Файл: 23 Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавным оборудованием. Прокладка рукавных линий.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ПСЧ-71 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Тульской области
Д.А. Митяев
« ____ » _____________ 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
(типовой)
проведения занятий в системе специального первоначального обучения
с личным составом ПСЧ-71 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Тульской области
Тема: №23 Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавным оборудованием. Прокладка рукавных линий.
Вид занятия: практическое занятие Отводимое время: 2 (ч)
Цель занятия: практически отработать тему занятия.
Литература, используемые при проведении занятия:
- Приказ МЧС России №472 от 26.10.2017 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны»;
- Нормативы по ПСП;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №881 Н от 11 декабря 2020 г. "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны"
Развернутый план занятий
№№ пп | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин.) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Введение | 5 | Объявление темы, цели занятия. Охрана труда и техника безопасности |
2. | Основная часть | 80 | |
2.1 | Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавным оборудованием | 40 | Рукавные линии по назначению делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, идущая от насоса к разветвлению, называется магистральной, линия, идущая от разветвления к стволу, называется рабочей. Прокладка магистральных рукавных линий из скаток. Состав расчета зависит от длины рукавной линии. Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета - с правой стороны автонасоса в одну шеренгу. По команде: "Разветвление (назвать место его. установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток - марш" пожарные подбегают к ящикам кузова автомобиля и берут по две скатки. Пожарный № 2 кладет один рукав на землю, а второй раскатывает, присоединяет соединительную головку к патрубку насоса. Затем берет с земли вторую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет головку второго рукава к соловке рукава, проложенного пожарным № 1. Пожарный № 1 бежит с рукавами и разветвлением в сторону прокладки линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 закончил прокладку, раскатывает один рукав, а затем второй, соединяют их между собой, присоединяет разветвление, прокладывает линию к месту установки разветвления. Прокладка ответвленных рукавных линий из скаток. От каждой соединительной головки разветвления прокладывается линия одним пожарным. Расчет построен у разветвления. По команде "Ответвленные линии из скаток к зданию - марш" пожарные берут по две скатки рукавов и прокладывают линии от разветвления к позициям стволов, пожарный № 1 - от правой соединительной, пожарный № 2-от средней, пожарный № 3-от левой головки. Выйдя на позицию. докладывают: "Первый ствол - готов" и т. д. Прокладка рукавной линии с задней рукавной катушки и рукавного автомобиля. Для выполнения упражнения подготовить автонасос, на задней рукавной катушке которого намотаны учебные рукава. Отделение построить в одну шеренгу, правым флангом против правого колеса рукавной катушки пожарного автомобиля. В процессе выполнения упражнения отделение передвигается к позициям ствола. Расчет назначается в составе водителя и двух пожарных. При прокладке рукавной линии первым способом по команде "Ствол (указать позицию), линию с задней катушки - марш" расчет подбегает к рукавной катушке; пожарный № 1 освобождает фиксатор на раме, в это время пожарный № 2 снимает чехол. Затем оба пожарных, держась одной рукой за трубчатые ручки (№ 1 - правой, № 2-левой), другой рукой поворачивают рукоятки (на двух кронштейнах) на себя, опускают катушки на землю, поддерживая руками за ручки, и прокладывают рукавную линию до позиции ствола. Пожарный № 1, создав необходимый запас рукава, присоединяет ствол, выходит на указанную командиром позицию и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 работает подствольщиком. Водитель в момент снятия рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава, и присоединяют ее к напорному патрубку насоса. Второй способ применяется в случае прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику. Пожарный № 1 освобождает соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к стволу, сматывает с катушки необходимый запас рукава и выходит на указанную командиром позицию. Пожарный № 2 в это время снимает чехол, становится левой ногой на нижнюю заднюю подножку (ступеньку) с левой стороны автомобиля, правой ногой - на кронштейн, левой рукой берется за верхний поручень, а правой - за обод фланца боковины шпульки, подает команду водителю "Марш", который на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику. Пожарный № 2 тормозит правой рукой вращение шпульки и после остановки автомобиля вместе с водителем снимает катушку и присоединяет рукав к напорному патрубку насоса. Прокладка магистральной рукавной линии с рукавного автомобиля выполняется водителем и пожарным. По команде "Магистральную рукавную линию с рукавного автомобиля к водоему -марш" водитель готовит рукавный автомобиль для движения к водоему. Пожарный открывает задний отсек кузова автомобиля, вынимает часть рукава, кладет его на землю. Затем становится на откидную площадку, подает команду (сигнал) водителю "Марш", наблюдает за прокладыванием рукавной линии. При необходимости подает сигнал водителю о замедлении и ускорении движения автомобиля. Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику или к пожару. Аналогичным способом могут быть проложены две параллельные магистральные рукавные линии. Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным по команде "Рукав восьмеркой" -убрать". Пожарный берет в правую (левую) руку соединительную головку и, расставив руки несколько больше ширины плеч, опускает вниз сначала левую (правую) руку, подхватывая рукав снизу, а затем правую (левую) (рис. 7) и т. д. При уборке рукава "восьмеркой" пожарный продвигается вперед, не перетаскивая рукав по земле, если же рукав мокрый, убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава. Поднесенный рукав к автомобилю кладется на землю, соединительная головка, которая была в руке, вынимается из середины рукава и кладется на рукав. |
2.2 | Прокладка рукавных линий | 40 | По команде "Рукав (рукава) из скатки (скаток) - проложить" пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы рукавов у соединительных головок, а левой-с противоположной стороны. Выпрямляется, поднимая скатку, держит ее предплечьем правой руки, согнутой в лотке. Переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо - назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, передавая на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки (рис. 4). Перед концом раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад. Кладет одну соединительную головку на землю и, держа в правой руке вторую, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью, кладет соединительную головку на землю. |
3. | Заключительная часть | 5 | Подведение итогов по изученной теме. |
Пособия и оборудование, используемые на занятии: Учебная литература, БОП, ПТВ.
Инженер ПСЧ-68 3 ПСО ФПС ГПС
ГУ МЧС России по Тульской области Е.В. Сосновская
«___»_______________20__г.