Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине История и методология юридической науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «История и методология юридической науки»
Проблемы юридического образования в России.
_____________________________________________________
(тема практического задания)
ФИО студента | Волкова Яна Васильевна |
Направление подготовки | Государственно-правовое обеспечение социальной деятельности |
Группа | ДО-ЮСТ-М-7-3-2022 |
Москва
2023
План
I. Введение
Общая информация о юридическом образовании в России
Актуальность темы
II. Недостатки программ обучения
Перегруженность учебных программ
Отсутствие практических занятий
Несоответствие требованиям современной юридической практики
III. Проблемы с выбором формы обучения
Низкий уровень подготовки студентов в бакалавриате
Неэффективное использование времени студентов в магистратуре
IV. Регулирование инноваций в методах обучения
Ограниченное использование современных технологий
Проблема нововведений и их практической реализации
VI. Заключение
Перспективы будущего развития юридического образования в России
Необходимость совершенствования юридического образования в России
I. Введение
В современной России предъявляются строгие требования к уровню качества профессиональной подготовки юристов, поскольку отсутствие качества и добросовестности исполнения должностных обязанностей неизбежно приведет к отрицательным социально-экономическим последствиям. Качество юридического образования является социальным показателем и определяется как соответствие системы юридического образования актуальным потребностям гражданского общества и личности, получающей юридическое образование.
1
Тема "Проблемы юридического образования в России" является крайне актуальной, так как право является одной из наиболее важных сфер в жизни общества. Юридическое образование играет важную роль в формировании квалифицированных специалистов, которые занимаются защитой прав и интересов граждан, бизнеса и государства. В свете активной разработки новых законодательных и нормативных актов, а также изменений в экономической, политической и социальной сферах, юридическое образование становится еще более важным и нуждается в решении своих проблем и недостатков.2
II. Недостатки программ обучения
Главная проблема в том, что вся программа чаще всего включает 25 обязательных предметов, и это слишком много. Студенты изучают все: и семейное право, и криминологию, и криминалистику, и информационные технологии. Времени на все эти области не хватает, и в результате все это преподается в очень сжатом объеме.
Эту ситуацию нужно менять — и оставлять в ядре юридического образования 10–12 наиболее фундаментальных предметов
В целом нужно дать больше свободы вузам, чтобы они исходя из своей направленности сами определяли свои траектории, а не заставляли бы факультеты включать все дисциплины подряд — в том числе из страха, что придет проверка и найдет расхождения со стандартами.3
Еще одна большая проблема — как совместить в юридическом бакалавриате глубокое погружение в теорию и практику. Опять же, в первые два года студент только начинает входить в профессию на самом общем уровне, и только в последние два он накапливает знания по специальности. Чем-то все-таки придется пожертвовать. Если крен будет в сторону практического бакалавриата, жертвовать придется глубиной панорамы и междисциплинарным мышлением. Если двигаться к более классическому юридическому образованию, то придется опускать какой-то практический момент. Практики сегодня, кстати, охотно идут в университет — проводить мастер-классы, встречи со студентами. В том числе потому, что так они сокращают издержки на привлечение стажеров и работников — приходят в вуз и набирают из числа хороших студентов. Здесь тенденция наблюдается хорошая.4
Виктория Шанаурова, выпускник 2016 года Института юстиции Уральского государственного юридического университета, ведущий юрисконсульт в банке, считает, что в университете мало практики. Поэтому после второго курса, когда студент уже знает, что
такое срок исковой давности, юридическое лицо и как устроена судебная система, следует предусмотреть год практики под наставничеством практикующего юриста, арбитражного управляющего, судьи, следователя или эксперта, считает Шанаурова. Кроме того, программа быстро отстает от жизни. «Никто в университете не говорит о правовом регулировании криптовалюты или юридическом сопровождении лицензионных программ. Все изучается в общей плоскости отрасли, никакого обновления программы не происходит. Зачастую даже контрольные работы и тесты такие же, как были 5–6 лет назад, что позволяет все списать у выпускников и не переживать», — отмечает Шанаурова.
Илья Сокольщик, декан юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, председатель Комиссии по высшему юридическому образованию московского отделения Ассоциации юристов России отмечает, что текущие события повлияют на российское юридическое образование, прежде всего, в связи с выходом России из Совета Европы (обращаться в ЕСПЧ российским гражданам разрешено только по фактам, которые произошли до 16 сентября 2022 года). По мнению эксперта, по многим дисциплинам придется перерабатывать программы, курсы о Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) и ЕСПЧ могут со временем и вовсе отменить.5
А еще разные преподаватели в одном вузе могут придерживаться разных подходов к тем вопросам, на которые нет однозначного ответа в законе или практике, отмечает Лидия Печерина, магистрант НИУ ВШЭ СПБ (программа «Гражданское и коммерческое право»), практикующий юрист. Конечно, это само по себе это нормальное явление для юриспруденции, считает она.
«В обучении, возможно, стоило бы чаще предлагать студентам разные мнения, чтобы они попробовали обосновать ту точку зрения, которую выбрали, а не следовать единственно правильному, по мнению лектора, решению», — считает Печерина.
Надо совершенствовать методику преподавания, а именно изменять формат ежедневных занятий, предлагает Анна Казимир, выпускница 2020 года Института бизнес-права МГЮА имени О. Е. Кутафина (бакалавриат), юрист в адвокатском кабинете А. А. Расторгуевой. Например, следует уходить от классических лекций к дискуссиям со студентами о проблемных вопросах дисциплины. Казимир полагает, что будет эффективно внедрить в образовательный процесс больше case study — обучения на примере конкретных ситуаций: теорию отрабатывают на задаче и студент уже применяет изученную норму на практике. Для этого создают типовую обстановку или берут пример из жизни, а студент должен применить норму, подкрепить ее судебной практикой.
6
Тихон Подшивалов, заведующий кафедрой гражданского права и гражданского судопроизводства, заместитель директора по научной работе Юридического института Южно-Уральского государственного университета к проблемам юридического образования относит:
- Рост конкуренции между юридическими факультетами вузов за абитуриентов. По мнению Подшивалова, это вынудит вузы развивать новые методики юридического образования и станет импульсом для роста.
- Усложнение из-за сложившейся ситуации выезда за рубеж на обучение в заграничных вузах и рост запроса на качественное образование внутри страны.
III. Проблемы с выбором формы обучения
Другая большая проблема российского юридического образования — оно плохо адаптировалось под Болонскую систему с разделением на бакалавриат и магистратуру. К слову, юристы очень не хотели вступать в эту систему, их долгое время продолжали учить в специалитете. Некоторые постсоветские страны просто мимикрировали, сохранив, по сути, прежнюю систему: например, в Польше после пяти лет обучения юристам сразу дают магистерскую степень.
В России выпускники бакалавриата приходят на свой факультет в магистратуру, и часто там им два года те же самые люди читают те же самые курсы. Магистратура изначально задумывалась как место, где получают узкую специализацию те, у кого уже есть общее образование в своей области. У нас это не так, и не только на юридических факультетах, — программы получаются слишком общие, несфокусированные. Плюс, как это ни странно, в бакалавриате студенты обычно более мотивированные, заинтересованные.
В магистратуру обычно приходят уже взрослые усталые люди — работающие, семейные.
Они учатся по вечерам, многие просто приходят за дипломом (например, магистерская степень необходима, чтобы стать судьей). Такие студенты не успевают ничего читать, пропускают занятия. Поэтому качество работы в магистратуре по некоторым направлениям хуже, чем в бакалавриате, а должно быть наоборот. Эту проблему можно решить только комплексно: тут нужны и хорошие стипендии, и более специализированные, связанные с индустрией магистерские программы.7
Говоря о Болонской системе, И. Сокольщик предлагает, кроме прочего, вернуть пятилетнее юридическое образование на первой ступени, а вторую ступень сократить до одного года и посвятить ее углублению знаний в узкой научно-практической сфере. Такая однолетняя магистратура с обязательной дипломной работой могла бы, по мнению эксперта, помочь выработать научно-практические навыки и послужить хорошей проверкой способностей перед аспирантурой. Ее легче организовать и реализовать, она будет более понятна и доступна обучающимся, которые зачастую и так устали учиться после бакалавриата. Важно, чтобы такая магистратура перестала быть самостоятельным юридическим образованием, как сейчас, когда без бакалаврского диплома выпускник магистратуры имеет те же права, что и бакалавр, отмечает Сокольщик.
8
Булат Назмутдинов, директор бакалаврской программы «Юриспруденция: междисциплинарные исследования» РАНХиГС предлагает: создать две модели юробразования. Юридическое образование могло бы дать базу для дальнейшего развития управленцам, предпринимателям, философам и даже социологам. По мнению эксперта, было бы хорошо создать две траектории: монопрофессиональную и междисциплинарную. В рамках первой юристы готовились бы к практической деятельности, в рамках второй — была бы возможность получить представление о смежных дисциплинах.
Сохранять и развивать научные связи. В связи с реформой университетской структуры — усилением роли менеджеров, ослаблением кафедр и иных академических институтов — Назмутдинов считает важным сохранить научную составляющую.
В свете этого заслуживает внимания и проблема реформирования таких форм получения юридического образования, как очно-заочная (вечерняя) и заочная. Образовательный стандарт ориентирован на очное обучение, в отношении заочной и вечерней форм он определяет только минимальный объем аудиторных занятий, чего, по мнению авторов, недостаточно.
Необходим качественно иной подход к указанным формам образования, выработка самостоятельных требований к учебным планам, методике преподавания, позволяющих компенсировать малое количество аудиторных занятий и обеспечить воспитание профессионально важных качеств.9
Кадровая проблема вузов тоже имеет проблему юридической науки. Некоторые эксперты считают абсолютно необходимым и естественным то положение, что преподаватель вуза вправе осуществлять обучение студентов только при условии, если он сам непрерывно ведет научный поиск в избранной им отрасли знаний.10
Сергей Степашин, председатель Ассоциации юристов России, председатель попечительского совета ППК «Фонд развития территорий» тоже считает, что “Дело не в двухступенчатости — бакалавр, магистр. Важно качество образования, которое люди должны получать от действительно прекрасного профессорско-преподавательского состава”.11
Другое дело что образовательный процесс затянут, а профессия преподавателя перестала быть престижной.
Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин, принимая участие в X Петербургском международном юридическом форуме, рассуждает: “Советская аспирантура готовила научные кадры. За 8 месяцев я написал кандидатскую диссертацию, за 12 месяцев ее защитил (…) Сегодня аспирантура — четвертая форма обучения, что ли? Сколько можно учиться? На старости лет, что ли, кандидатские диссертации завершать? Аспирантура того времени была кузницей кадров, ученых и преподавателей. Молодые ученые-юристы создавали новые методики, делали скромные, но свои открытия, и важно сегодня, мне кажется, восстановить не столько советское образование высшей школы, но и аспирантуры. Сегодня престиж преподавателей упал ниже нуля, ну и зарплаты были достойные. Сейчас провал с преподавателями».