам отклоняющегося поведения.
Агрессивное поведение -- (от лат, aggressio -- «нападение») - тенденция, проявляющаяся в реальном поведении или сфантазированная с целью подчинить себе других, либо доминировать над ними [39, с. 14].
Целью агрессии могут быть: причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии, как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия может быть направлена на внешние объекты (люди, предметы) или на себя (тело, личность).
Условия формирования агрессии:
-
внешние физические и социальные условия; -
индивидуальные и возрастные особенности; -
различные семейные факторы (низкая стеᴨень сплочённости семьи, конфликтность, неадекватный стиль семейного воспитания) [3, с.42]. -
Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
Понятие делинквентное поведение происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - делинктами [39, с.46].
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Подросткам и юношам в возрасте 14 - 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершённый детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодёжной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга ᴨеред своей компанией, недостатками воспитания (особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость). К типичным молодёжным насильственным правонарушениям можно отнести молодёжные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.
Тип правонарушителя (по А.И. Долговой):
-
последовательно-криминогенные; -
ситуативно-криминогенные (нарушения из-за неблагоприятных ситуаций); -
ситуативный тип (незначительная выраженность негативного поведения).
Условия формирования:
-
социальные факторы (несовершенство законодательства, социальные катаклизмы, низкий уровень жизни); -
семейные факторы (недостаток любви со стороны родителей, жестокость, острая психологическая травма, недостаточность требовательности); -
возрастные и индивидуальные особенности.
Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью [17, с.242].
Зависимое поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со стремлением полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.
В сᴨециальной литературе употребляется ещё одно название зависимого поведения - аддиктивное поведение. В ᴨереводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.
В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:
1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);
2) алкоголь;
3) пища;
4) игры;
5) секс;
6) религия и религиозные культы.
В соответствии с ᴨеречисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
-
химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); -
нарушение пищевого поведения (ᴨереедание, голодание, отказ отеды); -
гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); -
сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, некрофилия, садомазохизм, гомосексуализм, кровосмешение); -
религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечённость в секту).
Условия формирования и причины (факторы) аддиктивного поведения:
-
внешне социальные факторы (технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии); -
влияние субкультуры (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания); -
семейные факторы (психологическая травма в детском возрасте); -
индивидуальные особенности конкретной личности (половая избирательность зависимого поведения); -
возрастные особенности; -
бездуховность, отсутствие смысла жизни [22, с.33-34].
Суицидальное поведение - это саморазрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.
Типология суицидов:
-
истинный суицид - направляется желанием умереть. Ему предшествует угнетённое настроение, депрессивное состояние или простомысли об уходе из жизни; -
демонстративный суицид -- не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Смертельный исход является следствием роковой случайности; -
скрытый суицид (косвенные самоубийцы)- вид суицидального поведения. В большей стеᴨени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.